Boft:  бизнес с философией

  

О том, как создать бизнес, который продает себя сам, воскресить философию фотопечати и найти время на личную жизнь. Интервью с выпускниками ВШМ СПбГУ, со-основателем компании Boft Денисом Сколотой и управляющим директором Еленой Трофимовой.

 

Беседовала Анжелика Мурышкина
Февраль 2018

 
     

  

 

Как вы пришли к тому, чтобы запустить собственный бизнес? Почему именно Boft?

 

Денис: Идея родилась благодаря знакомству с нашим партнером: в 2008 году мы учились вместе с Тавросом Мовсисяном в Финляндии. На волне популярности Instagram в 2013 году у Тавроса появилась идея о том, чтобы печатать фотографии, которыми люди делятся в digital. Мы решили оценить идею по всем правилам: сделали расчеты, построили финансовую модель и…увидели, что такой бизнес нерентабелен. Уже позже, когда нам на глаза попалась статья о масштабировании бизнеса, мы по-новому взглянули на нашу идею, задумались о глобальной экспансии и пересмотрели предыдущие расчёты. Первый автомат появился в апреле 2014 года.

 

 

Вы сами разрабатывали дизайн и собирали автомат?

 

Денис: Первый автомат мы заказывали на производстве в Москве. Он был металлическим и совершенно не соответствовал нашему сегодняшнему образу. Благодаря опыту работы с тем производством, мы поняли, что для нас эффективнее и удобнее будет использовать собственную производственную площадку.

К лету 2014 года мы открыли свое производство и стали выпускать автоматы уже в новом, деревянном корпусе. Именно деревянный корпус ручной сборки стал нашей отличительной особенностью и одним из конкурентных преимуществ.

 

 

 

Когда вы размещали автомат, какие сложности возникали?

 

Денис: Установка автомата – это всегда вопрос аренды и переговоров с арендодателями. Наш первый автомат мы установили в креативном пространстве «Флакон». Первый автомат в Петербурге – на Невском проспекте около ресторана «Марчеллис».

В каждом случае мы договариваемся индивидуально. Например, администрация одного из крупнейших торговых центров в Москве сама предложила нам сотрудничество: сейчас там установлено несколько наших автоматов. Первое время было сложнее договариваться о партнерстве, потому что о нас никто не знал. С тех пор многое изменилось, но по-прежнему многое зависит от специфики арендодателя.

 

 

Как вы привлекали финансирование?

 

Денис: Собственные средства. Кто-то из основателей компании продал машину, кто-то квартиру: это и стало нашими стартовыми инвестициями. Замечу, что в дальнейшем компания не привлекала инвестиции или заемные средства, мы финансируем развитие только через реинвестирование прибыли.

  

 

 

Елена, расскажите, как Вы оказались в Boft?

 

 

Елена: до Boft я шесть лет работала в корпоративном мире, главным образом – в инвестиционном бизнесе. Это была хорошая возможность разобраться, как успешные компании ведут бизнес: как смотрят на малый бизнес, как функционируют, как строят бизнес-процессы. При этом мне всегда было интересно реализовывать проекты, где я могла бы взять на себя бОльшую степень ответственности и взамен получить бОльшую степень свободы в принятии решения. Я понимала, что рано или поздно начну заниматься предпринимательством.

 

 

С Денисом мы познакомились, когда учились вместе в магистратуре ВШМ СПбГУ, с тех пор периодически обсуждали совместные проекты. В прошлом году я поняла, что готова перейти к предпринимательскому образу работы, а у ребят как раз появилась потребность в расширении команды Boft.

 

 

Как известно, компании проходят разные стадии жизненного цикла. Стартап – это часто хаос и большое количество рисков, на смену которым постепенно приходят выстроенные бизнес-процессы и политики.

 

 

За три года, к тому моменту, когда я присоединилась к команде, компания Boft уже прошла первый этап развития и вышла на международный рынок, а именно в 28 стран в разных частях мира. Ребята поняли, что маленький проект превращается в солидный бизнес, внутренняя организация которого должна соответствовать все возрастающим масштабам и требованиям. Поэтому в команде появилась я, как человек, способный соединить предпринимательский запал, мышление и опыт в корпоративном мире, чтобы вывести бизнес-процессы компании на новый уровень и запустить Boft 2.0 – транснациональную компанию с предпринимательским запалом и эффективной организацией.

 

 

Вы пробовали реализовывать свои проекты. Почему отказались от этого пути?

 

Елена: Проекты – это как короткометражный фильм, а бизнес – это сериал из множества сезонов. Проект имеет четкие границы. Бизнес – это организм, который трансформируется и растет на протяжении многих лет. И еще, бизнес – это команда, которая идет с тобой в одной связке долгое время, и вместе вы можете воплотить в жизнь много интересных идей, и с каждым новым проектом вы взаимодействуете внутри команды все лучше.

Я хотела перейти от проектов к работе над таким «живым организмом». При этом мне казалось достаточно сложным строить бизнес с нуля, так как процесс связан с большим количеством рисков, и, чтобы преуспеть, как например, Илон Маск, необходимо обладать определенной степенью безрассудства. Очень благодарна ребятам за то, что они дали мне возможность присоединиться к команде в тот момент, когда риски уже были не такими высокими. Они взяли эти смелость и безрассудство на себя пару лет назад.

  Проекты – это как короткометражный фильм, а бизнес – это сериал из множества сезонов.
       

 

 

 

Денис, Вы реализовали проект с партнером, потом присоединилась Елена. Смогли бы вы запустить бизнес в одиночку?

 

В нашем случае получился настоящий симбиоз – идеальное сочетание четырех партнеров с разными интересами и экспертизой. Один сгенерировал идею, второй оформил физическое воплощение продукта, третий занимался развитием, четвертый писал код. Уверен, в случае с Boft поодиночке было бы невозможно добиться того, что мы сейчас имеем. Каждый внес свою лепту.

 


 

 

Идея бизнеса в том, чтобы дать людям возможность печатать фотографии из социальных сетей. Почему это сработало? Ведь можно распечатать снимки с любой флешки.

 

Елена: Boft смог переосмыслить бизнес фотопечати. Мы предлагаем печатать фотографии в автономном режиме, быстро, без необходимости готовиться к походу в фотоцентр. Это импульсная история, когда ты можешь получить свои эмоции на бумаге. Для людей такой подход стал новым, особенно для молодого поколения, которое не особо знакомо с печатными фотографиями. По крайней мере, не так как люди старше 20-25 лет.

 

 

Эта идея похожа на Полароид.

 

 

 

Елена: Полароид запечатлевает момент здесь и сейчас, а мы идем намного дальше и предлагаем переосмысление услуги фотопечати. При этом мы обращаемся к потребности человека иметь наглядное воплощение важных для него моментов.

 

 

Начиная с наскальной живописи, человек запечатлевал то, что его волновало. Формат менялся, менялась технология, но люди продолжали вешать портреты, семейные фото или снимки из путешествий к себе на стену. В какой-то момент люди перестали пользоваться фотоаппаратами, остались смартфоны. Никто не предлагал напечатать качественные фотографии быстро и на месте – мы фактически заняли эту нишу. Наша бизнес-модель показала себя успешной в каждой стране мира, где мы присутствуем.

 

 

Мы имеем дело с базовой человеческой психологией, поэтому любой клиент и в Сантьяго (Чили), и в Петербурге будет руководствоваться одними и теми же импульсами. Наша основная целевая аудитория – школьники и студенты, которые редко сталкивались в жизни с печатной фотографией.

 

 

Они привыкли получать все быстро, использовать Uber, Airbnb, AliExpress, все, чтобы услуга была у тебя через пять минут. К тому же они комфортно взаимодействуют с мобильным интерфейсом, в отличие от наших родителей, которые были бы и рады распечатать фотографии, но им часто ввиду определенного технологического барьера требуется помощь консультанта.

 

Есть ли возможность печатать из других сервисов, а не только из Instagram?

 

Елена: Да, такая возможность есть. В России – это фотографии из социальной сети ВКонтакте и прямая передача фотографий со смартфонов. Доля фотографий из Инстаграма во всех странах разная. В России она около 40%. В других странах, например в Азии, больше печатают снимков напрямую с телефона. Все очень индивидуально. Помимо этого наши автоматы сами умеют фотографировать. В них встроена камера, с помощью которой можно сделать моментальные фото.

 

 

Какая страна стала первой в вашей международной экспансии и как вы к этому готовились?

 

Денис: Все получилось достаточно органично. Как только стали появляться автоматы в Петербурге, нам стали поступать заявки из других городов России, а затем и из других стран. Мы были готовы выходить на новые географические рынки к концу 2015 года. Первым рынком стал Казахстан. Затем, в начале 2016 года автоматы появились в Эстонии, а дальше и в других странах.

 

 

Елена: Наша международная сеть развивается, главным образом, по франшизе. Предприниматель едет путешествовать в другую страну, видит Boft и думает, как классно, а так можно? Сразу пишет нам, ведь именно так работает предпринимательское мышление: видишь возможность – бери и делай.

 

Мы до сих пор не ведем активной работы по продажам или рекламе автоматов, новые контакты приходят сами собой. Это явный показатель успешности компании, потому что многие молодые компании сталкиваются со слабым потоком клиентов: им необходимо себя активно рекламировать. В случае Boft наши автоматы – наша лучшая реклама.

 

У нас нет отдела рекламы и отдела продаж, новые контакты приходят сами собой.

Наш продукт размещается в публичных зонах и становится рекламой сам по себе.

 

 

 

За рубежом вы работаете по франшизе, а в других городах России?

 

Денис: В России мы тоже работаем по франшизе во всех городах, кроме Москвы и Петербурга. Для нас это самая удобная схема.

 

   

400 автоматов в 28 странах – это большая сеть для такой молодой компании. Чувствуете что-то особенное?

 

Денис: Я понимаю, что это здорово, что бизнес растет. Но, когда находишься внутри процесса, сложно оценить свою работу со стороны и ощутить масштаб. Я понимаю, что есть какая-то точка, которую бизнес достиг, но постоянно нужно что-то новое. Не могу сказать, что я просыпаюсь утром и думаю: «вау!»

 

Елена: я могу сказать, что такое «вау» ловят в проектной деятельности, когда наступает результат, кульминация. Но в этом и есть отличие бизнеса от проектной деятельности.

Здесь каждый день ты приходишь и делаешь маленькие рутинные шаги, из которых и складывается гигантская работа. И к тому моменту, когда ты, наконец, запускаешь проект в Южной Корее, ты уже прожил этот момент много раз. Тем более что фанфар нет, есть только подписание контракта. Поэтому, если говорить о бизнесе, очень полезно отмечать свои победы, даже если они небольшие. Важно чувствовать, что вы чего-то добиваетесь.

 

В этом и есть отличие бизнеса от проектной деятельности. Каждый день ты приходишь и делаешь маленькие скучные рутинные шаги. Но именно из них и складывается гигантская работа.

 

Фотографии отошли на второй план, сейчас в моде коллажи с масками, гиф-анимацией и фильтрами. Повлияло ли это на бизнес Boft?

 

Елена: У нас нет печати Snapchat и Instagram Stories. Мы решили так сознательно, потому что эти сервисы не предназначены для печати. Эту гипотезу подтверждают наши клиенты: мы постоянно с ними на связи. У нас молодая активная аудитория, которая запросто говорит о том, что можно сделать еще. Интересно, что они не задают вопросы на тему: «где Snapchat».

 

 

Насколько быстро вы реагируете на запросы клиентов?

 

Денис: Мы всегда оцениваем рациональность предложений. Если оно действительно стоит того, то запускаем в реализацию.

 

Елена: Недавно клиент прислал запрос по поводу альбома для печати фотографий. Его волновало, что в предыдущей версии были наклейки-эмоджи, а теперь пропали. Мы быстро обсудили этот момент и вернули эмоджи в тот же день. У нас на сайте есть сопутствующие товары, и когда клиенты написали нам, что у них много фотографий и им некуда их складывать, мы открыли раздел с фотоальбомами разных цветов. Если мы видим интересное решение, мы достаточно быстро его внедряем.

 

 

 

Сколько у вас человек сейчас в команде? Как построена ваша работа?

 

Денис: Команда Boft – это 30-40 человек, включая сотрудников на нашем заводе по производству автоматов. У нас очень плоская структура. Есть офис, где мы общаемся каждый день, стремимся какие-то вопросы решить максимально быстро.

Что касается процессов, то они претерпели эволюцию за последнее время. Когда команда была меньше, значительная часть работы делалась удаленно. Но когда команда выросла, прежняя схема перестала работать. Из-за огромного количества сообщений в чатах мы начали терять эффективность. В итоге, из чатов мы перешли в Trello для фиксации результатов. Но у нас есть четкий принцип: приоритет личных обсуждений над перепиской. Мы каждый день собираемся, обсуждаем проекты и решаем текущие вопросы.

У нас есть еженедельная отбивка: план-отчет, это позволяет каждому понять, что было сделано, и что надо сделать за неделю. Когда ты прописываешь себе список задач, в голове появляется понятная картина. Раз в месяц проводим большую летучку, где все могут друг с другом пообщаться.

Один из самых больших вызовов для нас – трансформация старой парадигмы управления в новую. Когда не выстроены процессы, невозможно запустить ни один проект. Не все это понимают, когда хотят стать предпринимателем: управлять командой это как рулить кораблем, само по себе ничего не произойдет. Поэтому важно посмотреть, как делают это большие организации, или поучиться менеджменту. Ты не сможешь расти и масштабировать бизнес, пока ты управляешь своей компанией, будто это все еще маленький стартап, где из сотрудников ты да твой друг. Команда из 10, 20, 50 человек требует уже совершенно другого подхода к управлению.

 

  

 

По какому принципу вы отбираете людей в команду? Какие компетенции для вас ключевые?

 

Елена: Назову следующие качества: терпение, потому что многие разбиваются об иллюзии, что быстрый карьерный рост – норма. Затем, безусловно, трудолюбие и нестандартное мышление. Важно, чтобы человек понимал, чего хочет именно он, а не то, что ему пытаются «продать», как образ успеха. У каждого свой карьерный путь: пойти в крупную корпорацию, где карьерный путь будет расписан на много лет вперед, или выбрать небольшую компанию, где, возможно, будешь иметь больше возможностей для роста и развития.

Отмечу еще одну вещь – это скромность и позитив. Мы сами так подходим к работе: нам нравится делать продукт в компании приятных людей, в дружелюбной обстановке.

 

Один из самых больших вызовов для нас – трансформация старой парадигмы управления в новую. Делать бизнес с другом – это не то же самое, что делать бизнес в команде из 40 человек.

 

По поводу постановки целей: вы уже многого добились, что будет дальше?

 

Денис: Любой бизнес регрессирует, если стоит на месте. Когда ты становишься предпринимателем, ты должен принять, что каждый день будешь жить в состоянии большой неопределенности. Наш бизнес процветает, но будет ли он процветать завтра?

Поэтому мы смотрим вперед, у нас сейчас 28 стран, и в этом году мы хотим поставить автоматы Boft еще в 17-и. Мы активно разрабатываем смежные продукты. Думаю, что в течение этого года будем их анонсировать. Например, недавно запустили печать открыток, которые пользуются популярностью.

 

Каким приложением вы пользуетесь чаще всего?

 

Елена: Наверное, Телеграмом, а на втором месте – Trello. Для хранения данных - Google drive. Todoist хорош для мелких задач.

 

У вас бывает интоксикация от гаджетов?

 

Денис: Да, бывает. Тогда я отключаю все оповещения.

 

Елена: Когда у нас стремительно выросло количество чатов, я поставила условие, что после 8 часов никто ничего не пишет за исключением важных вопросов. На самом деле, почти нет таких вопросов, которые нельзя отложить до утра. Стало меньше суеты.

Согласна, что иногда наступает интоксикация от гаджетов. Я стараюсь всегда отдавать себе отчет, полезен ли тот контент, который я сейчас потребляю. Инстаграм стараюсь воспринимать, как инструмент для работы и достижения своих целей. Это очень сложно, но нужно.

 

Когда у нас стремительно выросло количество чатов, я поставила условие, что после 8 часов никто никому ничего не пишет. Почти нет таких вопросов, которые нельзя отложить до утра

  

Самое большое личное достижение?

 

Елена: CFA1. А вообще я считаю, что самые большие достижения происходят внутри нас. Поэтому для себя самым большим достижением считаю смену карьерных приоритетов и уход в предпринимательскую сферу. Это новый для меня путь, где каждый следующий шаг я выбираю сама, и это невероятно интересно.

 

Денис: Boft.


 

 

1  Chartered Financial Analyst (CFA) - одно из наиболее авторитетных званий в области финансов и инвестиций. Оно присваивается Институтом CFA (CFA Institute), международной организацией, объединяющей несколько десятков тысяч финансовых специалистов (прим. ред.)

 

Наверх
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс