Экономика впечатлений: зачем менеджеры будущего выбирают крупные компании и как с этим работать

Как ведущим компаниям работать с новым поколением сотрудников, обсудили эксперты по подбору и управлению персоналом на закрытой профессиональной дискуссии, прошедшей в рамках конференции «Менеджмент будущего — 2017» в кампусе ВШМ СПбГУ «Михайловская дача».

 

 

Первая сессия дискуссии была посвящена результатам исследования факторов, мотивирующих молодых людей нового поколения к работе в крупных компаниях. Исследование было проведено организаторами конференции под научным  руководством доцента ВШМ СПбГУ Марины Латуха среди 560 студентов в возрасте 18–25 лет. Согласно его результатам, подавляющее большинство респондентов через пять лет после получения высшего образования видят себя ведущими менеджерами крупных компаний или свободными предпринимателями. При этом главными мотивирующими к работе факторами студенты считают наличие интересных задач и возможность профессионального развития.

 

 

 

 

«Сегодня мы имеем дело с экономикой впечатлений, которая приходит на смену информационной экономике. Для молодых людей выбор сферы деятельности и места работы определяется прежде всего впечатлением, которое складывается под воздействием целого ряда факторов. Среди них — возможность самореализации и развития, самостоятельность, выбор гибкого графика, работа в команде и тесный контакт с руководителем, социально значимые цели и результаты», — отметила, комментируя результаты исследования, профессор кафедры организационного поведения и управления персоналом ВШМ СПбГУ Софья Кошелева.

 

При этом эксперты отмечают, что гибкий график не является существенным для молодых специалистов сегодня — они готовы работать в режиме, диктуемом компанией, если видят перед собой четкие цели и знают, ради чего трудятся.

 

 

Участники дискуссии пришли к выводу, что быстрый карьерный рост внутри компании сегодня возможен в развивающихся отраслях рынка, например в IT или фармацевтике. Это обусловлено ростом числа рабочих мест вследствие укрупнения, диверсификации или вывода компании на новые объемы производства.

 

Особое место в дискуссии занял вопрос о роли наставников в программах развития молодых талантов. Эксперты сошлись во мнении о том, что в секторе FMCG роль наставника крайне важна. Кроме того, в некоторых компаниях применяется инструмент менторства. «Наставник передает прямой опыт и является носителем экспертизы той или иной функции. Цель работы с ментором — карьерное развитие участника программы и его soft-skills. Например, в лидерской программе «Северстали» у ребят по два ментора, что дает возможность перенять опыт работы сразу у двух разных руководителей», — рассказывает Анна Бутова, руководитель лидерской программы компании «Северсталь».

Вторая сессия дискуссии прошла в формате фокус-группы. Эксперты обсудили практики привлечения и удержания молодых талантов, а также корпоративную культуру будущего. Участники дискуссии согласились с тем, что вследствие дефицита талантов сегодня необходимо развивать кадры внутри компании с помощью внутреннего рекрутмента. Кроме того, в качестве важных инструментов привлечения молодых талантов эксперты отметили сотрудничество с вузами и школами, а также организацию стажировок и летних школ от компаний. Для удержания талантов, по мнению участников дискуссии, важно создавать системы планирования карьеры, которые помогут выращивать кадры внутри компании. Эксперты считают, что наибольшее значение в вопросах привлечения и удержания молодых специалистов имеет развитие бренда работодателя. Говоря о корпоративной культуре будущего, специалисты заметили, что такая формулировка некорректна, так как культура, будучи совокупностью транслируемых, принимаемых и реализуемых в компании значимых идей и ценностей, отражает уникальность деловой атмосферы, духа компании. По мнению экспертов, в вопросах корпоративной культуры важно уделять большое внимание развитию механизмов преемственности ценностей, знаний и опыта, а также адаптации и вовлеченности молодых специалистов.  
 

В мероприятии приняли участие представители ООО «Сибур», ЗАО «КРОК Инкорпорейтед», ЗАО «БИОКАД», ПАО «Северсталь», Coca-Cola HBC Россия, ОАО «НК "Роснефть"», «Банк ВТБ» (ПАО), СПИБА, ПАО «Мегафон», Kelly Services Engineering Resources. Модераторами дискуссии выступили: консультант BCG Елена Топольская и представители института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ Марина Латуха и Софья Кошелева. Дискуссия прошла при поддержке Coca-Cola HBC Россия и экспертного партнера конференции — The Boston Consulting Group.