Круглый стол “Развитие ГЧП в сфере автомобильных дорог”

 

Организаторы: Центр исследований государственно-частного партнерства Высшей Школы Менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета

Дата  проведения: 15 октября 2015, с 15.00 до 16.30

Место проведения: г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургское ш., 109 (кампус «Михайловская дача»)

 

Модераторы:

  • Светлана Маслова (Руководитель Центра исследований ГЧП ВШМ СПбГУ, доцент кафедры государственного и муниципального управления ВШМ СПбГУ, Россия)
  • Тони Боничи (Секретарь Экспертного совета по государственно-частному партнерству ЕЭК ООН, Швейцария)

 

Круглый стол “Развитие ГЧП в сфере автомобильных дорог” состоялся 15 октября в рамках Международной научной конференции «Развивающиеся рынки-2015: перспективы развития бизнеса и государства». Автомобильные дороги так же, как и аэропорты, и железные дороги, являются предметом исследовательской деятельности Центра исследований ГЧП ВШМ СПбГУ как Специализированного центра ГЧП ЕЭК ООН по разработке Международных стандартов ГЧП. С целью содействия разработки данных стандартов в сфере транспорта, а также с целью обмена опытом и знаниями к участию, были приглашены международные специалисты ГЧП - руководитель Международного центра передового опыта Джефри Гамильтон и секретарь Экспертного совета по ГЧП ЕЭК ООН Тони Боничи. Более того на мероприятии выступили члены подведомственных ЕЭК ООН Проектных команд по разработке Международных стандартов ГЧП в сфере транспорта – исследователь Университета Центрального Ланкашира (Великобритания) Феликс Виллальбо-Ромеро и профессор Эгейского университета (Греция)  Афина Румбоутсос.

 

Круглый стол был открыт представлением российского опыта заключения и реализации концессионных соглашений в отношении автомобильных дорог. В своем выступлении один из самых опытных практиков ГЧП, заместитель председателя Правления по правовым вопросам ГК «Автодор» Константин Попов  рассказал об опыте реализации концессионных соглашений в отношении платных автомобильных дорог федерального значения по двум основным моделям (концессия с прямым сбором платы и концессия с платой концедента). Были представлены критерии конкурса и особенности проектов «М-11 «Москва - СПб» км 15 – км 58», «М-1 «Беларусь» (обход г. Одинцово)» (проекты находятся на стадии эксплуатации), «М-11 «Москва - СПБ» км 543 – км 684» (проект находится на стадии реализации), а также действующие ставки оплаты проезда на обходе Одинцово, по Западному Скоростному Диаметру и по проекту Постановления Правительства РФ. Также Константин Игоревич рассказал о проектах ГЧП, запускаемых в настоящее время: Центральная кольцевая автомобильная дорога, Пусковой комплекс №3 (от М-11 «Москва – Санкт-Петербург» до M-7 «Волга») и Центральная кольцевая автомобильная дорога, Пусковой комплекс №4 (от M-7 «Волга» до M-4 «Дон»).

Дальнейшие выступления участников круглого стола были посвящены освещению международного опыта реализации проектов ГЧП в сфере автомобильных дорог, а, главное, выводам, сделанным на основе изучения данного опыта.

 

Португальский исследователь Феликс Виллальба-Ромеро рассказал об оценке успешности и ограничений субсидирования (funding) и финансирования (financing) проектов ГЧП в автодорожной среде в Европе. В своем выступлении исследователь, перечислив основные методологии оценки, остановил свое внимание на Системе оценки производителности (Performance Measurement System - PMS). Использование данной методологии Феликс продемонстрировал на конкретном примере 13 проектов ГЧП в сфере автомобильных дорог в 6 европейских странах, отмечая то, что она может быть применена в любых других автодорожных проектах ГЧП.

Продолжая тему автомобильных дорог, Афина Румбоутсос убедила всех присутствующих экспертов в том, что автомобильные дороги и транспортную сферу в целом, необходимо развивать не иначе как с помощью ГЧП. При этом профессор Эгейского университета, отметив, что ГЧП не является чудом, выделила риски, которые могут возникнуть при реализации проекта ГЧП. Более того Афина рассказала об основных подходах, применимых к реализации ГЧП проектов в сфере автодорог.

 

Опытом развития государственно-частного партнерства в Беларуси с международными и российскими экспертами поделился Сергей Войтеховский, начальник Главного управления инвестиций Министерства экономики Республики Беларусь. Сергей Владимирович рассказал о том, как проходит в его стране становление и развитие государственно-частного партнерства в сфере автомобильных дорог, реализуемое в сотрудничестве с одним из крупнейших международных институтов ГЧП - Европейским банком реконструкции и развития.

 

В завершение этого круглого стола Руководство по лучшим практикам ГЧП в сфере автомобильных дорог представили Андрей Юшков, исследователь Леонтьевского центра, и Софья Громова, студент магистратуры ВШМ СПбГУ, под руководством Светланы Масловой. Следует отметить, что данное Руководство – промежуточный результат совместной деятельности Центра исследований ГЧП ВШМ СПбГУ с ЕЭК ООН по разработке Международных стандартов ГЧП, которые согласно установившейся практике  выводятся именно из лучших проектов ГЧП в соответствующих отраслях. Молодые исследователи представили участникам конференции лучшие автодорожные проекты ГЧП в странах СНГ: Западный Скоростной Диаметр (Санкт-Петербург, Россия), автомобильные дороги на территории жилого района «Славянка» (Санкт-Петербург, Россия), скоростную автомобильную дорогу М11 «Москва-Санкт-Петербург» (Россия), скоростную автомобильную дорогу «Душанбе-Чанак» (Таджикистан). Относительно каждого проекта была представлена модель ГЧП, ее реализуемость в соответствии с социально-экономическим положением страны, а также распределение рисков и финансовая модель проекта ГЧП.

 

Круглый стол “Развитие ГЧП в сфере автомобильных дорог” не оставил сомнений, что государственно-частное партнерство в отношении автомобильных дорог является наиболее развитым и изученным в сфере транспорта. Эксперты продемонстрировали, что существует большое количество примеров лучших практик реализации автодорожных проектов ГЧП как в России, так и за рубежом. А главное, на основе этих практик уже сейчас выделены закономерности – будущие стандарты ГЧП, которые можно применять во всем мире при создании других проектов ГЧП в отношении автомобильных дорог. 

Наверх
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс