В. Воронин. Принципиально новая функция стала результатом комплексной реставрации и реконструкции архитектурного памятника в Волховском переулке

Виктор Воронин
районный архитектор КГИОП
Строительство этих двух зданий на Васильевском острове относится к семидесятым годам XVIII в. и связано с именем крупнейшего купца и промышленника того времени Саввы Яковлевича Яковлева. Доподлинно известно, что этот осташковский мещанин по происхождению (первоначально, кстати, известный под менее благозвучной фамилией Собакин) довольно быстро разбогател на рыбной торговле, а затем на таможенных откупах. Позже, уже после приобретения у П.А. Демидова и графа М.И. Воронцова рудных и железоделательных заводов на Урале (Невьянских, Алапаевских, Верхне-Исетских и др.) он стал крупнейшим производителем железа в России. В градостроительной же истории северной столицы С.Я. Яковлев более всего прославился сооружением на принадлежавшей ему земле и на свои деньги знаменитой церкви Успения на Сенной площади («Спас на Сенной»).
 
Дома Яковлевых, расположенные не в самой людной части города, до сих пор относятся к числу не слишком известных для широкой публики особняков старого Петербурга. Усугубил такого рода «дискриминацию» и тот факт, что на протяжении без малого семи десятилетий здесь находилось закрытое проектное учреждение. Между тем, и по своей историко-архитектурной значимости, и по ценности сохранившихся до наших дней интерьеров эти здания, составляющие единый комплекс, достойны занять видное место среди самых выдающихся петербургских построек.

Автор перестройки — Мельников?

Огромный земельный участок в северной части Васильевского острова, купленный Яковлевым, при жизни хозяина и некоторое время потом носил название Биржевого или Сибирского двора. Изначально как раз здесь, на углу набережной, специально для заключения торговых сделок купцом был выстроен первый из домов — ныне №1 по Волховскому пер.
 
После смерти главы семьи в 1784 г. Биржевой двор, являвшийся частью его огромного состояния, унаследовали вдова купца Мария Ивановна вместе с сыновьями — Иваном, Петром и Сергеем. Правда, до серьезных вмешательств в строительные начинания «железорудного магната» у новых хозяев руки так и не дошли. Только в 1818–21 гг. по заказу его внука Алексея Ивановича Яковлева соседний дом (№3 по Волховскому пер.) подвергся существенной перестройке. Как раз к этому времени относятся сохранившиеся в нем до наших дней интерьеры парадной анфилады третьего этажа в характере ампира1, роскошно декорированные с использованием монументальной живописи, искусственного мрамора, лепки, резьбы и позолоты. Точных сведений об авторе данного проекта не сохранилось, однако исследователи не без оснований предполагают, что им мог быть видный зодчий петербургского классицизма Авраам Иванович Мельников. В этот период он, как известно, возводил на прилегающих участках другие дома для многочисленных членов семейства Яковлевых. Если это действительно так, то залы этой постройки можно считать редчайшим сохранившимся примером творчества арх. Мельникова в области декорирования парадного жилого интерьера.

С купеческим размахом

Начинается анфилада Большим залом. Живописный плафон, который выполнен в темперно-клеевой технике по штукатурке, изображает Вакха и Деметру на колеснице, запряженной быками, в окружении путти. В самом его центре подвешена люстра в форме корзины, изготовленной в технике резьбы по дереву и вызолоченной. Предположительно, до своего появления в доме Яковлева этот светильник украшал церковь Почтового ведомства. Стены зала отделаны искусственным мрамором бледно-розового цвета с прожилками, а в простенках окон помещены уникальные образцы русского мебельного искусства периода классицизма. Это две консоли красного дерева с вставками растительного орнамента в технике маркетри и над ними — зеркала в деревянных резных вызолоченных рамах. Пол наборного паркета классицистического орнамента со звездой в центре выполнен с использованием дуба, в том числе мореного, красного и черного, а также лимонного дерева — «дару».
 
Вслед за залом идут гостиные — Зеленая, Голубая и Розовая, получившие названия по цвету искусственного мрамора стен. И в их убранстве основными акцентами являются живописные плафоны. В Зеленой — композиции «Квадрига Аполлона», «Аврора на колеснице», «Жертвоприношение Аполлону» и «Жертвоприношение Диане». Их роспись выдержана в зеленоватых тонах «под патинированную бронзу» и в манере гризайль на зеленом фоне. Наборный паркетный пол из дуба и красного дерева с палисандровыми вставками здесь имеет четкий геометрический рисунок.
 
В росписи плафона Голубой гостиной центральное место занимает сюжет «Отдыхающий Амур» в обрамлении полихромных цветочных гирлянд и вновь групп путти, олицетворяющих на сей раз времена года. Единство авторской идеи в интерьерах, пронизывает всю парадную анфиладу. В свою очередь композицию плафона Розовой гостиной формируют группы путти, пляшущих, стреляющих из лука, кормящих барашка, играющих в жмурки. Вдобавок, на боковых сторонах здесь помещены композиции «Суд Париса» и «Венера на колеснице». Падуга помещения заполнена живописью «под золотое, изображающей путти с цветочными венками в руках.
 
Что касается дома №1, то к его особым достоинствам следует причислить отличную сохранность внутренней отделки второго этажа. Она представляет собой редкий по целостности и историко-художественной ценности комплекс интерьеров начала ХIХ века. В этом плане особый интерес представляют гранитная парадная лестница с темперно-клеевой классицистической росписью стен и перекрытия, плюс сохранившаяся в четырех помещениях монументальная живопись в характере ампира и редкая по полноте коллекция печей того же периода. Так, в угловом помещении, имеющем выход на обращенную в сад террасу, можно увидеть терракотовую печь с барельефной вставкой в верхнем ярусе. Сюжет — единоборство Геракла с Лернейской гидрой. В соседней комнате стоит печь белого изразца в виде ротонды с ионической колоннадой. В верхней части ее интерколумниев также помещены барельефы, хотя уже с изображениями других античных героев.

Атеисты, проектировщики… Кто следующий'

После революции оба здания были национализированы, и уже с 1923 г. обществом «Старый Петербург» здесь был открыт Музей отживающего культа. Его коллекция формировалась из предметов религиозного назначения — иконостасов, паникадил, утвари, книг, — поступавших сюда в период массового закрытия петербургских храмов. Экспозиция была развернута в парадных залах второго этажа и прекратила свое существование четыре года спустя с частичной передачей экспонатов в Русский Музей и Музей города. Тогда-то дома были переданы институту «Гипроцемент», который размещался здесь вплоть до 1996 г. Определенные ремонтно-реставрационные работы, поддерживающие здание, новыми хозяевами, разумеется, проводились. В частности, в 1946–50-е гг. удалось выполнить большой объем восстановления монументальной живописи, сильно пострадавшей в период блокады. В то же время к середине 1990-х общее состояние объекта стало оцениваться как весьма неудовлетворительное. Иначе и быть не могло, ряд помещений с высокохудожественной отделкой использовался в качестве проектных мастерских, причем многие из них были разделены перегородками, да и инженерные сети пришли в ветхость. То и дело происходили протечки с кровли, из-за чего, например, ценнейшая монументальная живопись плафонов несла серьезнейшие утраты.

Менеджерский подход

Возможность комплексной реставрации и современного приспособления зданий с введением их в контекст культурной жизни города открылась лишь в 1996 г., когда распоряжением КУГИ они были переданы в распоряжение СПбГУ для размещения здесь факультета менеджмента.
 
Будучи одним из самых «юных» в университете (основан совсем незадолго до того — в 1993 г.), он является и одним из особенно динамично развивающихся. Не в последнюю очередь благодаря удачно разработанной концепции перспективной деятельности факультета и энергичной работе его декана В.С. Катькало, к широкомасштабным работам по реконструкции и реставрации этих исторических зданий здесь приступили без обращения к бюджетным источникам. Международная фандрейзинговая кампания, проведенная силами СПбГУ, позволила привлечь большой объем спонсорских средств как из-за рубежа, так и из России. Так, первая очередь реконструкции комплекса — корпус по Волховскому переулку, 3, — при его открытии в 2002 г. получила имя Артура Б. Шульца — американского бизнесмена, внесшего наибольший вклад в финансирование работ. Проект приспособления здания был разработан ЗАО «Игл груп» под руководством А. Григорьева. Генподрядчиком же по его реализации и выступила турецкая компания ЗАО «Ренейсанс Криейшн».
 
Заметной удачей данного этапа стало приспособление чердачного пространства здания под учебные аудитории. При этом были сохранены не только историческая конфигурация и отметки крыши, но и изначальные конструкции кровли. Кроме того, в интерьере мансарды удалось музеефицировать конструкции ХVIII — начала ХIХ веков, имеющие ценность как свидетельства строительной истории памятника. Так, в одном из помещений можно видеть фрагмент кирпичного свода, существовавшего до перестройки 1818–21 гг. В тот период он был разделен перекрытием, однако на чердаке сохранился фрагмент первоначальной конструкции. Есть мнение, что именно здесь располагалась домовая церковь Яковлевых. В соседнем помещении сохранены и включены в интерьер деревянные стропильные фермы ХIХ века, а в полу можно осмотреть музеефицированный фрагмент лепного карниза, отделенного от нижележащего помещения при перестройке начала ХIХ века.

Современность и историчность — без противоречий

Выделение существенных средств федерального бюджета на завершение реставрационных работ в 2004 г. отчасти стало результатом успехов, достигнутых на начальном этапе совместными усилиями университетского руководства, исследователей, проектировщиков и строителей. За два последующих года была выполнена реставрация роскошных интерьеров парадной анфилады в доме 3 по Волховскому переулку. Параллельно в здании пришлось полностью заменить все инженерные системы, а также скрыто выполнить большой объем прокладки кабельных трасс, вентиляционных и прочих сетей, необходимых для функционирования факультета. Так, к примеру, Большой зал теперь приспособлен для проведения конференций и оснащен всем необходимым современным аудиовизуальным и компьютерным оборудованием.
 
В ходе работ, в частности, были отреставрированы монументальная живопись во всех помещениях, искусственный мрамор стен, восстановлены (где необходимо с восполнением утрат) резные позолоченные зеркала парадной анфилады, люстры и консоли красного дерева в Большом зале. Паркетные полы, частью утраченные еще во время войны, частью пришедшие в аварийное состояние, воссозданы в тех же породах дерева по обмерным чертежам из архива КГИОП, а люстры в гостиных вновь отлиты из бронзы по аналогам осветительных приборов 1820-х гг.
 
Одновременно была осуществлена реставрация соседнего дома с приспособлением его чердачного пространства под библиотеку. Здесь в мансардном этаже музеефицирован фрагмент стропильной системы начала ХIХ в. Проект был разработан в НИИ «Спецпроектреставрация» (автор И.А. Петрунина), а генеральный подряд в данном случае выполнило ЗАО «Акме-Дек». Для размещения кабинета декана и прочих административных служб факультета были приспособлены помещения второго этажа здания–памятника. В первом этаже в настоящий момент располагается уютное кафе для студентов и преподавателей.
 
28 ноября прошлого года комплекс зданий факультета менеджмента, ставший одним из самых современно оснащенных учебных зданий города и, в то же время, в полной мере сохранивший свою историческую ценность, был торжественно открыт с участием вице-премьера С.Б. Иванова и губернатора В.И. Матвиенко. Немногим позднее коллективы, осуществившие эти работы — ООО «Петербургская реставрационная компания», ООО «Карэ» и ООО «РестАрт» — были отмечены премией Правительства Санкт-Петербурга «Сделано в Петербурге» в номинации «Комплексная реставрация памятников истории и культуры».

1 Исторические сведения приводятся по: О.В. Петрова. Дом Яковлевых. В кн.: Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга. Василеостровский район. СПб, 2005. С. 233–240.
Наверх
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс