Предпринимательская активность в России показала 35% рост

Исследовательская группа ВШМ СПбГУ представила предварительные результаты GEM 2016: в России зарегистрированы рекордные показатели по количеству людей, вовлеченных в создание и управление новыми компаниями. Однако большинство россиян по-прежнему не уверены в своих навыках и в существующих условиях для создания бизнеса.

 

По данным самого масштабного исследования предпринимательской активности в миреГлобального мониторинга предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor, GEM), объявленным 6 февраля 2017 года в Куала-Лумпуре, 6,3% взрослого трудоспособного населения России вовлечены в создание и управление новыми компаниями.

 

 

По показателю ранней предпринимательской активности в 2016 году Россия опередила Италию (4,4%), Германию (4,6%), Испанию (5,2%), Францию (5,3%), Грецию (5,7%). В странах БРИКС количество людей, предпринимающих попытки создать свой бизнес и управлять им, значительно больше. Например, в Бразилии – 19,6% трудоспособного населения являются ранними предпринимателями, в Китае – 10,3%. 

 

УРОВЕНЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ В РОССИИ

 

В 2016 году в России были зарегистрированы рекордные значения показателей ранней предпринимательской активности и активности владельцев устоявшегося бизнеса. Имеющиеся показатели позволяют предположить, что в 2007 году в условиях роста экономики происходил переход работающего населения из предпринимательского сектора в работу по найму. В кризис 2008-2009 годов наблюдалась тенденция к увеличению показателя ранней предпринимательской активности. Следующее увеличение произошло  в 2013, за которым последовало снижение в 2014. Среднегодовой темп роста за 2006-2016 года составил 23,9 процента.
 

 

Глобальный мониторинг предпринимательства в настоящее время является крупнейшим в мире исследованием предпринимательской активности. В 2016 году в опросе приняло участие более 197000 человек из 65 стран мира. При проведении опроса в России в 2016 использовалась выборка, репрезентирующая взрослое трудоспособное население России в возрасте от 18 до 64 лет, объемом 2020 респондентов.

 

 

 

Уровни предпринимательской активности в России 2006–2016, % от взрослого трудоспособного населения

 

 

Выросло в 2016 году в России и количество людей, чей бизнес существует на рынке более 3,5 лет – их количество составило 5,3% взрослого трудоспособного населения, это также самое высокое значение данного показателя за весь период проведения исследования в России (с 2006 года).

 

 

  «В 2016 году количество создаваемых бизнесов превысило количество закрытых на 60%. Это позволяет говорить о расширении предпринимательского сектора. Закрытие бизнеса происходило в основном по финансовым причинам. Около 33% респондентов констатировали, что вынуждены были закрыть бизнес из-за того, что он не был прибыльным. 15% указали, что причина, побудившая их закрыть бизнес, связана с высокими налогами и бюрократией. Выше этот показатель был только в Македонии (30,9%), Италии (26,3%), Латвии (20,6%), Хорватия (16,5%)» -  говорит Ольга Рафаиловна Верховская, руководитель проекта GEM в России, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ.

 

 

БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ СМОЖЕТ ПОМОЧЬ ЭКОНОМИКЕ  

 

Большинство россиян, как и в предыдущие годы, не планирует открывать собственное дело в ближайшие три года. Однако по сравнению с 2014 годом показатель тех, кто планирует открыть свой бизнес, вырос и составил  5,2% (против 2,6%). К сожалению, он все еще остается самым низким среди стран – участниц проекта. Схожий уровень демонстрируют Испания (6,1%) и Малайзия (6,4%). В остальных странах он превышает 8%. Одно из объяснений отсутствия предпринимательских намерений у большей части российского населения связано с низкой оценкой условий для создания бизнеса. Лишь 17,9% респондентов считают, что в регионе их проживания будет благоприятная среда для открытия собственного дела. Хуже значение этого показателя только в Греции (12,9%). Еще одной причиной нежелания создавать собственное дело связано с тем, что в России респонденты пессимистичны в оценках наличия у них предпринимательских навыков – 28,4% оценивают свои умения как достаточные. Схожие оценки зарегистрированы на Тайване (25,2%), в Малайзии (28,3%) и Китае (29,8%).

 

Для 34% российских предпринимателей создание бизнеса являлось вынужденным шагом, так как у них не существовало других возможностей получения дохода. Схожая структура мотивации наблюдается в таких странах, как Греция (35%), Хорватия (34%), Аргентина (37%). 

 

 

В 2016 году в тройку мировых лидеров по уровню общей предпринимательской активности вошли: Таиланд (42,6% - третье место), Эквадор (44% - второе место), Буркина-Фасо (57,5% - первое место).  В РФ данный показатель составил - 11,3%, что максимально приближено к показателю Германии. Перед Россией в «рейтинге» - Казахстан (12,4%), Испания (11,4%), (Швеция 11,6%); показатель ниже российского уровня демонстрируют Болгария (10,9%), Иордания (10,9%), Катар (10,6%), Италия (9,5%),  Южная Африка (9,3%), Франция (9,3%), Малайзия (9,2%) и ОАЭ (7,5%).