PPP-Debates «New Russian Law on PPP: Possibilities and Limitations in Transport Sector»

Research Conference “Public-Private Partnership in Transport Sector: models and Experience”

 

Organizers: Center for Public-Private Partnership Studies of Graduate School of Management, St. Petersburg State University

Date of the event: May 20, 2016

Place: St. Petersburg, Volkhovsky per., 3

  

Moderators:

  • Svetlana Maslova (Head of the Center for PPP Studies GSOM SPbU, Associate Professor, Department of Public Administration, GSOM SPbU)
  • Dmitry Pronchatov (Deputy Head of Federal Road Agency)

 

The II Annual Research Conference “Public-Private Partnership in Transport Sector: models and experience” was held on May 20, 2016 in Graduate School of Management. Traditionally, the Conference put together the representatives of public authorities, business, academic society and young researchers of PPP in order to discuss relevant problems and new possibilities of public-private partnership. As in the last year the Conference caused great interest in professional societies and united more than 100 participants, among which are the representatives of public authorities – Ministry of Transport of the Russian Federation, Federal Road Agency, Committee on Development of Transportation Infrastructure, Committee of Transport, Committee of Investment of St. Petersburg, Committee of Housing and Utilities and Transport of Leningrad Region, ANO “Directorate on Development of Transport Infrastructure of St. Petersburg and Leningrad Region”; financial organizations – Gazprombank, VTB Capital; consulting firms – “Capital Legal Services”, “Kachkin and Partners”, “Maxima Legal”, “Musin, Ibragimov and Partners”, “Project Management Agency”, “Smart Processing” and so on.

 

The right to open the conference was granted to the First Deputy Director of Graduate School of Management SPbU, K. Krotov. Konstantin Krotov noted that in spite the fact, that the conference brought together the representatives of public authorities, financial organizations and companies developing PPP projects, its main participants as before are students, postgraduates and young researchers, in a word – future specialists and experts of PPP, who will have to solve the problems of PPP development in a short time. Konstantin also noticed that there are all conditions for it in Graduate School of Management.  For many years, educational, expert and research activities in the field of PPP have been carrying out here at a high professional level, one of good example of which is the PPP Best Practice Guide for Road Sector developed by the Center for PPP Studies GSOM SPbU in close cooperation with UNECE International PPP Centre of Excellence.

 

Welcoming speech was given to Dmitry Pronchatov, Deputy Head of Federal Road Agency; Konstantin Pashkov, Director of Administrative Department of the Russian Ministry of Transport and Dmitry Shakhanov, Vice-president of Human Resources and Social Issues in JSC “RZHD”.

 

Dmitry Pronchatov marked the importance of PPP in today’s development of infrastructure and told about main modern trends of PPP in the road sector. One of them is introduction of private concession initiative, in this connection Federal Road Agency even now can notice the increase of interest from the part of private partner to participate in implementation of PPP projects in the road sector and expects its further growth. The second tendency – co-financing of regional PPP projects in the road sector from revenues of the system “Platon” (up to 50 billion rubles/year), which, in spite of difficult implementation, will facilitate PPP development in Russia. Some of the potential pretenders for such co-financing are the projects of construction of the highway “Bypass of Khabarovsk”, the bridges over the rivers Kama, Kambarka and Bui in Izhevsk, as well as the bypassing road around the city Chusovoy in Perm Krai. Dmitry also noted the importance of the Conference for sharing of knowledge, especially scientific knowledge, which is gained through the research activities of the Center for PPP Studies GSOM SPbU. According to the opinion of D. Pronchatov, analysis of international experience and identification of international trends are very important for the work of PPP practicians on successful implementation of projects.

 

K. Pashkov conveyed greetings from the Minister of Transport of the Russian Federation, Head of Department of Public Management of GSOM SPbU, M. Sokolov, who is the main ideologist of the conference. He also noticed that transport sector has the biggest success in PPP development in Russia in comparison with other spheres, but, in spite of it, it has still felt the need in theoretical and methodological support. Solution of this problem, in his opinion, is the organization of the Conference with involvement of the representatives of academic society, transportation universities, specializing not only in road sector, but also in the field of civil aviation, river and sea transport, railways – spheres having great potential for PPP development. Finally, Konstantin Pashkov expressed the hope for expansion of scale of the conference and participation of large number of students.

 

D. Shakhanov in his welcoming speech said that the participation of JSC “RZHD” in the Conference “PPP in Road Sector: Models and Experience” is not accidental due to the fact, that PPP is a new and very perspective way of the company’s development. Thus, Dmitry highlighted the projects of construction of the railroad “Moscow – Kazan” and “Northern Latitudinal”, the most preferable way of realization of which is PPP. On behalf of the company, Dmitry Shakhanov wished good luck and success to all participants of the Conference.

 

The First plenary session of the Conference consisted of the presentations of the representatives of the Center for PPP Studies GSOM SPbU, S. Maslova and R. Mingazova; Deputy Head of the Department of Infrastructure Finance, VTB Capital, A. Kiselev; and Executive Director of the Department of Project and Structure Finance, JSC “Gasprombank”, A. Shevchenko.

 

The report of S. Maslova and R. Mingazova was devoted to the presentation of “PPP Best Practice Guide for Road Sector”, which was already presented in April by Svetlana Maslova to international PPP experts and became the object of discussion at the International UNECE PPP Forum Implementing the United Nations 2030 Agenda through effective, people-first Public-Private Partnerships (Geneva, Switzerland). “PPP Best Practice Guide for Road Sector” was prepared by the team of the Center for PPP Studies GSOM SPbU in cooperation with UNECE experts on the basis of analysis of realization of more than 20 PPP projects in 16 countries. It is the information and analytical guide for public authorities and private business with the aim of preparation and implementation of successful PPP projects in the road sector. The reporters noticed that there are no ready universal solutions for success of a PPP project. However, Svetlana Maslova and Ruzaliya Mingazova presented main factors and consistent patterns, which lead to success or failure of a PPP project. In their speech they highlighted the main PPP models in the road sector, its benefits and losses, gave general recommendation referring to PPP models in the road sector and depending on the road’s type (toll or free). It was discovery for many participants to know about international PPP trends presented by reporters, especially gradual transfer from negative to positive incentives for private partner and introduction of performance indicators for him. Financial aspects of projects implementation were analyzed from the point of the main parameters – budget, sources of funding and used payment mechanisms, herewith speakers told about the tendencies in change of total funding and payment mechanisms depending on the type of roads and PPP models. There also was paid attention to technical aspects of roads’ operation, specifically to toll collection systems, tariff setting, traffic forecast. Finally, Svetlana Maslova and Ruzaliya Mingazova told participants about the process of risk management, identified the risks characteristic to all PPP projects and specific risks related only to the road sector, and revealed strategies of risk mitigation in the road sector.

 

A. Kiselev told participants about the key elements of successful PPP projects. Andrey Kiselev emphasized attention on two important elements of PPP projects implementation – financial and legal structuring. The speaker not only highlighted in details theoretical aspects of these issues, but also demonstrated its application in practice. Andrey used famous PPP projects of reconstruction of the airport “Pulkovo”, construction of toll bridges in Udmurtia Republic and  Highway M11 “Moscow – St. Petersburg” (543-684 km) as examples.

 

The final report of the First plenary session was presented by A. Shevchenko. In his report “PPP and Signs of Regional Heritage. Case Study: “Syktyvkar - Naryan-Mar” Aleksey paid main attention to consideration of political risks and possible instruments of its minimization. The theme of political risks in road PPP projects according to the international experience is very relevant. Aleksey Shevchenko highlighted this importance on the example of Russian PPP projects got under the impact of this risk – Orlovsky Tunnel,  Highway M11 “Moscow – St. Petersburg” (15-58 km), system of toll collection “Platon”. It is also was interesting for participants to take primary information about new project of construction and reconstruction of the highway “Syktyvkar - Naryan-Mar”, financial organization in which is the bank “Gazprombank”.

 

The next part of the conference was held in the form of PPP-debates on the topic “New Russian Law on PPP: Possibilities and Limitations in Transport Sector”. The feature of PPP-debates was the participation of bachelor and master students of “Public Administration” department having the best academic results of PPP studying in 2015-2016. S. Maslova, moderator of PPP-debates, offered questions for discussion related to PPP regulation at Federal and Regional level, necessity  and sufficiency of the method of effectiveness assessment of PPP projects and its comparative advantage, establishment of closed list of PPP objects, expediency of the “constructor of elements” of PPP forms, validity of requirements to private partner. Experts also discussed possibilities and limitations of mechanisms of private concession initiative established in the law, its application for joint PPP projects, sufficiency of financial mechanisms, government support measures and measures on management of main commercial and financial risks in PPP projects. Summarizing the results of all discussion, experts were offered to discuss, whose possibilities – of private or public partner, the new law expands or limits to a large extent. Brilliant legal position on many issues discussed was presented by A. Chichkanov, Head of PPP Center of JSC “Gazprombank”. In his opinion, it is expedient to regulate PPP at the federal and regional level, taking into account PPP projects have already been implementing. Herewith, the expert noticed that the optimal variant would be the adoption of a framework federal law providing more flexibility in lawmaking activities in the field of PPP for regions. The interesting opinion in relation to the method of effectiveness assessment of PPP projects and its comparative advantage was expressed by Bachuki Tsanava, the 1st course student of program “Master of Public Administration”. Bachuki offered to improve the existing method through the use of special social discount rate, which takes into account socio-economic aspects of project realization for calculation of budget investments, both in the case of implementation of PPP project, and in public sector comparator. Reasoned opinion in relation to many issues was expressed by K. Popov, Deputy Chairman of the Board of Legal Issues of State Company “Avtodor”, who has extensive experience of preparation and implementation of PPP projects both at the federal level, and regional level. More information about PPP-debates is available here.

 

The final event of the Conference “PPP in Road Sector: Models and Experience” was the Second Plenary Session devoted to presentations of representatives of academic society – professor, postgraduates and students of universities. Results of their research in relation to public-private partnership in road sector were presented by participants from Rostov State Transport University: Evgeny Szewczyk, Irina Tischenko, Dmitry Kravchenko; Petersburg State Transport University: Yulia Panova, Svetlana Sigaeva, Andrei Shipitsyn; Siberian State Academy of Water Transport – Akshin Babaev; Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping – Ekaterina Pakhomovskaya; and students of Graduate School of Management: Sofia Gromova, Emil Iliasov, Yulia Ikhonkina, Anna Lozhkina, Anastasia Trofimova, Bachuki Tsanava; and Faculty of Economics of SPbU – Aleksandr Batyarkin. At the end of the Second plenary session the moderator of the event, Chief Researcher of the Center for PPP Studies GSOM SPbU, Andrey Ivanov thanked everyone for participation and invited to the Conference next year.

ГЧП-дебаты «Новый Российский закон о ГЧП: возможности и ограничения в транспортном секторе»

II Ежегодная научная конференция «Государственно-частное партнерство в сфере транспорта: модели и опыт»

 

Организаторы: Центр исследований государственно-частного партнерства Высшей Школы Менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета

Дата  проведения: 20 мая 2016

Место проведения: г. Санкт-Петербург, Волховский пер., 3

 

Модераторы:

  • Светлана Валентиновна Маслова (Руководитель Центра исследований ГЧП ВШМ СПбГУ, доцент кафедры государственного и муниципального управления ВШМ СПбГУ)
  • Дмитрий Евгеньевич Прончатов (Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства)

 

20 мая 2016 г. II Ежегодная научная конференция «Государственно-частное партнерство в сфере транспорта: модели и опыт» состоялась в стенах Высшей Школы Менеджмента. Уже традиционно конференция собрала вместе представителей органов государственной власти, бизнеса, академической среды и молодых исследователей ГЧП для того, чтобы обсудить актуальные проблемы и новые возможности государственно-частного партнерства. Как и в прошлом году, конференция вызвала большой интерес в профессиональных кругах и объединила более 100 участников, среди которых представители органов государственной власти - Министерства транспорта РФ, Федерального дорожного агентства, Комитета по развитию транспортной инфраструктуры, Комитета по транспорту, Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга, Комитета по ЖКХ и транспорту Ленинградской области, АНО «Дирекция по развитию транспортной системы СПб и ЛО»; финансирующих организаций – Газпромбанк, ВТБ Капитал; консалтинговых компаний – «Capital Legal Services», «Качкин и Партнеры», «Maxima Legal», «Мусин, Ибрагимов и Партнеры», «Project Management Agency», «Smart Processing» и др.

 

Право открывать конференцию было предоставлено Первому заместителю директора Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ К.В. Кротову. Константин Викторович отметил, что, несмотря на то, что конференция собрала вместе представителей органов государственной власти, финансирующих организаций и компаний, осуществляющих сопровождение проектов ГЧП, главными ее участниками, по-прежнему, являются студенты, аспиранты и молодые ученые, одним словом – будущие специалисты и эксперты ГЧП, которым в скором времени предстоит решать проблемы развития ГЧП в России. Константин Викторович также отметил, что в Высшей школе менеджмента для этого созданы все необходимые условия. Уже много лет на высоком профессиональном уровне осуществляется образовательная, научная и экспертная деятельность в сфере ГЧП, одним из показательных примеров чего является разработанное Центром исследований ГЧП в тесном сотрудничестве с Центром передового опыта в области ГЧП ЕЭК ООН «Руководство по лучшим практикам ГЧП в дорожном секторе».

 

С приветственным словом к участникам обратились Дмитрий Евгеньевич Прончатов, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства; Константин Анатольевич Пашков, директор Административного департамента Министерства транспорта РФ и Дмитрий Сергеевич Шаханов, вице-президент по управлению персоналом и социальным вопросам ОАО «РЖД».

 

Д.Е. Прончатов подчеркнул важность ГЧП в сегодняшнем развитии инфраструктуры и рассказал об основных современных тенденциях ГЧП в сфере транспорта. Одной из них является введение частной концессионной инициативы, в связи с этим Федеральное дорожное агентство уже на данный момент отмечает повышение интереса со стороны частного сектора к участию в реализации проектов ГЧП в автодорожном секторе, и ожидает дальнейший его рост. Второй – софинансирование региональных проектов ГЧП в сфере автомобильных дорог из доходов от системы «Платон» (до 50 млрд. руб./год), которая, как отметил Дмитрий Евгеньевич, несмотря на свою сложность реализации, будет способствовать развитию ГЧП в России.  Одними из потенциальных претендентов на софинансирование за счет доходов от системы «Платон» являются проекты по строительству автомобильной дороги «Обход Хабаровска», мостовых переходов через р. Кама, р. Камбарка и р. Буй в г. Ижевск и объездной дороги вокруг г. Чусового в Пермском Крае. В своем выступлении Дмитрий Евгеньевич отметил важность проводимой конференции для обмена знаниями, в особенности научными, которые Центр исследований ГЧП получает в результате своей исследовательской деятельности. По мнению Прончатова Д.Е., анализ международного опыта и выявление международных тенденций очень важно для работы практиков ГЧП по успешной реализации проектов.

 

Слова приветствия от Министра транспорта РФ, заведующего кафедрой Государственного и муниципального управления ВШМ СПбГУ, М.Ю. Соколова, являющегося основным идеологом проводимой конференции, передал К.А. Пашков. Он также отметил, что транспортная сфера имеет наибольшие успехи в развитии ГЧП в России по сравнению с остальными сферами, но, несмотря на это, по прежнему испытывает потребность в теоретической и методологической поддержке. Решением этой проблемы, по его мнению, как раз является организация конференции с  привлечением представителей академической среды, транспортных ВУЗов, специализирующихся не только в автодорожной среде, но и в сфере гражданской авиации, речного и морского транспорта, железных дорог – областях, обладающих огромным потенциалом для развития ГЧП. Наконец, Константин Анатольевич выразил на надежду на расширение масштаба конференции и участие большего количества студентов.

 

В своем приветственном слове Д.С. Шаханов сказал о том, что участие компании ОАО «РЖД» в этом году в конференции «ГЧП в сфере транспорта: модели и опыт» является закономерным в связи с тем, что для компании, ГЧП – это новый, но очень перспективный путь развития. Так, Дмитрий Сергеевич выделил проекты строительства железнодорожных магистралей «Москва – Казань» и «Северный широтный ход», наиболее предпочтительный вариант реализации которых - ГЧП. От имени компании ОАО «РЖД» Дмитрий Сергеевич пожелал удачи и успехов всем участникам конференции.

 

В Первом пленарном заседании конференции с докладами выступили представители Центра исследований ГЧП ВШМ СПбГУ, С.В. Маслова и Р.Р. Мингазова; заместитель руководителя Департамента финансирования инфраструктуры ВТБ Капитал, А.В. Киселев; и исполнительный директор Департамента проектного и структурного финансирования ОАО «Газпромбанк», А.В. Шевченко.

 

Выступление Масловой С.В. и Мингазовой Р.Р. было посвящено  презентации «Руководства по лучшим практикам ГЧП в дорожном секторе» (“PPP Best Practice Guide in Road Sector”), которое в апреле этого года уже было представлено Светланой Валентиновной международным экспертам ГЧП и стало предметом обсуждения в рамках международного форума «International UNECE PPP Forum Implementing the United Nations 2030 Agenda through effective, people-first Public-Private Partnerships» (Женева, Швейцария). «Руководство по лучшим практикам ГЧП в дорожном секторе» было подготовлено командой Центра исследований ГЧП ВШМ СПбГУ совместно с экспертами ЕЭК ООН на основе анализа опыта реализации более 20 проектов ГЧП в автодорожной сфере в 16 странах мира. Оно представляет собой информационно-аналитическое руководство для органов государственной власти и частного бизнеса в целях подготовки и реализации успешных проектов ГЧП в дорожном секторе. Выступающими было отмечено, что готовых универсальных решений для успеха ГЧП-проекта нет. Однако С.В. Маслова и Р.Р. Мингазова представили основные факторы и выявленные закономерности, которые ведут к успеху или провалу проекта ГЧП. В своем выступлении они осветили основные модели ГЧП в сфере автомобильных дорог, их преимущества и недостатки, сделали как общую рекомендацию в отношении моделей ГЧП в автодорожной сфере, так и в зависимости от типа дорог (бесплатные или платные). Для многих слушателей открытием стали современные международные тенденции, озвученные докладчиками, в особенности постепенный переход от отрицательных к положительным стимулам для частного партнера и введение показателей результативности для него. Финансовые аспекты реализации проектов были проанализированы с точки зрения основных параметров – бюджета, источников финансирования и используемых платежных механизмов, при этом докладчики также рассказали о тенденциях в изменении общего объема финансирования и используемых платежных механизмов в зависимости от типа дорог и модели ГЧП-проекта. В выступлении также было уделено внимание техническим аспектам эксплуатации дорог, а именно системам сбора платы за проезд, тарифообразованию в дорожном секторе, прогнозам трафика. Наконец, Светлана Валентиновна и Рузалия Рашидовна рассказали участникам о процессе управления рисками, выделили риски, характерные для всех проектов ГЧП, а также специфичные риски, относящиеся только к сфере автомобильных дорог, и озвучили разработанные стратегии смягчения рисков в дорожном секторе.

 

О ключевых составляющих успешного проекта ГЧП участникам конференции рассказал Заместитель Руководителя Департамента финансирования инфраструктуры ВТБ Капитал,

 

А.В. Киселев. Андрей Витальевич акцентировал внимание на двух важных элементах реализации проектов ГЧП  - финансовом и юридическом структурировании. Участникам конференции не только подробно были освещены теоретические аспекты этих вопросов, но и продемонстрировано то, как  это применяется на практике. В качестве примеров Андрей Витальевич использовал реализуемые ВТБ Капитал известные проекты ГЧП по реконструкции аэропорта «Пулково», строительства Западного Скоростного Диаметра, платных мостовых переходов в Удмуртской республике и скоростной автомобильной дороги М11 Москва – Санкт-Петербург (км 543 – км 684).

 

Завершающий доклад Первого пленарного заседания представил Шевченко А.В., Исполнительный директор Департамента проектного и структурного финансирования ОАО «Газпромбанк». В своем докладе «ГЧП и признаки регионального наследия Casestudy: автомобильная дорога «Сыктывкар – Нарьян-Мар» Алексей Владленович  особое внимание уделил рассмотрению политических рисков и возможных инструментов их минимизации. Тема политических рисков в автодорожных проектах ГЧП согласно анализу международного опыта очень актуальна. Алексей Владленович подчеркнул эту важность и на примере попавших под воздействие этого риска российских проектов, таких как Орловский туннель, мост через р. Лену, дорога М-11 Москва – Санкт-Петербург (км 15 – км 58), система сбора платы «Платон». Участникам интересно было также получить первичную информацию о новом проекте строительства и реконструкции участка автомобильной дороги «Сыктывкар – Нарьян-Мар», финансирующей организацией в котором выступает банк Газпромбанк.

 

Следующая часть конференции была проведена в форме ГЧП-дебатов на тему: «Новый Российский закон о ГЧП: возможности и ограничения в транспортном секторе». Особенностью ГЧП-дебатов стало то, что в них наряду с известными экспертами ГЧП приняли участие студенты бакалавриата и магистратуры по направлению «Государственное и муниципальное управление», имеющие лучшие показатели по результатам изучения ГЧП в 2015-2016 году. На обсуждение экспертам С.В. Маслова, модератор ГЧП-дебатов, предложила вопросы, касающиеся регулирования ГЧП на федеральном и региональном уровнях, необходимости и достаточности методики оценки эффективности проекта ГЧП и его сравнительного преимущества, установления закрытого перечня объектов ГЧП, целесообразности «конструктора элементов» форм ГЧП, обоснованности требований в отношении частного партнера. Эксперты также обсудили возможности и ограничения установленного в законодательстве механизма частной концессионной инициативы, его применения для совместных проектов ГЧП, достаточность финансовых механизмов, мер правительственной поддержки и мер по управлению основными коммерческими и финансовыми рисками в проектах ГЧП. В подведении итога всей дискуссии, экспертам было предложено обсудить, чьи возможности – частного или публичного партнера, в большей степени ограничивает или расширяет новый закон о ГЧП.

 

Блестящую юридическую позицию по многим обсуждаемым вопросам представил А.Б. Чичканов, Руководитель Центра ГЧП ОАО «Газпромбанк». По его мнению, регулирование ГЧП целесообразно осуществлять и на федеральном, и на региональном уровне, с учетом уже реализующихся проектов. При этом эксперт отметил, что оптимальным вариантом было бы принятие рамочного федерального закона, предоставляющего большую гибкость в законотворческой деятельности в отношении ГЧП регионам.

 

В отношении методики оценки эффективности проектов ГЧП и их сравнительного преимущества интересное мнение высказал студент 1 курса магистратуры направления «Государственное и муниципальное управление» Бачуки Цанава. Бачуки предложил усовершенствовать существующую методику путем использования специальной ставки социального дисконтирования, учитывающей социально-экономические аспекты реализации проектов для расчета бюджетных инвестиций, как при реализации проекта по модели ГЧП, так и в компараторе государственного сектора. Аргументированное мнение в отношении многих вопросов представил К.И. Попов, Заместитель председателя правления по правовым вопросам ГК «Автодор», имеющий обширный опыт подготовки и реализации проектов ГЧП в отношении автомобильных дорог, как на федеральном, так и на региональном уровне. Более подробно с ГЧП-дебатами, в том числе с результатами голосования, можно ознакомиться по ссылке.

 

Завершающим мероприятием конференции «ГЧП в сфере транспорта: модели и опыт» стало Второе пленарное заседание, посвященное выступлению представителей академической среды – преподавателей, аспирантов и студентов ВУЗов. Результаты своих исследований в отношении государственно-частного партнерства в сфере транспорта в этом году представили участники из Ростовского государственного университета путей сообщения: Шевчик Евгений Валерьевич, Тищенко Ирина, Кравченко Дмитрий; Петербургского государственного университета путей сообщения: Панова Юлия Николаевна, Сигаева Светлана, Шипицын Андрей; Сибирского государственного университета водного транспорта – Бабаев Акшин; Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова – Пахомовская Екатерина; а также студенты Высшей Школы Менеджмента: Громова Софья, Ильясов Эмиль, Ихонкина Юлия, Ложкина Анна, Трофимова Анастасия, Цанава Бачуки; и экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета – Батяркин Александр. По окончании второго заседания модератор мероприятия, главный научный сотрудник Центра исследований ГЧП ВШМ СПбГУ, Андрей Евгеньевич Иванов, поблагодарил всех за участие и пригласил на конференцию в следующем году.

 

Сборник тезисов докладов: в репозитории СПбГУ

 

Видеозапись конференции (Часть 1, Часть 2, Часть 3)

 

Программа конференции.

Наверх