Состоялся ГЧП-трек в рамках международной научной конференции «Развивающиеся рынки 2015: перспективы развития бизнеса и государства»

15 октября в рамках проводимой в Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета международной научной конференции «Развивающиеся рынки-2015: перспективы развития бизнеса и государства» (далее – Конференция) состоялся ГЧП-трек, который включал в себя три мероприятия, посвященных обсуждению вопросов государственно-частного партнерства в сфере автомобильных дорог и аэропортов:

 

  • Круглый стол “Развитие ГЧП в сфере аэропортов”
  • Круглый стол “Развитие ГЧП в сфере автомобильных дорог”
  • Дебаты “ГЧП в сфере транспорта”.

 

Выбор темы секции ГЧП не случаен, так как предметом научно-исследовательской деятельности Центра исследований ГЧП ВШМ СПбГУ как Специализированного центра ГЧП Европейской экономической комиссии ООН является именно государственно-частное партнерство в сфере транспорта. Таким образом, ГЧП-трек не только стал платформой для распространения и обмена знаниями и практическим опытом, объединившей представителей государства, бизнеса, экспертной и научной среды, но и приобщил участников конференции  к исследовательской деятельности Центра, так, что каждый из них смог внести свой вклад в эту работу.

 

Более того, ознакомиться с деятельностью Специализированного центра ГЧП ЕЭК ООН в сфере транспорта и обсудить наиболее актуальные вопросы развития ГЧП в международном аспекте приехали представители Европейской экономической комиссии ООН - руководитель Центра передового опыта в области ГЧП ЕЭК ООН Джефри Гамильтон и секретарь Экспертного совета по ГЧП ЕЭК ООН Тони Бониччи. Именно Джефри Гамильтон и Тони Бониччи принимают участие в формировании проектных команд ЕЭК ООН по разработке Международных ГЧП стандартов в различных отраслях, представители которых также приняли участие в прошедшем мероприятии. Действительно знаменательным событием стал для всех приезд международных экспертов ГЧП, членов проектных команд в сфере транспорта – Розарио Макарио (Rosário Macário), профессора Лиссабонского технического университета (Португалия); Феликса Виллальбо-Ромеро (Felix Villalba-Romero), исследователя Университета Центрального Ланкашира (Великобритания); Афины Румбоутсос (Athena Roumboutsos), профессора Эгейского университета (Греция), а также Сергея Войтеховского, начальника Главного управления инвестиций Министерства экономики Республики Беларусь, представителя Программы развития ООН в Беларуси. Несомненно, отдельно следует отметить вклад российских представителей проектных команд ЕЭК ООН - Светлану Маслову, Руководителя Центра исследований ГЧП ВШМ СПбГУ, и Андрея Юшкова, научного сотрудника Леонтьевского центра, которые и предоставили участникам ГЧП-трека возможность встречи с экспертами ГЧП мирового уровня.

 

Участвовавшие в ГЧП-треке российские эксперты, имеющие также очень высокий профессиональный уровень и являющиеся одними из лучших практиков ГЧП в России, выступили, со своими докладами в ходе двух круглых столов - Маргарита Беляева, Руководитель Отдела по обеспечению условий концессионного соглашения ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы»; Андрей Антоновский, Директор департамента финансирования инфраструктуры ВТБ «Капитал»; Иван Потехин, старший проектный аналитик дирекции инфраструктурных проектов департамента проектного и структурного финансирования Газпромбанка; Владимир Килинкаров, руководитель практики публично-частного партнерства, интеллектуальной собственности и информационного права ООО «Максима Лигал»; Константин Попов, заместитель председателя Правления по правовым вопросам ГК «Автодор». Возможность участия в ГЧП-треке наряду с признанными экспертами была предоставлена и молодым исследователям СПбГУ, в частности, Софье Громовой, студентке основной образовательной программы магистратуры СПбГУ по направлению «Государственное и муниципальное управление».

 

Мероприятия ГЧП, уже по традиции, начались со вступительного слова заведующего кафедрой государственного и муниципального управления СПбГУ, Министра транспорта РФ Максима Юрьевича Соколова, который на этот раз поприветствовал участников конференции в видеообращении. Максим Юрьевич в своей речи указал на то, что ГЧП - это очень сложный, современный инструмент по созданию крупных, масштабных проектов и один из эффективнейших способов реализации государственных задач, и что именно это было отмечено в рамках недавно состоявшейся 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Передав слово модераторам ГЧП-трека Светлане Масловой и Джефри Гамильтону, Максим Юрьевич Соколов пожелал участникам конференции интересных дискуссий, плодотворной работы и ярких проектов!

 

Джефри Гамильтон, так же, как и Максим Юрьевич Соколов подчеркнул значимость, которая была придана ГЧП на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в особенности по отношению к достижению новых Целей устойчивого развития. В связи с этим, Джефри Гамильтон вместе со своим коллегой Тони Бониччи рассказали о программе Европейской экономической комиссии ООН в поддержку Целей устойчивого развития (ЦУР). Из выступления стало ясно, что в основе программы поддержки ЦУР ЕЭК ООН – разработка Международных стандартов ГЧП, которые являются простым в использовании, но эффективным руководством, предназначенным для правительств развивающихся стран. Коллеги из ЕЭК ООН уверены в том, что государственно-частное партнерство, развитию которого во всем мире способствуют Международные стандарты ГЧП, поможет достичь 11 из 17 Целей устойчивого развития, направленных, прежде всего, на преодоление бедности, расширение доступа к услугам первой необходимости и развитие глобального партнерства. В том числе достижению 5 из 17 ЦУР будет способствовать разработка Международных стандартов ГЧП в сфере транспорта, на что также направлена деятельность Центра исследований ГЧП ВШМ СПбГУ.

 

В ходе двух круглых столов “Развитие ГЧП в сфере аэропортов” и “Развитие ГЧП в сфере автомобильных дорог” заявленные российские и международные эксперты раскрыли секреты успешных проектов ГЧП, рассказав участникам о правовых основах ГЧП, наиболее предпочтительных моделях, распределении рисков, возможностях и проблемах финансирования, главных вопросах соглашений о ГЧП и концессионных соглашений в отношении автомобильных дорог и аэропортов.

Наиболее яркие эмоции и жаркие дискуссии участники ГЧП-трека получили на организованных впервые  на конференции ГЧП-дебатах. Столь бурному обсуждению поспособствовала тема дискуссии – Международные стандарты ГЧП. На обсуждение участникам было представлено более 10 вопросов относительно Международных стандартов ГЧП, большинство из которых имели предложенные варианты ответов. Использование интерактивной системы анонимного голосования позволило модераторам узнать мнение каждого участника ГЧП-дебатов. Несмотря на то, что каждый мог проголосовать за выбранный ответ, многие из участников ГЧП-дебатов хотели непосредственно высказать свое мнение и подискутировать на тему того или иного вопроса.  Как показало голосование, вопрос необходимости разработки Международных стандартов ГЧП, несмотря на твердую убежденность в этом международных экспертов, в российской действительности – довольно неоднозначный, ведь голоса «за» и «против» разделились практически в одинаковой пропорции – 60% и 40%, соответственно. Различались мнения участников и относительно того, кем должны разрабатываться стандарты, их содержание, предпочтения относительно моделей, структуры финансирования, распределения рисков в проектах ГЧП в сфере автомобильных дорог и аэропортов. Практически единогласно (90%) эксперты решили, что Международные стандарты ГЧП не должны иметь обязательный характер, а для их применения в конкретной стране необходима адаптация и политическая поддержка.

По результатам проведения ГЧП-трека Центр исследований ГЧП ВШМ СПбГУ выражает надежду, что ГЧП-трек в рамках ежегодной международной научной конференции «Развивающиеся рынки: перспективы развития бизнеса и государства» станет традиционным и приглашает всех его участников для новых встреч в целях обмена опытом, знаниями и совместной исследовательской деятельности!