Старов Сергей Александрович

Профессор кафедры маркетинга

 

 

Эл. почта: starov@gsom.spbu.ru

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ И УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ

 

  • Доктор экономических наук
  • The Duke Program for Manager Development, Школа бизнеса имени Фукуа Дюкского университета (США), 1994.
  • Кандидат экономических наук, Экономический факультет МГУ, 1987.
  • Аспирантура, Экономический факультет МГУ (кафедра политэкономии для естественных факультетов), 1983–1986.
  • Диплом специалиста, специальность «Политическая экономия», Экономический факультет ЛГУ, 1976–1981.

 

НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

  • Маркетинг
  • Поведение потребителей
  • Стимулирование сбыта
  • Управление брендами

 

 

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ (ОБЩЕЕ ЧИСЛО – БОЛЕЕ 85)

Монографии, учебники и учебные пособия

  • Старов.С.А. Управление собственными торговыми марками розничных сетей: монография.─ Высшая школа менеджмента, СПбГУ. ─ СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2013.
  • Управление брендами: учебник. –  СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2009   (Диплом X Национального всероссийского конкурса «Книга года–2009» в номинации «Учебник XXI века»).

 

Главы в учебниках и учебных пособиях

  • Многоаспектный анализ понятия «бренд» // Актуальные проблемы экономики и менеджмента: теория, инновации и современная практика / под ред. Э. А. Кузнецова. – Харьков : Бурун Книга, 2011.
  • Частные торговые марки розничных сетей и брендинг в розничной торговле // Управление продажами: учебник / Д. И. Баркан. – СПб. : Издат. дом СПбГУ, 2007.
  • Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория: Учеб. пособие (Главы 4, 6) / под ред. В.М.Власовой.  ─М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2004.

 

Статьи в научных журналах

  • Эволюция ключевых концепций бренд-менеджмента // Вестник СПбГУ. Серия 8 Менеджмент. 2017. Вып. 1.  С.5–32 (соавт.   с  В.Н. Домниным).
  • Лицензионный договор на  товарный знак как инструмент  брендинга // Бренд-менеджмент. 2017. №1. С.60-78 (соавт.с  В.И.Черенковым, С.И.Кирюковым).
  • The use of cases in Russia’s business education: exploratory research // International Journal of The World Association for Case Method Research & Application. 2015.– Issue 2.– P. 122-131. (with  I. Gladkikh I., A.Zamulin).
  • Оценка воспринимаемого риска покупки товаров под собственными торговыми марками розничных сетей //Вестник СПбГУ. Серия 8 Менеджмент. 2015. С.3-34 (соавт.  c А.Л.Загорским,  И.В.Гладких,  А.В.Сумбаевой).
  • Управление воспринимаемым  риском покупки товаров под собственными торговыми марками розничных сетей// Бренд-менеджмент. 2016. №1. С.28-43 (соавт.с  И.В. Гладких, С.И. Кирюковым).
  • Бренд работодателя как инструмент привлечения  молодых специалистов в сектор IT//Менеджмент сегодня. 2015. №4. С.248-258 (соавт. с А.Л.Замулиным, Д.Г.Кучеровым).
  • Имитация как стратегия брендинга // Бренд-менеджмент. 2015. №3. С.156-171 (соавт. с  А.Л.Загорским, С.И.Кирюковым).
  • Стадии развития собственных торговых марок розничных сетей// Бренд-менеджмент. 2015.   №1 - №2. С.2-8; С.84-93 (соавт. с А.Л. Загорским).
  • Смешарики: диффузия низкотехнологичных инноваций в пространстве-времени Менеджмент инноваций. 2014. №2. С.92-106  (соавт. с  В.И.Черенковым., И.В.Гладких).
  • Формирование затрат на брендинг собственных торговых марок розничных сетей//  Вестник СПбГУ. Серия  8. Менеджмент. 2014. Вып. 2. С. 3. –34 (соавт. с А.Л.Загорским, И.В.Гладких).
  • Корпоративный брендинг как концепция маркетингa // Вестник СПбГУ. Серия 8. Менеджмент. 2013. Вып. 4.  С.70–99 (соавт. с   П.А. Ландграф).
  • International institutional case writing: the case of St. Petersburg State University / with, E. Rasha, W. Coyle // International Journal of Case Method Research & Application (IJCRA). 2012. Vol. 24, N 1. P. 15–22.
  • Становление и развитие  собственных торговых марок розничных сетей на рынке  FMCG // Бренд-менеджмент.  2012.  № 6. С.342-355 (соавт. с  Кирюковым С.И.). 
  • Бренд, товарный знак и коммерческий символ как объекты управления компании // Вестник СПбГУ. Серия 8. Менеджмент. 2012. Вып. 2. С.33–54 (соавт. с  О.Н.Алкановой,  Н.Н. Молчановым). 
  • Формирование сбалансированного портфеля собственных торговых марок розничной сети «Лента» // Вестник СПбГУ. Серия 8. Менеджмент.  2012.  Вып. 1. С.76–108  (соавт. с  А.А. Габисовым,  А.Д. Шосткой, В.И. Черенковым).  
  • Look out Mickey Mouse, the Russian Smeshariki are going to the market: (case) / I. Gladkikh, S. Starov, E. Desmarais, G. Meirovich // The CASE Journal. – Vol. 7, N 2. –2011. – P. 12–34.
  • Проблемы исследования факторов, влияющих на восприятие российскими потребителями собственных торговых марок — имитаторов розничных сетей//  Вестник СПбГУ. Серия 8. Менеджмент.  2011.  Выпуск 3. С.96–124  (соавт. с  Л.Н.Богомоловой, А.А. Сумбаевой). 
  • Оценка эффективности мероприятий совместного брендинга (на примере авиакомпании S7) // Вестник СПбГУ. Серия 8.  Менеджмент. 2011. Вып.1. С.105–136 (соавт. с О.Н.Алкановой , И.А. Моревой).
  • Оценка эффективности брендинга в современной теории маркетинга // Бренд-менеджмент. 2010. №4–5.С216-222; С.2-20 (соавт. с  Алканова О.Н.).
  • Can the Efficiency of the Case Method be Improved // International Journal of Case Method Research & Application. 2009. Vol. XXI, N 3. P. 237–241 (with I.V.Gladkikh).
  • Позиционирование бренда как ключевой этап брендинга // Бренд-менеджмент. 2009. №4. С.198-211.
  • Развитие понятия «бренд»: методологические аспекты  // Бренд-менеджмент.  2008. № 5–6. С. (С. 266-274;С. 336-351).
  • Методология оценки эффективности брендинга // Вестник СПбГУ. Серия 8.  Менеджмент. 2009. Вып. 4.С.130 –153 (соавт. с О.Н.Алкановой).
  • Бренд: сущность, функции, эволюция // Вестник СПбГУ. Серия 8.  Менеджмент. 2008. Вып. 2. C.3–39.
  • Вербальные идентификаторы как отличительные внешние признаки бренда  // Вестник СПбГУ. Серия 8. Менеджмент.  2008. Вып. 4.  C.150–171.
  • Лояльность бренду: классификация, методы оценки и программы формирования марочной приверженности  // Вестник СПбГУ. Серия 8. Менеджмент. 2007.  Вып. 2. С. 112–134.
  • Применение модели марочного капитала К. Келлера для разработки мероприятий по оздоровлению бренда / С. А. Старов // Вестник СПбГУ. Серия 8. Менеджмент.  2006. Вып. 3. С. 22–43.
  • Становление и развитие частных торговых марок продовольственных розничных сетей современной России  // Вестник СПбГУ. Серия 8. Менеджмент.  2003. Вып. 4. С. 26–48.
  • Классификация основных подходов при оценке стоимости торговых марок в российских компаниях // Вестник СПбГУ. Серия 8. Менеджмент.  2002.  Вып. 2. С.120–133  (соавт.  с  В.С. Вилковым).   
  • Модель поведения индивидуальных потребителей: процесс принятия решения о покупке // Актуальные проблемы менеджмента.   Вып. 1.  СПб. : Изд-во «Недра», 1998. С.34–46.
  • Ценовое стимулирование продаж и потребитель // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1997.  № 4. С.47-56  (соавт. с И.В. Гладких). 

 

Статьи в профессиональных журналах

  • Вирусный маркетинг как коммуникационный инструмент продвижения брендов  // Top-Manager. 2008.  № 10 (соавт. с К.В.Кротовым).
  • «Горячие» точки бренд-менеджмента  // Бизнес-образование. 2008.  № 2.  С.114-116.
  • Как заставить клиентов покупать // Top-Manager. 2006. № 6. С.62–67  (соавт. с С.П.Кущом).
  • Создание и продвижение торговых марок на фармацевтическом рынке // Гедеон Рихтер в СНГ.  2000. № 2. С.14-19 (соавт. с С.П.Кущом).

 

Учебные кейсы

  • Bistroff’s Dilemma: Fast or Healthy Food? (Case) / S. A. Starov, I. V. Gladkikh. — The Case Centre. — 2013. — 513-110-1. — P. 24.
  • “Squirrel: Here I Come!”: Paradoxes of the Brand (Case) / I. V. Gladkikh, O. R. Glazunov, V. N. Domnin, S. A. Starov. — The European Case Clearing House (ECCH). — 2012. — 512-122-1. — P. 8.
  • The spirit of Russia [Электронный ресурс]: (case) / I. Gladkikh, S. Starov // CASIUM: Building Your Case (Newletter). – 2011. – March 10.
  • Asahi Beer Enters the Russian Market (Case) / S. A. Starov, I. V. Gladkikh, K. Matsuno. — The European Case Clearing House (ECCH). — 2011. – 088-C11. — P. 31.
  • The Valio Company in the Russian Market: will Processed Cheese Viola Hold a Winning Position? (Case) / S. A. Starov, I. V. Gladkikh. — The European Case Clearing House (ECCH). — 2011. — 511-098-1. — P. 36.
  • The Valio Company in the Russian Market: will Processed Cheese Viola Hold a Winning Position? (Case) / S. A. Starov, I. V. Gladkikh // Cross-Border Strategy and Operations: Finnish Companies in Russia. A Collection of Cases / Edited by Andrey G. Medvedev and Marina O. Latukha. —2012. – 35 p.
  • Russian Men’s Footwear Brand Ralf Ringer: Testing National Brand’s Competitive Power   (Case) / S. A. Starov, I. V. Gladkikh. — The European Case Clearing House (ECCH). — 2010. — № 510-059-1. — P. 24.
  • Battery Energy Drink: Successful Start What’s Next? (Case) / I. V. Gladkikh, S. A. Starov, R. G. Kopp. — The European Case Clearing House (ECCH). — 2007. — 507-188-1. — P. 42.
  • Diplomat Vodka makes a Break for Premium Class (Case) / I. V. Gladkikh, S. A. Starov. — The European Case Clearing House (ECCH). — 2007. — 507-031-1. — P. 34.
  • Darling Chocolate: (Case) / I. V. Gladkikh, S. A. Starov, J. G. Meyers. — The European Case Clearing House (ECCH). — 1998. — 599-002-1. — P. 24. 
  • «Белочка: я пришла!»: парадоксы бренда// Вестник СПбГУ. Серия 8. Менеджмент. 2012. Вып. 3 С. 128–140 (соавт.  с О.Р. Глазуновым, В.Н. Домниным, И.В. Гладких).
  • «Белочка: я пришла!»: парадоксы бренда // Новости маркетинга. 2013. № 2.  С. 39–48  (соавт. с  О.Р. Глазуновым, В.Н. Домниным, И.В. Гладких).
  • Пиво Asahi выходит  на рынок России// Вестник СПбГУ. Серия 8. Менеджмент. 2010. Вып. 3. С. 146-181  ( соавт. с  И.В.Гладких,  К.Матцуно).
  • Ralf Ringer: проверка обувного бренда на прочность // Стратегический и операционный маркетинг: кейсы из коллекции ВШМ СПбГУ / под ред. И. В. Гладких; Высшая школа менеджмента СПбГУ. — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента». 2015.  С.305-332  (соавт. с И.В.Гладких).
  • Смешарики: герои мультфильма уходят в бизнес //Стратегический и операционный маркетинг: кейсы из коллекции ВШМ СПбГУ / под ред. И. В. Гладких; Высшая школа менеджмента СПбГУ. — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента». 2015.  С.11-35. (соавт. с И.В. Гладких).
  • Пиво Asahi выходит на рынок России //Стратегический и операционный маркетинг: кейсы из коллекции ВШМ СПбГУ / под ред. И. В. Гладких; Высшая школа менеджмента СПбГУ. — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента».2015.  С.129-164 ( соавт.  И.В. Гладких, К. Матсуно).
  • Дилемма для компании «Быстров»: быстрое приготовление или здоровая// Стратегический и операционный маркетинг: кейсы из коллекции ВШМ СПбГУ / под ред. И. В. Гладких; Высшая школа менеджмента СПбГУ. — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента».2015.  С.81-114 ( соавт. с И.В. Гладких)
  • «Белочка: Я пришла!»: парадоксы бренда Стратегический и операционный маркетинг: кейсы из коллекции ВШМ СПбГУ / под ред. И. В. Гладких; Высшая школа менеджмента СПбГУ. — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента». 2015. С.261-272 (соавт. с О.Р. Глазуновым, В.Н. Домниным,  И.В. Гладких).
  • Энергетический напиток Battery: Успешный старт, что дальше?» // Маркетинг: кейсы из коллекции ВШМ СПбГУ / под ред. И. В. Гладких;  Высшая школа менеджмента СПбГУ. — СПб: Изд-во «Высшая школа менеджмента». — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмент. 2008.  С.9-44  ( соавт. с  И.В. Гладких).  
  • Водка «Дипломат» пробивается в премиум-класс // Маркетинг: кейсы из коллекции ВШМ СПбГУ / под ред. И. В. Гладких; Высшая школа менеджмента СПбГУ. — СПб: Изд-во «Высшая школа менеджмента». — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента».2008. С.191-226 (соавт. с И.В. Гладких).  
  • За «Державу» обидно: почему россиянам не полюбился бренд шоколадных конфет// Маркетинг: кейсы из коллекции ВШМ СПбГУ / под ред. И. В. Гладких; Высшая школа менеджмента СПбГУ. — СПб: Изд-во «Высшая школа менеджмента». 2008. С.303-316.
  • Минздрав России предупреждает: курение сигарет Treasurer опасно для вашего кошелька // Маркетинг: кейсы из коллекции ВШМ СПбГУ / под ред. И. В. Гладких; Высшая школа менеджмента СПбГУ. — СПб: Изд-во «Высшая школа менеджмента».2008.  С.317-326.
  • ЗАО «Арктика»: укрепление позиций на рынке мороженого// Вестник СПбГУ. Серия 8. Менеджмент. 2003. № 3. С. 176-201 (соавт. с В.Б.Акуловым).

 

 

ЗАРУБЕЖНЫЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СТАЖИРОВКИ

  • Всемирная ассоциация по исследованию и применению кейс-метода — WACRA (Вена, Австрия), 2015.
  • Всемирная ассоциация по исследованию и применению кейс-метода — WACRA (Севилья, Испания), 2012.
  • Всемирная ассоциация по исследованию и применению кейс-метода — WACRA (Дублин, Ирландия), 2011.
  • Всемирная ассоциация по исследованию и применению кейс-метода — WACRA (Ванкувер, Канада), 2010.
  • Всемирная ассоциация по исследованию и применению кейс-метода — WACRA (Седона, США), 2010.
  • Международный семинар «Написание учебных кейсов и преподавание с помощью кейсов, организованный  ECCH (European Case Clearing House), Монако, 2008.  
  • Школа бизнеса Instituto de Empresa (г. Мадрид, Испания), 2007.
  • Школа бизнеса им. Хааса Калифорнийского университета (г. Беркли, США), 1994, 1996, 1997, 2000, 2002, 2008.
  • Программы для преподавателей факультета менеджмента СПбГУ в Шведском институте менеджмента (IFL) и компании ABB (Швеция), 1998, 1999.
  • Хельсинкская школа бизнеса и делового администрирования (Финляндия), 1999.
  • Школа бизнеса им. Д. Каца  Питтсбургского университета (США), 1997.

 

ГРАНТЫ И НАГРАДЫ

  • Диплом комитета экономического развития, промышленной политики и торговли С.-Петербурга «За большой вклад в реализацию Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ», 20015.
  • Сертификат Международной ассоциации по разработке и применению кейс-метода (WACRA) «За популяризацию использование кейс-метода в учебном процессе», 2015 г.  
  • Почетный работник высшего профессионального образования РФ, 2009.
  • Лауреат  премии  СПбГУ "За педагогическое мастерство", 2009.
  • Диплом номинанта Ежегодного национального конкурса «Книга года» в номинации «Учебник XXI века» за учебник «Управление брендами», 2009.   
  • Диплом комитета экономического развития, промышленной политики и торговли    С.-Петербурга «За большой вклад в реализацию Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ», 2006.
  • Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации, 2004.
  • Стипендиат Ситигруп (Citigroup Fellow), 2001–2004, 2004–2007.
  • Почетная грамота СПбГУ «За высокое педагогическое мастерство», 2001, 2002.
  • Гранты Информационного агентства СШАК (USIA) и фонда «Евразия» (научные переводы, разработка учебных курсов), 1997–1999.

 

ДРУГАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Научное редактирование: Аакер Д. Создание сильных брендов. Пер. с англ. М. : Издат. дом Гребенникова, 2003.
  • Консалтинговые и образовательные проекты для компаний СПб и Москвы: «Максидом», «Лаверна», «Парнас-М», «Алеко», «Ниеншанц», «Ланчъ», «Невский кондитер»  и т.д.
  • Эксперт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (2010-2013 гг.)

 

 

Членство в профессиональных ассоциациях 

  • Член Международной ассоциации по разработке и применению кейс-метода (WACRA), 2008–
  • Член  Европейской  академии маркетинга (EMAC), 2011- 

 

 

Преподаваемые курсы

  • Маркетинг (бакалавриат)
  • Управление брендами (баклавриат)
  • Управление брендами (EMBA)
  • Маркетинг услуг (Президентская программа переподготовки «Менеджмент в здравоохранении»)