Использование системы Blackboard в учебном процессе

Мир меняется, и образование не является исключением. Технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, увеличивается скорость и объём информации, которую мы ежедневно получаем из растущего числа источников. На смену «сетевому» поколению Y приходит «цифровое» Z, которое уже научилось воспринимать и обрабатывать информационный поток в любых условиях, без привязки к конкретному месту и времени. В этом году на бакалаврские программы университета будут в основном поступать студенты, родившиеся в XXI веке! Смартфоны, планшеты, электронные книги и ноутбуки им заменили бумажные издания, а печатные журналы, меловые доски и сам мел стали для них непонятным архаизмом. Неудивительно, что сегодня учебный процесс дополняют современные электронные и коммуникационные системы. Одним из таких средств, интегрирующим целый ряд функций, является система поддержки образовательного процесса Blackboard.


Blackboard — не новая технология. С момента своего появления в 1997 г. система стабильно развивалась, и, став на сегодняшний день одним из лидеров рынка, является обязательным интерактивным элементом между преподавателем и студентами, дополняя и модернизируя учебный процесс.

 

В чём преимущество системы Blackboard? Blackboard обогащает традиционный учебный процесс дополнительными возможностями. Система позволяет преподавателям создавать курсы и онлайн-тесты, выкладывать учебные материалы, проверять работы на плагиат, внедрять видеокомпоненты в программу курса, в общем — использовать все преимущества дистанционного образования. Студенты имеют удалённый круглосуточный доступ к материалам курса, могут сдавать учебные работы онлайн, общаться между собой в чатах, задавать вопросы преподавателям и получать актуальную информацию. Посредством Blackboard преподаватели своевременно оценивают успеваемость студентов, соблюдая анонимность и безопасность персональных данных. Кроме этого, у всех пользователей есть возможность оперативно посылать оповещения и объявления об изменениях в расписании и другую необходимую информацию.


О практике использования системы Blackboard в учебном процессе СПбГУ мы поговорили с Константином Викторовичем Кротовым, первым заместителем директора Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ.

 


— Константин Викторович, как давно Ваш коллектив преподавателей использует возможности системы «BlackBoard» в своей работе и с какими трудностями пришлось столкнуться при внедрении системы?


К. В. Кротов: Blackboard у нас был запущен около 10 лет назад. Толчком к запуску послужило прохождение международной аккредитации EPAS программами бакалавриата по направлению «Менеджмент». Мы получили аккредитацию, но среди рекомендаций комитета было введение электронной системы поддержки образовательного процесса. Изучив рынок электронных систем, существовавший на тот момент, мы остановились на наиболее распространённой системе Blackboard, которой пользовались большинство ведущих университетов и бизнес-школ мира.

Серьёзных сложностей не было: преподавание менеджмента как дисциплины гармонирует с функционалом системы Blackboard. Преподаватели быстро осознали выгоды и преимущества работы с помощью системы, и поэтому на первоначальном этапе основная сложность заключалась в том, чтобы успеть научить всех желающих с ней работать. Безусловно, с некоторыми адаптационными и техническими моментами мы столкнулись, но все они были благополучно решены в рабочем порядке.

 

 

— И какие выгоды и преимущества даёт использование системы?


К. В. Кротов: В Blackboard не существует пространственных и временных ограничений, которые задают аудитория и время проведения занятия. Ещё до первого занятия в аудитории преподаватель даёт возможность студентам познакомиться с его курсом: загружает материалы, слайды презентаций, тексты, учебные кейсы, иногда и обучающие видео. Коммуникация продолжается и после занятия: в Blackboard есть доступ к домашним заданиям, вопросам для самопроверки, материалам для домашнего чтения и т. д. Таким образом, обучение из дискретного (от занятия к занятию) превращается в непрерывное. На мой взгляд — это главное преимущество использования Blackboard.

 


— Изменил ли Blackboard систему оценивания знаний студентов?


К. В. Кротов: Внедрение Blackboard не повлияло на систему оценивания, однако у студентов появилась возможность лучше готовиться к заданиям текущей аттестации и понимать свои оценки. Так, функционал Blackboard позволяет создавать тесты для самопроверки, то есть студенты могут сами проверить уровень своей готовности по той или иной теме и, в случае необходимости, повторить пройденный материал. Также все оценки, получаемые в течение семестра, преподаватель может выставить в системе и снабдить их персональными комментариями. Кроме этого стало легче принимать письменные работы, например, эссе. В Blackboard создаётся задание и определяется время загрузки. Можно установить параметры так, что если работы не загружены вовремя, то они не принимаются вовсе. Это очень дисциплинирует студентов. В дополнение к этому преподаватель получает отчёт встроенной системы проверки на плагиат.

 


— Студенты не жалуются на строгость такого подхода?


К. В. Кротов: Студентам нравится, когда что-то по-настоящему работает, и они видят реальный результат, видят, как то, что они делают, влияет на их процесс обучения, на получение знаний. Если Blackboard используется «в нагрузку», то есть работа с системой заканчивается на том, что студентов заставляют скачать материал, вместо того чтобы выдать распечатанные копии, то это может вызывать негативную реакцию. Но когда студенты видят, как Blackboard помогает более качественно подготовиться к занятию, обсудить насущные вопросы в чате или задать их напрямую преподавателю, и всё на одной платформе — это создаёт понятную ценность. Более того, хотим мы этого или нет, именно такая цифровая форма общения близка сегодняшним студентам, и подача информации через электронные системы для них зачастую привычнее и понятнее. 

 

— Сокращает ли система издержки на администрирование учебного процесса?


К. В. Кротов: Blackboard требует дополнительных усилий, так как в начале семестра сотрудник должен внести в систему курсы, преподавателей этих курсов и студентов. Однако эти единовременные усилия оптимизируют весь дальнейший процесс. Например, больше нет необходимости печатать материалы курса (компендиумы), рассылать по электронной почте индивидуальные задания — всё можно разместить в системе Blackboard, которая сама всё сделает.

 


— Как можно было бы улучшить систему?


К. В. Кротов: На мой взгляд, три элемента могли бы сделать систему ещё более эффективной: 

  1. 1.      упрощённый, более дружелюбный интерфейс системы;
  2. 2.      мобильные версии и приложения для доступа с мобильных устройств;
  3. 3.      интеграция с базами данных СПбГУ, которая способствовала бы упрощению администрирования.

 

Использование системы Blackboard в учебном процессе выгодно дополняет и обогащает взаимодействие преподавателя и студента, оптимизируя и совершенствуя многие технические моменты. В СПбГУ инструмент стал не просто хорошим помощником, но и неотъемлемой частью поддержки образовательного процесса бизнес-школы международного уровня.

 

 

— Спасибо за беседу.

 

О преимуществах системы поддержки учебного процесса Blackboard рассказал Константин Кротов, первый заместитель директора Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ.