Дебаты «ГЧП в сфере транспорта»

Организаторы: Центр исследований государственно-частного партнерства Высшей Школы Менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета

Дата  проведения: 15 октября 2015, с 16.45 до 18.15

Место проведения: г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургское ш., 109 (кампус «Михайловская дача»)

 

Модераторы:

Светлана Маслова (Руководитель Центра исследований ГЧП ВШМ СПбГУ, доцент кафедры государственного и муниципального управления ВШМ СПбГУ)

 

15 октября в рамках международной научной конференции «Развивающиеся рынки: перспективы развития бизнеса и государства» состоялись Дебаты «ГЧП в сфере транспорта», которые имели формат дискуссии предложенным для обсуждения вопросам. Основная тематика ГЧП-дебатов была посвящена разработке Международных стандартов ГЧП, что предопределено несколькими основными причинами. Во-первых, международным экспертным сообществом ГЧП еще в 2008 году была признана необходимость создания  четкого и прозрачного руководства для правительств стран по использованию механизмов ГЧП, в основе которого  - Международные стандарты ГЧП. В связи с этим, ЕЭК ООН создало институциональную среду для разработки стандартов – Экспертный совет по ГЧП (TOS PPP), Международный центр ГЧП передового опыта (ICoE), а также Проектные команды и Специализированные центры ГЧП в разных странах, отвечающие за разработку стандартов в различных отраслях. Во-вторых, Центр исследований ГЧП ВШМ СПбГУ входит в число Специализированных центров ГЧП ЕЭК ООН по разработке стандартов в сфере транспорта, а его руководитель Светлана Маслова – член проектных команд ЕЭК ООН. Наконец, в-третьих, к участию в помощь российским экспертам были приглашены международные эксперты ГЧП, члены Проектных команд по разработке Международных стандартов ГЧП в сфере транспорта -  Афина Румбоутсос, профессор Эгейского университета (Греция); Розарио Макарио, профессор Лиссабонского университета (Португалия) и Феликс Виллальбо-Ромеро, исследователь Университета Центрального Ланкашира (Великобритания). Почетным гостем мероприятия также стал профессор технологического и инновационного менеджмента в Бизнес-школе Имперского колледжа Лондона Джеймс Барлоу.

 

Российские эксперты государственно-частного партнерства были представлены членами академической среды, государства и бизнеса: Людмила Галенская (д.ю.н., профессор, Юридический факультет СПбГУ), Андрей Иванов (к.ф.-м.н., доцент, ВШМ СПбГУ), Диана Жмулина (к.ю.н., доцент, Юридический факультет СПбГУ), Андрей Юшков (исследователь, Леонтьевский центр) и Софья Громова (студент магистратуры, ВШМ СПбГУ), Дмитрий Ялов (Вице-губернатор Ленинградской области, председатель Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области), Екатерина Афонина, Виктория Ларионова (представители Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области), Роман Голованов (Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга), Кирилл Поляков, Валентин Енокаев и Ольга Потифорова, Эльвира Ковальчук (АНО «Дирекция по развитию транспортной системы СПб и ЛО»), Константин Попов (ГК «Росавтодор»), Андрей Белобородов (ФКУ «Дороги России), Виктор Афонин (ГУП «Водоканал»), Иван Потехин (Газпромбанк), Олег Лысков (Мусин, Ибрагимов и партнеры), Артем Кушнарев (Смарт Процессинг), Маргарита Беляева и Антипова Юлия (Воздушные Ворота Северной Столицы), Андрей Филимонов (Project Management Agency), Павел Карпунин (Capital Legal Services), Андрей Антоновский (ВТБ Капитал) и Владимир Килинкаров (Максима Лигал).

 

ГЧП дебаты развернулись в отношении более 10 вопросов на тему разработки Международных стандартов ГЧП в сфере транспорта, большинство из которых требовали выбор предложенных вариантов ответов. Узнать мнение каждого эксперта на ГЧП-дебатах, а также мгновенно вывести результаты голосования на экран стало возможно благодаря использованию системы интерактивного анонимного голосования.

 

Как можно видеть на статистике ответов «да/нет», приведенной ниже, мнения экспертов относительно вопроса возможности разработки и использования Международных стандартов ГЧП разделились практически одинаково, что, как было выяснено в ходе последующего обсуждения, вызвано сомнениями российских практиков ГЧП относительно данных стандартов, но твердой убежденностью в них представителей академической среды. Следует отметить также, что практически все участники дискуссии сошлись во мнении,  что Международные стандарты ГЧП не должны иметь обязательный характер, а для их применения в конкретном контексте необходима адаптация и политическая поддержка.

 

 

 

 

Приведенные диаграммы наглядно демонстрируют распределение мнений экспертов по вопросам. Более того, некоторые из них вызывали диссонанс среди участников, так, что многие эксперты изъявляли желание непосредственно высказать свою точку зрения, возразить против мнения других участников и подискутировать на определенные темы.

 

Важно подчеркнуть, что ответы именно на вопросы о наиболее предпочтительных моделях ГЧП в сфере транспорта, оптимальном распределении рисков и соотношении акционерного и заемного капитала в финансировании ГЧП, способах возврата инвестиций лежат в основе разрабатываемых Международных стандартов ГЧП в любой отрасли. Результаты экспертной дискуссии показали, что в споре (в нашем случае в конструктивном) рождается истина. На этот раз истина заключается в том, Международные стандарты ГЧП могут быть разработаны и применимы во всем мире. Ведь многие эксперты ГЧП смогли сойтись во мнении по предложенным вопросам, несмотря на то, что они являются представителями разных интересов и секторов (государственный или частный), разных проектов и стран.

Наверх
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс