Это наша история: как рассказ о стартапе влияет на решение инвесторов?

В ВШМ СПбГУ 17 мая прошел научно-исследовательский семинар доцента кафедры бизнес-политики испанской бизнес-школы ESADE Джейми Вилльянуэва. Господин Вилльянуэва представил исследование о том, как рассказы предпринимателей о проектах влияют на оценку бизнеса инвесторами. В семинаре приняли участие преподаватели, студенты и аспиранты ВШМ СПбГУ.

 

Исследование Джейми Вилльянуэва провел в соавторстве с Гарри Сапиенца из Университета Минессоты и Ричардом Судеком из Университета Калифорния-Ирвин. Чтобы выяснить, как сторителлинг влияет на инвесторов, ученые описали историю одного стартапа четырьмя способами и в произвольном порядке распределили эти рассказы между 188 бизнес-ангелами США. Презентации выглядели так:

 

  • Изложение фактов обычным языком
  • Изложение фактов с использованием эмоциональной лексики
  • Рассказ в повествовательной форме обычным языком
  • Рассказ в повествовательной форме с использованием эмоциональной лексики

 

 

По этим материалам инвесторы оценивали мотивацию и компетентность команды, а также сам проект с точки зрения инвестирования в него. Оказалось, что форма повествования действительно имеет значение. Когда презентация проекта была в формате рассказа, потенциальные инвесторы лучше оценивали мотивацию предпринимателей, однако у них возникали вопросы по поводу компетентности команды. Что касается языка, то выяснилось, что он не влияет на оценку инвесторов.

 

Авторы предположили, что сомнения в компетентности команды, которая представляет свой проект в форме рассказа, у инвесторов возникли потому, что существуют стандарты оформления подобных презентаций. Увидев странный документ-рассказ, инвесторы могли предположить, что предприниматели не знают этих правил. По мнению исследователей, такого эффекта можно избежать, если представлять свою идею устно, а не в письменной форме.  

 

Подобное исследование было проведено впервые. Авторы считают, что в будущем это направление будет представлять большой интерес и для практиков, и для исследователей. По их мнению, следующим этапом может стать попытка разделить негативные и позитивные эффекты сторителлинга в бизнесе.

 

Джейми Вилльянуэва — доктор управленческих наук (Университет Миннесоты), магистр делового администрирования (Университет Висконсин-Мэдисон), бакалавр в области международной экономики (Университет Гетеборга).  До возвращения в академическую среду Джейми Вилльянуэва работал в международном бизнесе. Он также был соучредителем Fluent Systems — высокопроизводительного сельского хозяйства, основанного в Висконсине.

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ

 

В ВШМ СПбГУ прошел научный семинар Джейми Вилльянуэва из бизнес-школы ESADE