Tasks Completed in 2017 and Research Results

As a result of INNOVARRA project, a number of new research results were obtained, most of which were published and presented for discussion at both international scientific conferences and events for business practitioners.

 

 

 

Track A. "Effect of KM practices on business results"

 

Within this research track the authors analyzed the relationship between three elements of Intellectual Capital (human, organizational and structural) and companies’ organizational performance indicators. We applied quantitative and qualitative methods of analysis for conducting our research. The data was obtained with the help of: 1) a survey of 240 top-managers of Russian manufacturing companies; 2) analyzing of 154 publicly traded companies on NASDAQ 3) a survey of the representatives of Block of Refining, Petrochemistry, Gas Processing of the PJSC «LUKOIL» concerning intellectual capital management system implementation in the company (case method).

 

The results allowed us to make the following conclusions:

  1. Subjective assessment of the elements of intellectual capital obtained with the help of a survey of top-managers has a weak correlation with proxy-variables of elements of intellectual capital that are obtained from real financial statements of Russian manufacturing companies. At the same time subjective assessment of the elements of intellectual capital is related to return on sales (ROS) and return on assets (ROA) of Russian manufacturing companies within the current and the following year.
  2. Structural capital has the highest correlation with the organizational performance indicators of Russian manufacturing companies. It means that the application of managerial actions and knowledge management practices that enhance structural capital in manufacturing companies will have the highest influence on performance indicators.
  3. Knowledge management practices play an important role in intellectual capital elements enhancement that leads to the increase in companies’ financial performance indicators. At the same time we found out that ICT knowledge management practices play the most important role as it leads to enhancement of all three elements of IC – human, relational and structural. This relationship is empirically tested based on a sample of 240 Russian manufacturing companies. The analysis of the case of Block of Refining, Petrochemistry, Gas Processing of the PJSC «LUKOIL» showed the important role of corporate procedures and intranet portal for IC elements enhancement (with a particular focus on structural capital) and increasing financial performance indicators.
  4. Disclosure of information about elements of intellectual capital in financial statements leads to increase in share prices after Initial Public Offering (IPO). Moreover the share prices of companies that disclose more information on IC elements are much higher than of other companies that brings us to the conclusion that effective management of IC elements that are disclosed for potential investors helps to enhance value creation in a company.

 

 

Track B. "Typology and generalized enterprise knowledge map"

 

As part of this track, research on the specifics of using KM tools and methods in several domains was done, as a result of which we revealed:

  1. the predominance of certain types and properties of knowledge in different fields. These knowledge types and properties determine the significance of certain KM tasks in different areas, for example, the identification of tacit knowledge or knowledge storage;
  2. differences in the factors of choosing KM tools - in their composition and priorities;
  3. in different domains there are existing means of working with information that are expanded / supplemented for the tasks of knowledge management;
  4. in different domains there are existing methods and tools that actually solve separate tasks of knowledge management, but they are not called knowledge management tools.

 

Practical recommendations on differentiation and features of application of KM methods and tools in different domains were developed:

  1. it is necessary to take into account knowledge types and properties critical for the domain under consideration when developing recommendations for the selection and use of KM methods and tools. To identify critical types and properties of knowledge, knowledge audit and knowledge map development can be used;
  2. if there are existing means of working with information in the domain, consider an opportunity to expand their functionality to solve KM tasks;
  3. if there are tools in the domain that are traditionally not linked to KM, but which solve or are able to solve the tasks of KM, an opportunity of using them more actively and / or expanding them should be considered;
  4. when choosing methods and tools, it is useful to start the analysis with the required KM services (or functions), and then to look for options for their implementation, which can be either with the help of universal KM tools or domain-specific ones. KM tools should also be considered in terms of the services (functions) they provide;
  5. creation of a knowledge management system expects integration of universal and domain-specific KM tools. Integration should take into account all KM components:

- processes – coordinate the creation, use and support of universal KM tools with the involvement of processes for specialized tools;
- information / content – agree on the structures of documents and electronic forms for universal and specialized tools to prevent duplication of information;
- people – coordinate training programs and trainings, motivation systems, etc. for universal and domain-specific tools;
- technologies – coordinate the functionality and work out the ways of integration for universal and domain-specific tools.

 

 

Track C. "Working with knowledge on products/services and customers, customer orientation"

 

The research objective was to systematize and integrate the approaches used to manage outbound and inbound knowledge flows circulating between the firm and its customers. The delineation of two knowledge flows is relevant from the practical standpoint, as it eases the application of knowledge management concepts to the context of firm-customer interactions. Outbound and inbound knowledge flows were identified on the basis of the analysis of existing academic literature:

  1. outbound knowledge flow includes knowledge transferred from the firm to the customers;
  2. inbound knowledge flow includes knowledge transferred from the customers to the firm.

 

Within each domain, we identified key types of knowledge that moves along the relevant knowledge flow, their managerial implications, and key problems emerging in the management practice.

 

Within the domain of outbound knowledge management, the problem of knowledge distortion is considered. This is a situation when the information transmitted by the firm is distorted in the mind of the customer, so that the firm does not achieve the desired knowledge management goals. We classified key factors that define consumers' perception of marketing information, and managerial consequences of information distortion.

 

Within the domain of inbound knowledge management, he problem of “declared customer orientation” is considered. This is a situation when the firm declares its focus on obtaining and using the customers' knowledge, but does not actually meet this promise due to the underestimation of its knowledge management capabilities.

 

Based on the results of the study, customer-orientation is considered as a key factor that determines the modality of knowledge management practices and their integration into specific managerial processes, for example, the processes of creating and launching a new product on the market. The analysis of Russian companies requires taking into account the peculiarities of emerging markets characterized by the insufficient maturity of management technologies (which is one of the factors that reduces the competitiveness of the Russian economy) and insufficient maturity of consumptions practices reflected in the inhomogeneous level of consumer knowledge, marketing skepticism, marketing literacy and marketplace involvement.

 

Among the major results of the project are several contributions to the customer-orientation literature. Firstly, the methodology of customer-orientation measurement is significantly modified. Secondly, we proposed an integrated model of customer-orientation in the context of innovation process, which was tested on a sample of innovatively active companies.

 

 

Track D. "Working with knowledge in operations management"

 

There was developed a profile model of production networks that focuses on the automation of interactions among participants that use the methodology of context-oriented knowledge management for decision support. The model supports opportunity for the uniform presentation of information about participants, their competences, constraints, preferences and performance, as well as increases a relevance of information provided to task.

 

A scenario model of context-oriented knowledge management for decision support by production networks participants was proposed. The model describes a basis scenario of decision support based on using knowledge and context-related information about production network, as well as preferences of users, which are representing the interest of participants. The model presents an efficient use of participant resources.

 

Recommendations for functional structure of context-oriented knowledge management system for decision support by production networks participants and activity flow leading to accumulate into the system the network declarative and procedural knowledge by a network expert group were formulated.

 

 

Track E. "Working with knowledge in strategic management and organizational development"

 

An integrated approach to capability-based planning using visual modeling and analysis tools is one of the results of the track. The proposed approach describes the tasks, the tools used to implement them, and the scenarios (processes) that combine several tasks and tools in response to typical business situations. Strategic management and organizational development tasks related to the company's business capabilities: identification and description of the company's capabilities; analysis and evaluation of the company's capabilities; planning based on the capabilities of the company (intensification of use, development, acquisition, outsourcing of the company's capabilities). As part of the approach, related tasks of strategic management and organizational development are identified, they create the basis for capability-based planning and / or use its results. Identified capability-based planning tools and techniques have been systematized in two categories:

  1. to work with the company's capability set (macrolevel);
  2. to work with an individual capability (microlevel).

 

Among the presented tools and techniques, visual ones predominate, which corresponds to the peculiarities of the chosen knowledge domain. Examples of capability-based planning scenarios (processes) are "Design of a comprehensive program for the development of the company", "Planning to achieve a certain goal (or group of them) by developing capabilities", etc. To coordinate and successfully integrate the proposed tasks, tools and scenarios (processes) of capability-based planning an ontology (conceptual model) of the subject domain was developed. The above-mentioned planning tools from the point of view of working with knowledge are domain-specific adaptation of universal tools of knowledge structuring.

 

The table-graphical method of strategic alignment of the organization was improved, allowing coordinating the goals and indicators of business processes, functional systems and projects of organizational development with strategic goals and indicators of the enterprise. In particular, the requirements to the method were refined, the ontology (conceptual model) built into it for the field of enterprise performance management was developed, and the method of cascading goals and indicators was coordinated with ontology. In addition, a demonstration of the method on the case of a medium-sized company was performed.

 

The application of enterprise architecture management methods was elaborated and two options for their involvement in strategic management tasks were identified, they were considered in more detail as part of the project: (1) enterprise architecture management interacts with the strategy, but does not "cover" the objects and information needs of strategic management; (2) strategic management is built on an architectural approach.

 

Summarizing the results of the work on this track, recommendations were developed. When solving problems of strategic management and organizational development, visual and tabular methods of knowledge structuring and representation are useful. These methods can be either universal (the semantics of the elements are not specified), or domain-specific. To integrate strategic and operational management, it is recommended to use visual capability-based planning methods, as well as table-graphical method of strategic alignment proposed as part of the project. In the case of ad hoc application of domain-specific methods for their correct choice, it is expedient to use the classifications considered and developed as part of the project. Systemic and large-scale use of visual and tabular methods will require advanced technologies for the integration of various methods and their consistent use. In such a case, enterprise architecture management (domain-specific) methods and tools can be used to work with knowledge about the company's structure, operations and objectives for strategic management and organizational development.

Выполненные в 2017 году работы и полученные научные результаты

В результате выполнения проекта ИННОВАРРА был получен целый ряд новых научных результатов, большинство из которых было опубликовано и представлено для обсуждения как на международных научных конференциях, так и на практических мероприятиях.

 

 

 

Трек А. «Влияние практик управления знаниями на результаты деятельности предприятия»

 

В рамках проведенного исследования был проанализированы вопросы взаимосвязи между элементами интеллектуального капитала (человеческий, отношенческий и организационный) и показателями деятельности компаний. Тестирование гипотез было проведено с использованием количественных и качественных данных, полученных на основе (1) анкетирования руководителей 240 российских производственных компаниях, (2) 154 компаний, чьи акции торгуются на бирже NASDAQ (3) анализа деятельности Блока нефтепереработки, нефтехимии, газопереработки ПАО «ЛУКОЙЛ» в области управления знаниями и элементами интеллектуального капитала (кейс-метод).

Для сбора информации о финансовых показателях деятельности компаний использовались базы данных СКРИН, СПАРК, сайт фондовой биржи NASDAQ, а также официальные сайты компаний, входящих в выборку.

 

Результаты анализа позволили сделать следующие выводы:

  1. в российских производственных компаниях субъективные оценки элементов интеллектуального капитала, полученные с помощью анкетирования менеджмента слабо коррелированы с прокси-переменными, полученными из реальной финансовой отчетности. Субъективные оценки элементов интеллектуального капитала взаимосвязаны с рентабельностью продаж и рентабельностью активов российских производственных компаний, как текущего, так и следующего года;
  2. в российских производственных компаниях наиболее сильное влияние на формирование финансовых результатов деятельности компаний оказывает структурный капитал. Соответственно, наибольший результат принесет использование методов и практик управления знаниями, нацеленных на развитие структурного капитала;
  3. практики управления знаниями играют важную роль в формировании элементов интеллектуального капитала, которые, в свою очередь, связаны с результатами деятельности предприятия. При этом группа практик использования информационных технологий для управления знаниями способствует формированию всех трех элементов интеллектуального капитала – человеческого, отношенческого и структурного. Данная взаимосвязь проанализирована на этом этапе исследования эмпирическим путем на выборке 240 российских производственных компаний. Кроме того более глубокий анализ данного вопроса на примере кейса Блока нефтепереработки, нефтехимии, газопереработки ПАО «ЛУКОЙЛ» показал значимость корпоративных процедур УЗ и интранет-портала в формировании элементов интеллектуального капитала (с акцентом на формирование структурного капитала) и повышении результатов деятельности данной организации.

 

Основные выводы и рекомендации российским производственным компаниям на основе проведенного исследования на основе проведенного исследования о взаимосвязи практик управления знаниями, элементов интеллектуального капитала и финансовых показателей деятельности компаний:

  1. практики управления знаниями играют важную роль в формировании элементов интеллектуального капитала в российских производственных компаниях. При этом проведенный анализ показал, что из семи проанализированных практик УЗ лишь одна влияет на формирование всех трех элементов ИК (человеческого, отношенческого и структурного) – это практика использования информационных технологий для управления знаниями. Таким образом, руководителям производственных компаний следует уделить особое внимание разработкам внутренних информационных систем (порталов, интранет-систем и т.д.), позволяющих сотрудникам максимально эффективно обмениваться знаниями с целью дальнейшего получения компаниями конкурентных преимуществ;
  2. несмотря на важность в целом интеллектуального капитала в формировании финансовых показателей деятельности компаний, влияние трех элементов интеллектуального капитала на показатели деятельности не одинаково. Проведенный анализ на выборке из 240 компаний показал, что руководителям стоит особенно акцентировать внимание на структурном капитале, который позволят кодифицировать, передавать, трансформировать и обмениваться знаниями через документы и различные информационные системы. Именно инвестиции в структурный капитал, по сравнению с другими элементами, позволяют привести к наиболее высокому росту финансовых показателей деятельности компаний;
  3. субъективные оценки менеджеров относительно взаимосвязи элементов ИК и финансовых показателей деятельности компаний не вполне совпадают с реальными данными, полученными из открытой финансовой отчетности. Это говорит о том, что руководителям российских производственных компаний стоит более объективно смотреть на качество управления и уровень развития интеллектуального капитала в компаниях. Важной составляющей качественного анализа является сравнение с лучшими компаниями из отрасли или ведущими иностранными бенчмарками с точки зрения развития практик управления знаниями и элементов информационного капитала, информацию о которых можно получить из годовых отчетов или иных форм отчетности (в том числе интегрированных отчетов).

 

В совокупности полученные результаты позволяют сделать общий вывод о том, что одновременное использование максимально возможного количества методов и практик управления знаниями не повышает эффективность управления знаниями и деятельности организации в целом. Кроме того, субъективные оценки элементов ИК недостаточно сильно коррелированы с прокси-переменными элементами ИК и реальными финансовыми показателями деятельности российских производственных компаний. С точки зрения экономии и оптимального использования организационных ресурсов, руководителям имеет смысл сосредоточиться на нескольких методах и практиках управления знаниями и элементах интеллектуального капитала, оказывающих наибольшее влияние на финансовые показатели в их конкретном организационном контексте. Результаты, полученные в результате трека А, могут помочь руководителям российских организаций сделать обоснованный выбор между различными практиками управления знаниями.

 

 

Трек Б. «Типология и обобщенная карта знаний предприятия»

 

В рамках данного трека было проведено исследование особенностей применения инструментов и методов УЗ в нескольких областях, в результате которого было выявлено:

  1. преобладание определенных типов и свойств знаний в разных областях. Данные типы и свойства знаний определяют значимость определенных задач УЗ в разных областях, например, выявление неявных знаний или сохранение знаний;
  2. различия в факторах выбора инструментов УЗ – в их составе и приоритетах;
  3. в разных областях существуют сложившиеся средства работы с информацией, которые расширяются / дополняются для задач управления знаниями;
  4. в разных областях есть свои сложившиеся методы и инструменты, которые фактически решают отдельные задачи управления знаниями, но при этом не называются средствами управления знаниями.

 

Выработаны практические рекомендации по дифференциации и особенностям применения методов и инструментов УЗ в разных областях:

  1. следует учитывать критические для рассматриваемой области типы и свойства знаний при выработке рекомендаций по выбору и использованию методов и инструментов УЗ. Для выявления критических типов и свойств знаний может использоваться аудит знаний и разрабатываться карты знаний;
  2. в случае наличия в интересующей области деятельности сложившихся средств работы с информацией целесообразно рассмотреть возможность расширения их функциональными возможностями для поддержки задач УЗ;
  3. в случае наличия в интересующей области деятельности сложившихся инструментов традиционно не относящихся к УЗ, но которые решают или потенциально могут решать задачи УЗ, следует рассмотреть возможность более активного их использования и/или расширения;
  4. при подборе методов и инструментов полезно начинать анализ с идентификации требуемых сервисов (или функций) для работы со знаниями, а потом уже искать варианты их реализации, которые могут быть, как с помощью универсальных инструментов УЗ, так и специализированных. Инструменты УЗ также следует рассматривать с точки зрения предоставляемых ими сервисов (функций);
  5. создание системы управление знаниями предполагает интеграцию универсальных и специализированных инструментов УЗ. При интеграции следует учитывать все компоненты УЗ:

- процессы – согласовывать процессы создания, использования и сопровождения универсальных инструментов УЗ с соответствующими процессами для специализированных инструментов;
- информация / контент – согласовывать структуры документов и электронных форм для универсальных и специализированных инструментов для предотвращения дублирования информации; согласовывать систему понятий.
- люди – согласовывать обучающие программы и тренинги, системы мотивации и др. для универсальных и специализированных инструментов;
- технологии – согласовывать функциональные возможности и прорабатывать способы интеграции для универсальных и специализированных инструментов.

 

 

Трек В. «Работа со знаниями о продуктах/услугах и клиентах»

 

Исследовательская работа по треку проекта велась в направлении обобщения и систематизации методов работы в рамках исходящего и входящего потоков знаний, циркулирующих между фирмой и клиентами. Указанные виды потоков знаний были выделены в результате анализа существующей академической литературы, а также с учетом практических особенностей реализации концепции управления знаниями в рамках взаимодействия фирмы и клиента:

  1. исходящий поток знаний, в рамках которого знания передаются от фирмы к клиенту;
  2. входящий поток знаний, в рамках которого знания передаются от клиента к фирме.

 

В рамках каждого направления выделяются ключевые типы знаний, которые перемещаются по соответствующему знаниевому потоку, идентифицируются области их применения в управленческой практике, рассматриваются ключевые проблемы, которые могут возникать при управлении каждым потоком знаний.

 

В рамках исходящего потока знаний подробно рассматривается проблемная ситуация, при которой при передаче знаний от фирмы к клиенту происходит искажение восприятия передаваемой фирмой информации в сознании потребителя, в результате чего фирма не достигает поставленных задач. Классифицируются ключевые факторы, влияющие на восприятие потребителями маркетинговой информации, а также значимые с управленческой точки зрения последствия искажения в восприятии маркетинговой информации в сознании потребителей. В рамках входящего потока знаний рассматривается проблемная ситуация, которая может быть условно названа «декларируемая ориентация на клиента». В рамках данной проблемной ситуации фирма заявляет о своей ориентированности на получение и использование знаний клиента, однако фактически не реализует этого потенциала в силу недооценки возможностей управления знаниями на уровне стратегии и тактических действий.

 

В целом по результатам исследования клиентоориентированность рассматривается как ключевое связующее звено, определяющее модальность работы с управлением знаниевыми потоками и их интеграцией в конкретные управленческие процессы, например, процессы создания и выведения на рынок нового продукта. Пример российского рынка и опыта российских компаний требует учета особенностей развивающихся рынков, что зачастую может быть связано с недостаточной зрелостью управленческих технологий (пример характеристики «продвинутости» технологий управления является одним из факторов снижение конкурентоспособности российской экономики в рамках мониторинга Всемирного экономического форума), а также недостаточной зрелостью со стороны потребителей, их поведения и готовности выступать активным участником процессов рыночного взаимодействия (данная категория является отражением уровня знаний потребителей о рыночных воздействиях, их уровнем скептицизма, маркетинговой грамотности и активности).

 

В рамках проекта была существенно доработана методология измерения клиентоориентированности с учетом характеристик поведения компаний и потребителей, а также предложена интегрированная модель клиентоориентированного взаимодействия с внешними партнерами в рамках инновационного процесса, которая была протестирована на выборке инновационно активных компаний.

 

 

Трек Г. «Работа со знаниями в области операционного менеджмента»

 

Разработана модель профиля участника производственных сетей, ориентированная на использование ее для автоматизации взаимодействия участников в рамках методологии контекстно-ориентированного управления знаниями для поддержки принятия решений участниками производственной сети. Модель позволяет поддерживать возможность единообразного представления информации об участнике, его компетенциях, ограничениях, предпочтениях и «исполнительности», а также повысить релевантность предоставляемой информации решаемой задаче.

 

Предложена сценарная модель контекстно-ориентированного управления знаниями для поддержки принятия решений участниками производственной сети, которая описывает базовый сценарий поддержки принятия решений на основе использования знаний и контекстной информации о производственной сети, а также предпочтений пользователей, представляющих интересы участников, и позволяет эффективно использовать ресурсы участников сети.

 

Сформулированы рекомендации по функциональной структуре контекстно-ориентированных систем управления знаниями для поддержки принятия решений участниками производственной сети и по последовательности действий группы «внутренних» экспертов производственной сети при наполнении ее декларативными и процедурными знаниями.

 

 

Трек Д. «Работа со знаниями в области стратегического менеджмента и организационного развития»

 

Был сформирован интегральный подход к планированию на основе способностей (capabilities) с помощью средств визуального моделирования и анализа. Предложенный подход содержит описание задач, инструментов, используемых для их выполнения, а также сценариев (процессов), которые объединяют несколько задач и инструментов в ответ на типовые бизнес ситуации. Задачи, связанные со способностями компании, в рамках стратегического управления и организационного развития: Идентификация и описание способностей компании; Анализ и оценка способностей компании; Планирование на основе способностей компании (интенсификация использования, развитие, приобретение, аутсорсинг способностей компании). В рамках подхода выделены смежные задачи стратегического управления и организационного развития, которые создают основу для планирования на основе способностей и/или используют его результаты.

Выявленные инструменты и техники планирования на основе способностей были систематизированы по двум категориям:

  1. для работы с набором способностей компании (макроуровень);
  2. для работы с отдельной способностью (микроуровень).

 

Среди представленных инструментов и техник преобладают визуальные, что соответствует особенностям выбранной области знаний. Примерами сценариев (процессов) планирования на основе способностей являются «Разработка комплексной программы развития компании», «Планирование достижения некоторой цели (или их группы) за счет развития способностей» и др. Для согласования и успешной интеграции предложенных задач, инструментов и сценариев (процессов) планирования на основе способностей была разработана онтология (концептуальная модель) предметной области. Рассмотренные выше инструменты планирования на основе способностей с точки зрения работы со знаниями являются предметно-ориентированной адаптацией универсальных инструментов структурирования знаний.

 

Был доработан таблично-графический метод стратегического выравнивания (strategic alignment) организации, позволяющий согласовать цели и показатели бизнес-процессов, функциональных систем и проектов организационного развития со стратегическими целями и показателями предприятия. В частности, были уточнены требования к методу, доработана заложенная в него онтология (концептуальная модель) для области управления эффективностью предприятия, а метод каскадирования целей и показателей был согласован с онтологией. Кроме того, была выполнена демонстрация метода на примере компании среднего бизнеса.

 

Было проработано применение методов управления архитектурой предприятия и выделено два варианта их вовлечения в задачи стратегического управления, которые более подробно рассмотрены в рамках проекта: (1) управление архитектурой предприятия взаимодействует со стратегией, но не «охватывает» объекты и информационные потребности стратегического управления; (2) стратегическое управление строится на архитектурном подходе.

 

Обобщая результаты работ по данному треку, были выработаны рекомендации. При решении задач стратегического управления и организационного развития полезны визуальные и табличные методы структурирования и представления знаний. Указанные методы могут быть как универсальными (семантика элементов не специфицируется), так и специализированными предметно-ориентированными (domain-specific). Для интеграции стратегического и операционного управления рекомендуется использовать визуальные методы планирования на основе способностей, а также таблично-графический метод стратегического выравнивания, предложенные в рамках проекта. В случае ситуативного (ad hoc) применения предметно-ориентированных методов для их правильного выбора целесообразно использовать классификации, рассмотренные и развитые в рамках проекта. Системное и масштабное использование визуальных и табличных методов потребует развитых технологий для интеграции различных методов и их согласованного использования. В частности, для работы со знаниями об устройстве, функционировании и целях компании для задач стратегического управления и организационного развития могут быть использованы специализированные методы и инструменты управления архитектурой предприятия.