Рус | Eng
04 Июня 2018

«Все собирают данные обо всех»: Вадим Меркулов из «МегаФона» рассказал о big data

29 мая в ВШМ СПбГУ состоялся День открытых дверей программ магистратуры. В этот раз встреча была организована в формате форума: гости смогли пообщаться со студентами и выпускниками Школы, попробовали пройти одно из вступительных испытаний и узнали, как подготовиться к другим экзаменам. В середине вечера перед абитуриентами выступил Вадим Меркулов, директор кластера по развитию бизнеса на массовом рынке компании «МегаФон» и представитель совета образовательной программы MiBA.   

 

Встреча началась с презентации магистерских программ. О них  абитуриентам рассказали академические директора MPM, MIM, MCF, MiBA, а также языковой координатор CEMS.

MiBA — новое направление, которое открылось в этом году. Master in Business Analytics and Big Data (Бизнес-аналитика и большие данные) был разработан вместе с представителями компаний: IBM, Mail.ru, «МегаФон», PwC, Segmento, «Новая медицина» (Doc+) и Mechanica AI. 

О том, почему направление big data сейчас популярно, что это такое и как можно применять большие данные в бизнесе, абитуриентам рассказал   директор по развитию бизнеса Северо-Западного филиала компании «МегаФон» Вадим Меркулов.

 

 

Маленькие и большие данные

По словам Вадима Меркулова, у операторов большой тройки уже есть специальные подразделения по работе с большими данными, потому что анализ big data — способ повысить эффективность компании.

«Все очень просто. Например, у нас есть информация о 10 абонентах, это одна информация, о 100  — другая. Если у нас в базе 83 млн абонентов, и мы знаем в динамике всю информацию о них, мы сможем извлечь из этого какие-то данные и говорить с достоверностью о том или ином явлении, делать абоненту какое-то предложение, которое, как мы думаем, будет работать. За счет этого мы сможем повышать свою операционную эффективность и сокращать затраты на рекламу»,— объяснил представитель компании. 

Он отметил, что сейчас поиском данных занимаются банки, IT-компании, телеком. «Ключ к эффективности будет именно в знаниях, извлеченных из больших данных»,— сказал Вадим Меркулов.   

 

Телефон, SIM-карта, остановка

Big data используют для разных целей. В Европе, например, правительства пытаются выследить с их помощью потенциальных террористов. Сотовые операторы, по словам Вадима Меркулова, анализируют большие данные, в частности, для борьбы с оттоком клиентов. 

Кроме того, несколько лет назад в Москве информацию о перемещении абонентов использовали для расположения остановок общественного транспорта. «Они реально смотрели, как люди перемещаются, и на основании данных SIM-картпроектировали места, где лучше всего сделать остановку, для того, чтобы разгрузить транспортный поток»,— пояснил Вадим Меркулов.  

Отвечая на вопрос о том, кто работает с большими данными, представитель «МегаФона» рассказал, что у всех операторов большой тройки уже есть для этого специальные отделы. «Все собирают данные обо всех»,— сказал Вадим Меркулов и напомнил, как основатель Facebook Марк Цукерберг недавно давал показания в Конгрессе США.

 

Курсовая работа для анализа big data

Говоря о качествах, которыми должны обладать специалисты по большим данным, Вадим Меркулов, рассказал о совместном проекте компании «МегаФон» со студентами с кафедры системного программирования СПбГУ. Все началось с того, что он нашел в Интернете интересную курсовую работу и связался с Университетом. После разговора с заведующим кафедрой «МегаФон» выделил студентам небольшой грант, чтобы они довели работу до конца и разработали программу, которая будет анализировать склонных к оттоку абонентов.   

Однако в процессе выяснилось, что работать с ребятами-программистами нелегко. «Это определённая каста людей. Я понял, что нам сложно будет с ними общаться, но появилась девушка Ангелина, которая была между ними и нами. Она знала ребят, знала, как им объяснить, и ходила на встречи с нами»,— рассказал Вадим Меркулов.  В результате работу студенты выполнили и сейчас передают свой проект в «МегаФон».

Вадим Меркулов объяснил, что профессионалов, способных понимать суть big data и общаться с заказчиком, не хватает. Сотрудница, которая помогла выполнить работу студентам, по сути, является специалистом, которых будут готовить на новой программе ВШМ СПбГУ MiBA. «Из такого человека можно развить кодера, и он будет лучше, чем простой кодер, потому что она будет человеческим языком говорить с заказчиком. Либо она может идти в управление и точно ставить задачи», — заключил представитель «МегаФона».  

MiBA — это сплав знаний по математике и менеджменту. По словам Вадима Меркулова, он стал участником совета этой программы, потому что качество студентов, которых готовит Школа самое высокое по городу. «За восемь лет, сколько я в Санкт-Петербурге собеседую людей разных, ВШМ, я ответственно могу сказать, это та Школа, куда и я бы поступил».