Выполненные в 2015 году работы и полученные научные результаты

Проект «Инновации в управлении знаниями предприятия: типология, методология и рекомендации» (ИННОВАРРА) направлен на выявление и развитие методов и технологий управления знаниями, максимально соответствующих различным областям и типам знаний предприятия, а также оказывающих наибольший эффект на конечные результаты деятельности.

 

Идеи о целесообразности дифференциации методов и техник управления знаниями в зависимости от типов и областей знаний подтверждаются эмпирическими исследованиями стратегий формализации знаний Шульца и Джобе.

 

Для решения поставленной задачи проект ИННОВАРРА был разделен на 5 треков исследований. Трек А исследует  влияние различных элементов интеллектуального капитала на результаты деятельности российских компаний, а также выявляет практики управления знаниями, которые воздействуют на ключевые элементы интеллектуального капитала российских компаний и, соответственно, оказывают наибольший эффект на результаты деятельности российских компаний. Трек Б описывает типы и области знаний и создает основу для дифференциации соответствующих методов и инструментов управления знаниями. Остальные 3 трека рассматривают примеры методов и инструментов управления знаниями в нескольких областях, а именно: управление клиентскими знаниями и знаниями о продуктах и/или услугах (Трек В), знаниями в области операционного менеджмента (Трек Г), знаниями в области стратегического менеджмента и организационного развития (Трек Д).

 

В части управления клиентскими знаниями (трек В) акцент сделан на понятии клиентоориентированности, которое с точки зрения управления знаниями основано на явных (высказанных клиентом), так и неявных (латентных) знаниях о потребностях клиентов и факторах влияющих на них (в т.ч. знания о цепочке создания ценности клиента в настоящем и будущем). В рамках совместного с партнерами (в т.ч. клиентами) инновационного процесса знания создаются через взаимодействие (cocreation) и продолжающееся взаимное обучение. Последнее объясняет актуальность такого инструмента управления знаниями как научение/обучение в рамках построения и управления отношениями с партнерами (relational learning).

 

В рамках трека Г в части работы со знаниями в области операционного менеджмента обоснована актуальность контекстно-ориентированного управления знаниями, поддержки сетей знаний, наличия единого информационного пространства на базе онтологий, а также продемонстрирована растущая роль интернета вещей и социо-кибер-физических систем в работе компаний. Применение таких методов и инструментов управления знаниями объясняется эволюцией дисциплины «операционный менеджмент», вследствие влияния устойчивых трендов в развитии мировой экономики и технологий.

 

В части работы со знаниями в области стратегического менеджмента и организационного развития (трек Д) внимание было сосредоточено на использовании графических и матричных методов структурирования и представления знаний.

 

 

 

Трек А. «Влияние практик управления знаниями на результаты деятельности предприятия»

 

В рамках проведенного исследования (с использованием данных, полученных на основе анкетирования руководителей 240 российских производственных компаний)  анализировался уровень использования различных практик УЗ, а также элементы интеллектуального капитала, влияющие на формирование результатов деятельности организации.

 

Одной из целей проведенного исследования было изучение влияния элементов интеллектуального капитала на результаты деятельности компании. Результаты проведенного анализа показывают, что структурный и человеческий капитал влияют на результаты деятельности этих компаний, объясняя четверть вариации этой переменной, в то время как отношенческий капитал не оказывает на нее влияние. При этом структурный капитал оказывает более сильное влияние, чем человеческий.

 

Среди российских промышленных компаний наиболее часто используются практики организационного научения – около 80% опрошенных отметили, что в их компании используются те или иные практики, поддерживающие организационное научение. За ними с небольшим отрывом по популярности следуют практики защиты знаний и применение информационных технологий для управления знаниями. Наименее же распространены практики стратегического управления знаниями, вовлеченность руководства в управление знаниями и практики организационного дизайна.

 

 

Трек Б. «Типология и обобщенная карта знаний предприятия»

 

Систематизация типов, свойств и областей знаний в проекте ИННОВАРРА предназначена для дифференциации методов и инструментов управления знаниями и основана на идее «триады»: «область знаний – тип или свойство знаний – метод или инструмент управления знаниями», то есть, в определенной области преобладают знания с некоторыми свойствами, для которых лучше подходят определенные методы и инструменты.

 

В результате выполненного исследования по треку Б была сформирована новая типология знаний, ключевая особенность которой заключается в том, что в неё включаются только те типы и свойства знаний, которые существенно влияют на выбор инструментов и методов управления знаниями (или их групп). Для структурирования типовых областей знаний предприятия была предложена обобщенная карта знаний, построенная по трем основаниям:

 

  1. объекты, важные для бизнеса,
  2. деятельность, выполняемая в компании и
  3. отрасли.

 

Для дифференциации методов и инструментов управления знаниями был проведен анализ и систематизация исследований, связывающих типы и области знаний с методами и инструментами УЗ. Также проведено пилотное эмпирическое исследования, направленное на выявление связей между типами знаний, областями знаний и инструментами УЗ.

 

 

Трек В. «Работа со знаниями о продуктах/услугах и клиентах» 

 

В результате выполненных исследований по треку В было принято интегрированное определение клиентоориентированности как деятельности компании, направленной на определение целевых потребителей и их ключевых потребностей для создания добавочной ценности в течение продолжительного периода времени, не исключая интересы владельцев компании, менеджеров и работников, для повышения экономических результатов компании в долгосрочной перспективе. В рамках эмпирического исследования были определены кластеры российских компаний по восприятию концепции ориентации на клиента.

 

В результате проведенного анализа были выявлены показатели знаний клиентов о продуктах/услугах, влияющие на успешность их реализации на рынке, также было определено, что для успешного управления знаниями клиентов компании необходимо формировать базу своих знаний о клиентах. Было эмпирически подтверждено, что вовлечение клиентов на более ранних стадиях инновационного процесса и, таким образом, получение дополнительных знаний от клиента, способствует более высоким шансам на успешную коммерциализацию инновации. Также выявлено, что наиболее сильный эффект достигается при вовлечении клиентов в инновационный процесс уже на стадиях поиска и отбора идей, при этом фирмы с более высоким уровнем клиентоориентированности получают лучшие результаты.

 

 

Трек Г. «Работа со знаниями в области операционного менеджмента»

 

В результате анализа современных подходов к созданию и функционированию современных производственных сетей, предложена многоуровневая сетевая концептуально-технологическая модель управления знаниями для принятия решений. Она описывает локализацию знаний во взаимосвязанных проблемно-ориентированных сетях (социальные сети, сети знаний, сети компетенций и межорганизационной сети) и использумые при этом информационные технологии (виртуальные сообщества, управление персоналом и знаниями, интернет и облачные вычисления, поддержка решений с использованием краусорсинга и рекомендующих систем, карт знаний, семантико-управляемой интероперабельности / совместимости на основе онтологий).

 

Разработана спецификация требований к контекстно-ориентированному управлению знаниями для поддержки принятия решений участниками производственных сетей, включающая требования - гибкость, обучаемость от пользователя, целостность, скорость реагирования на изменения, открытость,  обоснованность, настраиваемость на потребителя, быстрота реакции.

 

 

Трек Д. «Работа со знаниями в области стратегического менеджмента и организационного развития»

 

В проекте рассматриваются основные тенденции в области стратегического менеджмента. Это с одной стороны позволило перейти к анализу методов работы со знаниями в этой области, а с другой – обосновать актуальность управления трансформациями предприятия, как элемента организационного развития, обеспечивающего динамические способности компании. В сферу внимания стратегического менеджмента попадают различные области знаний, представленные на обобщенном уровне – знания о клиентах, рынке, продуктах, партнерах, технологиях, самом предприятии. Для задач управления трансформациями предприятия выявлены потребности в знаниях о самом предприятии и организации его работы – о целях, структуре бизнеса и ИТ, проектах развития и др.

 

На основе анализа литературы  были выявлены следующие проблемы в процессе стратегического управления:

 

  1. когнитивные (перегруженность информацией, ригидность  старых точек зрения и др.),
  2. социальные (различие точек зрения членов команды и необходимость их интеграции и др.),
  3. эмоциональные (отсутствие чувства сопричастности стратегии и др.).

 

В результате обзора визуальных методов, используемых в задачах стратегического менеджмента и организационного развития, были выбраны 3 основные классификации методов:

 

  • K1 - по этапам процесса стратегического управления,
  • K2 - по аспекту знаний,
  • K3 - по форме.

 

Была проведена апробация классификации и способа выбора визуальных методов по аспектам знаний для задачи реорганизации функциональной области «Маркетинг» на крупном промышленном предприятии.

 

Было выявлено, что для ряда ситуаций и задач матричные методы являются более эффективными по сравнению с диаграммами. Поэтому в рамках исследования был проведен обзор матричных методов используемых в задачах стратегического менеджмента и организационного развития. По результатам  обзора была представлена классификация матричных методов: матрицы пространств состояний или решений; матрицы связей;  таблицы; профили.

 

Идентифицирован потенциал использования методов и инструментов управления архитектурой предприятия для работы со знаниями в области стратегического менеджмента и управления трансформациями предприятия.