Проект, который научил нас быть командой: интервью с лидером TEDxSPbU 2017

 

 

Зимним февральским вечером в двери отдела по связям с общественностью ВШМ СПбГУ вошел высокий молодой человек с горящими глазами. Вадим Нефедьев, студент третьего курса бакалавриата, пришел с идеей организовать настоящую конференцию TEDx в кампусе «Михайловская дача». Времени было немного, задач «выше крыши», но, в конце концов, конференция состоялась. И 22 апреля 2017 года в ВШМ СПбГУ прошла первая конференция TEDxSPbU, организованная силами студентов.

 

 

Мы решили поговорить с Вадимом, чтобы узнать больше о рождении идеи мероприятия, о подготовке, трудностях и успехах, и о том, чему конференция научила, а так же куда теперь устремлен взгляд лидера проекта.

 

  

Вадим, насколько мне известно, идея организовать конференцию TEDx пришла к Вам после семестра обучения в рамках программы обмена в Rotterdam School of Management (Нидерланды). Расскажите об этом подробнее?

 

За три месяца обучения в RSM я посетил два университетских TEDx (конференция в формате TED, организованная местным сообществом по лицензии) и один городской в Роттердаме. После этого я уже понимал, что обязательно буду организовывать какое-нибудь событие в ВШМ СПбГУ, когда вернусь. У меня был опыт организации кейс-чемпионата GSOM Open в 2016 году, но хотелось отойти от бизнес-тематики, которой и так много в городе. В итоге возникла идея привнести популярный и известный формат TED в родной университет, чтобы в стенах кампуса «Михайловская дача» собрать все факультеты и институты СПбГУ. Так и родился первый TEDx в первом университете страны, в бизнес-школе номер один в Восточной Европе.

 

 

Конференции TED привлекли меня краткостью выступлений, насыщенными яркими идеями и невероятным разнообразием – выступить мог кто угодно: от ученого до блогера. Побывав на других TEDx, я смог прочувствовать этот особый дух, подход к организации. Не зря TEDx часто проводится в театрах: зачастую – это больше хорошо поставленное и красивое представление, чем конференция. 

 

У нас это чувствовалось в работе над декорациями и репетициях со спикерами. В RSM конференция организовывалась студентами MBA, а у меня в команде были первокурсники бакалаврской программы. Но мы справились и выдержали уровень.

 

Благодаря обучению в RSM и примеру, который я смог перенять, мне хватило уверенности и готовности воссоздавать конференцию TEDx в ВШМ СПбГУ.

 

 

 

Расскажите о том примере, который вы переняли во время обучения в RSM. Чем стал полезен опыт обучения именно в этой бизнес-школе? 

 

 Обучение в RSM мотивировало меня повторить их успех в плане студенческих проектов. Я внимательно изучил, как работает STAR (организация, курирующая все студенческие проекты), чтобы воссоздать эту атмосферу, поддержать инфраструктуру для других студентов. Вообще, студенты ВШМ СПбГУ – отличные организаторы. Мы умеем делать большие ежегодные события. Но нам можно расти в сторону небольших, но регулярных событий, как Кейс-клуб или GSOM Charity (благотворительная организация студентов ВШМ СПбГУ). Так больше людей смогут получить именно лидерский опыт, очень нужный для карьеры.

 

  Вообще, студенты ВШМ СПбГУ – отличные организаторы. Мы умеем делать большие ежегодные события.

В Нидерландах большое внимание уделяется влиянию на общество, изменению будущего. В коридорах RSM висят портреты обычных студентов с информацией о том, чем они занимаются и какую цель себе ставят. В RSM я увидел большую семью, сообщество, которое учится и думает об улучшении мира. Мне это безумно понравилось.

 

Приехав домой, я занялся Кейс-клубом, благотворительными инициативами и TEDx. Собрал три команды и выпустил их «в бой». В RSM почти все мои знакомые принимали участие в каком-то студенческом проекте. И здесь я работаю над созданием комфортной инфраструктуры и атмосферы для массового вовлечения студентов в проекты на бакалавриате.

 

По сравнению с другими вузами у нас бурлит студенческая жизнь, но если сравнивать с RSM, то потенциал для роста еще огромный.

 

 

  

Итак, вдохновившись невероятно активной студенческой жизнью, вы начали подготовку к TEDxSPbU. Как складывалась работа над проектом? Что происходило от идеи до реализации?

  

Четыре месяца мы получали лицензию на проведение настоящего TEDx. Я был еще в Нидерландах, но в ВШМ СПбГУ уже пошли слухи о грядущем событии. Дистанционно я смог набрать первых членов команды, готовых работать над новым проектом вместе с незнакомым им человеком.

 

Начитавшись Harvard Business Review, мы начали строить команду мечты. Знаю, что многие организаторы пишут подробные инструкции и много контролируют реализацию задачи. Я решил научить свою команду «плавать», просто выпустив их в «открытую воду». В итоге я ни разу не писал инструкцию, только сами задачи. А как их реализовать решали уже члены команды сами. Примерно через два месяца заработало.

 

Мы провели TEDx с очень небольшим бюджетом. Еда, напитки, свет, полиграфия, сувениры – почти все мы организовали бесплатно или по себестоимости. Проводить мероприятия без денег – интересное упражнение, позволяющее фокусироваться на главном и использовать фантазию. Так появилась самодельная фотозона с цветами и шнуровой инсталляцией. Так мы научились общаться с компаниями и продавать им нашу идею.

 

Мы первыми среди студентов ВШМ СПбГУ внедрили проджект-менеджерский сервис для эффективной подготовки к мероприятию, а не чаты и онлайн-таблицы, чтобы автоматизировать планирование. Мы сократили общие встречи до минимума, и длились они не больше часа. В команде были преимущественно первокурсники, так что для всех нас это был большой вызов.

 

 

 

Что получалось легко и с какими трудностями вы столкнулись?

 

Было легко и приятно работать с сотрудниками ВШМ СПбГУ. За два месяца мы общались со многими, но такой заботы не встретили нигде. Школа невероятно помогла нам с ресурсами, без которых конференции не было бы. Мне кажется, именно поэтому именно у нас в кампусах собираются студенты со всего города. Будь то TEDx, Кейс-клуб или другие проекты.

 

Успех конференции зависит от выступлений спикеров, а не от внешней «обертки» (маркетинг, декорации, кейтеринг). Именно им мы уделили больше всего времени: тщательный отбор, репетиции с тренером, обсуждение тезисов, формат TED. Не скажу, что было сложно, но мы потратили много времени и энергии на спикеров. Надеюсь, зрители это почувствовали. Все желающие смогут увидеть запись выступлений, которые мы скоро выложим на канале TEDx в YouTube.

 

Хочется спросить о лидерстве. Какие задачи Вы, как лидер проекта, ставили для себя и для команды?

 

У меня было две большие задачи: научить студентов, ранее не имевших опыта организации крупных мероприятий, красиво выполнять задачи, и делегировать как можно больше, чтобы стать именно управляющим и решать задачи с помощью людей. Мы даже главной целью проекта ставили развитие каждого в команде, а лишь затем потрясающую атмосферу и объединение факультетов и институтов СПбГУ.

 

Это было безумно сложно, потому что часто я сам не знал, как лучше решить проблему. Для членов команды работа над проектом стала постоянным преодолением барьеров и выходом из зоны комфорта. Но через этот опыт они многому научились и обрели уверенность в своих силах. Перед TEDx команда провела самостоятельно (без меня) Public Speaking, где мы слушали идеи наших студентов и выбирали спикера на главную конференцию. После этого делать первый TEDx стало уже не так страшно. 

 

Следующей моей задачей стало дать команде работать без меня, обеспечить  свободу и быть лишь наставником. Во-первых, иногда команда лучше что-то умеет. Во-вторых, так можно успеть больше, если процессы не завязаны на одном человеке. Наконец, члены команды получают больший опыт и смогут затем сами проводить TEDx или другой проект. Часто с уходом лидера проект закрывается, но как минимум двум студенческим проектам ВШМ СПбГУ удалось создать систему преемственности, этого мне хотелось и от TEDxSPbU.

  Главной целью проекта мы поставили развитие каждого в команде, а лишь затем атмосферу и объединение факультетов и институтов СПбГУ.  

 

 

Итак, первая конференция TEDxSPbU в первом университете страны и в первой бизнес-школе Восточной Европы состоялась. Что планируете дальше?

 

Я очень рассчитываю, что конференция TEDx в нашей Школе станет ежегодной, как и предварительный отбор лучших идей студентов. Пусть студенты заранее готовятся представить свои мысли в формате TED. Мне кажется это социально важным для развития студенческого сообщества. Проводиться следующая конференция будет уже с другим руководителем, и в новую команду уже можно вступать.

 

В следующем выпускном году мне хочется заняться свой карьерой, поэтому мы организуем в Кейс-клубе новое направление – студенческий консалтинг. В благотворительности GSOM Charity мы продолжим программу репетиторства в детских домах и лекции в школах. Это та деятельность, которая доставляет мне удовольствие и где еще «поля не паханы».

 

 

Вадим, есть ли какие-то советы и лайфхаки, которыми Вы хотите поделиться с коллегами?

 

У меня есть две большие идеи, которые мне хочется донести до наших студентов. Первая – студенческими проектами стоит заниматься, потому что это лучший способ получить лидерский опыт, научиться ответственности, работе со стрессом, работе в команде еще до выпуска. Ни одна стажировка в корпорации не обеспечит такой набор soft skills. Это как запустить стартап, создать продукт с нуля или собрать офис. Вы будете общаться с компаниями на одном уровне, значительно расширите сеть контактов, воспитаете в себе лидерство.

 

  Студенческими проектами стоит заниматься, потому что это лучший способ получить лидерский опыт, научиться ответственности, работе со стрессом, работе в команде еще до выпуска.

Второй совет о том, где взять на все время. Мне помогают детальное планирование, постоянная смена обстановки и команда. Как это работает? Если вы измеряете все свое время, то всегда можно выделить «похитителей» времени и найти пустые слоты. В них и помещаются задачи по внеучебным проектам. Обязательно переключайте внимание. Если делать одно и то же слишком долго, то ломается мотивация и снижается продуктивность, поэтому я постоянно чередую деятельность: строю модели, веду блог, рисую с детьми, езжу на велосипеде, путешествую… Нельзя работать «запоем», в долгосрочной перспективе (а студенческие проекты длинные) - это не работает. Найти свободное время помогает грамотное делегирование. Если от тебя зависит (реально зависит) общий результат проекта – серьезной работы не избежать. Но при этом можно разделить задачи или что-то делегировать команде.

 

С надёжной командой и хорошим планированием можно осилить большой проект поэтапно, и даже находить время на отдых и сон.

 

Мне кажется, студенчество – время экспериментов, сейчас мы можем и должны пробовать разную работу, тестировать себя и накапливать опыт. К счастью, в нашей Школе есть море возможностей, так что вперед – открывать себя.

  Беседовала Ксения Карпова