Печерский Александр

 

Совместный проект ВШМ СПбГУ и журнала «Интербизнес»

 

 

Печерский Александр

 

Бакалавриат: менеджмент 1999

Генеральный директор исследовательско-консультационной фирмы «Альт»

 

Амбициозный менеджмент
 
Выпускник Факультета менеджмента СПбГУ, на базе которого сейчас развивается  ВШМ, Александр Печерский прошел путь от консультанта по управлению до генерального директора исследовательско-консультационной фирмы «Альт». Автор публикаций в «Эксперт» и «Harvard Business Review Россия», автор семинара «Разработка амбициозной стратегии компании» рассказывает о том, насколько амбициозные цели поставило перед ним высшее образование.
 
Почему вы приняли решение учиться именно на факультете менеджмента?
 
Мои родители окончили университет, поэтому я точно знал, куда буду поступать. Решил пойти на день открытых дверей на факультет менеджмента, не очень даже представляя, что это за зверь такой «менеджмент». День открытых дверей очень живо и интересно вел Юрий Благов - на тот момент – заместитель декана факультета по учебной рабо­те, именно благодаря нему я и выбрал факультет. 
 
Какие преподаватели  произвели на вас самое сильное впечатление и почему?
 
Николай Зенкевич, несмотря на то, что преподавал строгие математические дисциплины, был интересным человеком и давал студентам хороший энергетический заряд. Татьяна Солтицкая вела психологию, было видно, что ей это интересно, и поэтому мне тоже было интересно.
А еще большое впечатление произвел, как ни странно, преподаватель биофака, который читал на первом курсе лекции «Биологические основы поведения», – живо и очень близко к жизни.
 
Самые интересные и полезные лекции, которые вам помогли в дальнейшей карьере?
 
Сложно выделить что-то одно, что помогает больше –  скорее, важен весь комплекс дисциплин, который используешь в разное время в разных ситуациях. 
 
Каких успехов добились студенты, с которыми вы учились?
 
Все, кого я знаю, занимают высокие должности и решают интересные задачи. Одна проблема –  очень многие люди уезжают в Москву. 
 
Какие навыки и поведенческие модели, приобретенные на факультете, помогли в работе?
 
Самые важные для меня – широкий кругозор и умение быстро разобраться в любой новой проблеме, точнее, понимание, с чего начать и где искать ответы. Для консультанта по управлению это ключевые навыки.
 
Как вы относитесь к стремлению многих руководителей получить степень MBA?
 
Я думаю, что, как и везде, для одних это осознанная необходимость, для других, скорее, дань моде. При этом мне очевидно, что человеку, получившему свои знания из практики, хорошая программа поможет структурировать и систематизировать их. Это полезно. Другой вопрос, что в ряде случае развивается чрезмерное желание применить эти знания: «когда в руках молоток, везде начинают мерещиться гвозди». И вместо пользы все идет во вред. Но со временем это будет проходить, я надеюсь.
 
Принимая на работу нового сотрудника, обращаете ли вы внимание на то, есть ли у него экономическое образование?
 
Да, безусловно, мы специализируемся на стратегическом и управленческом консалтинге, наличие менеджерского или экономического образования является для нас обязательным, особенно при найме молодых специалистов. 
 
Станет ли когда-нибудь высшее экономическое образование массовым и доступным, или оно по-прежнему останется привилегией немногих?
 
Не задумывался, но считаю, этот вопрос можно адресовать нашим политическим деятелям, занимающимся реформированием образования. Но в целом мне кажется, что принцип равных возможностей и доступа к высшему образованию крайне важен для гармоничного развития общества. При этом высшее экономическое образование не должно быть массовым. Но оно должно быть доступно талантливым и умным, а не богатым, что часто не одно и то же.
 
Высшее экономическое образование, и степень MBA в особенности, часто обучает западным стандартам успешного бизнеса. Насколько полученное образование применимо для нашей экономики?
 
Стандарты, мне кажется, довольно универсальны, и в этом я большой проблемы не вижу. Хотя, конечно, российских кейсов должно быть больше, но, я надеюсь, что сейчас ситуация меняется.
Гораздо большей проблемой  является то, что вся теория, практически все кейсы, построена на примере больших корпораций с оборотами в десятки миллиардов долларов, в то время как среди российских компаний большинство в десятки и сотни раз меньше, а при таких различиях в масштабе часто актуальны иные управленческие проблемы и вопросы.
 
Какие именно?
 
Говоря простым языком, все, что  связано с переходом от небольшой компании к большой: планирование, организация и координация, лидерство…  А вот вопросы диверсификации, матриц bcg, ge-mckinsey  и прочие вообще неактуальны.
 
Как вы считаете, достаточно ли осведомлено наше деловое сообщество о стратегическом консалтинге?
 
Недостаточно. Более того, профессия во многом дезавуирована за период относительно дикого развития рынка, когда часто можно было встретить некачественное предложение.
 
На кого в первую очередь ориентирован ваш семинар «Разработка амбициозной стратегии компании»?
 
На первых лиц амбициозных средних предпринимательских компаний.
 
Готовы ли сегодня российские компании к вмешательству извне и часто ли они прибегают к вашей помощи? Насколько возрос спрос на услуги исследовательско-консультационных фирм?
 
Спрос растет очень быстро, и потолок еще далеко: удельная доля консалтинга в российском ВВП в 3-4 раза меньше, чем европейском. Но на стратегию со стороны среднего бизнеса спрос только начинает формироваться. Компании, только достигнув определенного масштаба, соответственно, уровня задач, проблем и сложности, начинают понимать, что за управленческий и стратегический консалтинг надо платить, и немало.
 
Какие качественные изменения претерпит отечественный консалтинг в ближайшие годы?
 
На мой взгляд, главное направление – специализация по отраслям и видам услуг.
 
 
Автор: Екатерина Ольхович
Статья напечатана в журнале "Интербизнес" №02(94) Март 2008

 

Наверх
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс