Влияние институциональной среды на стратегический выбор и развитие предпринимательских фирм в России

Основная цель настоящего исследования — оценка влияния факторов институциональной среды на принятие стратегических решений и результаты деятельности российских предпринимательских фирм. В качестве объекта исследования выступают российские фирмы малого и среднего бизнеса. В качестве основных направлений выступают следующие темы: определение теоретических и методологических истоков формирования концепции институционального подхода и стратегического выбора на основе анализа исследований по вопросам стратегии в странах с развивающейся экономикой, стратегического выбора фирм малого и среднего бизнеса, проведение пилотного исследования на основе анализа российских кейсов, разработка теоретических моделей и методологии эмпирического исследования, формулирование гипотез исследования, обработка и анализ данных по 500 малым и средним фирмам Москвы и Санкт-Петербурга, обобщение полученных результатов и сравнительный анализ с зарубежной теорией и практикой.

 

Длительность проекта: 07.09.2012-15.11.2013

Руководитель проекта: Широкова Г.В., д.э.н., профессор СПбГУ

Участники проекта:

  • Цуканова Т.В., лаборант-исследователь, ВШМ СПбГУ; 
  • Кнатько Д.М., лаборант-исследователь, ВШМ СПбГУ;
  • Богатырева К.А., лаборант-исследователь, ВШМ СПбГУ;
  • Быстрова Ю.Е., лаборант-исследователь, ВШМ СПбГУ;
  • Зибарев И.А., лаборант-исследователь, ВШМ СПбГУ.

 

Презентация результатов проекта (.pdf, 2Mb)

 

Результаты НИР и их внедрение в учебный процесс

Статьи и главы в монографиях:

  1. Shirokova G., Coyle W., Shatalov A. Growth Factors of Russian Entrepreneurial Firms в книге Etemad, H. (ed.), The Process of Internationalization in Emerging SMEs and Emerging Economies, Edward Elgar Publishing, Northampton, Massachusetts. (http://www.e-elgar.com/bookentry_main.lasso?currency=US&id=14822)
  2. Shirokova G., McDougall-Covin P. 2012 “The Role of Social Networks and Institutions in the Internationalization of Russian Entrepreneurial Firms: Do They Matter?” // Journal of International Entrepreneurship, 10 (3): 177-199.
  3. Учебный кейс Shirokova G. “Big Filter Company: Russian filters in international market” для использования в курсе «Предпринимательство» на английском языке.
  4. Morris M., Shirokova G., Shatalov A. 2013. The business model and firm performance: The case of Russian retail ventures. Journal of Small Business Management, 51 (1): 46-65.
  5. Широкова Г.В., Зибарев И.А. 2013. Интернационализация предпринимательских фирм из стран с развивающейся экономикой: опыт России. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Менеджмент, 1: 69-109.
  6. Широкова Г.В., Соколова Л.С. 2013. Формирование предпринимательской ориентации в российских фирмах малого и среднего бизнеса: роль институциональной среды. Российский журнал менеджмента, 11 (2): 25-50.
  7. Публикация статьи: Shirokova G., Tsukanova T. 2013. Impact of domestic institutional environment on the degree of internationalization of SMEs in transition economies. Entrepreneurship and Innovation, 14 (3): 193-204.
  8. Shirokova G., Vega G., Kozyreva T. 2013. DiPaul, Inc.: transitioning in measured steps. Entrepreneurship Theory&Practice, 37 (4): 1-21.

Внедрение результатов НИР

Полученная научная продукция может быть использована в развитии теории стратегического выбора фирмы на развивающихся рынках; развитии методологии эмпирических исследований на материалах российских фирм; в качестве материалов для создания и улучшения учебных курсов для студентов образовательных программ по направлению «Менеджмент». В частности, относительно возможностей использования материалов и результатов НИР в образовательном процессе, необходимо отметить, что в рамках проекта были разработана лекция «Предпринимательские стратегии в России» для использования в курсе «Общий менеджмент» для студентов бакалавриата СПбГУ направления «Менеджмент». Материалы, подготовленные в ходе проекта, также будут использованы в курсах «Предпринимательство», «Предпринимательство, организационные изменения и открытые инновации», «Управление изменениями».

Наверх
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс