17 декабря 2020
2020-й год показал, что потребности рынка могут измениться в считанные дни. Как отразить эти изменения в стратегии развития компании? Нужна ли она вообще или можно сделать выбор в пользу адаптивности? Эти вопросы обсуждали руководители и собственники российских компаний в рамках онлайн-встречи Клуба практиков МВА Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ).
Онлайн-встреча состоялась в рамках Клуба практиков для выпускников и слушателей МВА/ЕМВА на тему: "Стратегия и успех компании: мифы и реальность".
Приглашенные эксперты и практики бизнеса обсудили вопросы, связанные с разработкой стратегий компаний: каким должен быть горизонт планирования, можно ли в наши дни говорить об устойчивых конкурентных преимуществах и как найти баланс между планированием и адаптивностью бизнеса.
Срок стратегического планирования и период пересмотра стратегий в компаниях зависят от сферы их деятельности. Так, горизонт планирования в Лабораторной служба Хеликс — один год, Tele2 — пять лет. Формализовать стратегию в виде документа или нет — также зависит от размера компании и способа управления.
«Стратегия в компаниях малого и среднего бизнеса — это влияние собственников, их взглядов и даже цикла их жизни на деятельность фирмы. В этом случае ее можно формулировать даже устно. Если говорить про крупные компании, то там без четко прописанного документа не обойтись. В моем понимании, стратегия — это метод реакции на события, который подходит конкретной компании», — отметил директор по стратегии ГК «Галактика» Олег Дю.
На подход к планированию влияет способ управления компанией. В среднем и малом бизнесе нередко члены команды разных уровней могут предлагать изменения, тогда как в крупных организациях все решения принимает топ-менеджмент. «В Хеликсе, несмотря на уже достаточно крупные размеры компании, мы стараемся сохранить дух стартапа. Стратегию мы прописываем на год, пересматриваем ее раз в квартал. Любой член команды может предложить изменения на еженедельных совещаниях. К слову весной этого года мы проводили такие совещания каждый день и меняли план наших действий много раз», — поделилась заместитель генерального директора Лабораторной службы Хеликс и выпускница ЕМВА 2016 Дарья Горякина.
Олег Дю
Дарья Горякина
По мнению слушателя программы ЕМВА 2020, руководителя департамента коммерческих операций Т2 Мобайл Павла Чунихина, напротив, даже в условиях постоянно меняющегося мира часто пересматривать стратегию не нужно: «Если не меняются ключевые факторы успеха и достижения показателей, что-то менять не стоит».
То, что было конкурентным преимуществом вчера, не будет конкурентным преимуществом сегодня и может перестать им быть завтра. Как отражаются подобные изменения в стратегии? «Много лет компания Tele2 была компанией дискаунтером. У нас были низкие цены, низкие вложения в развитие и инфраструктуру. Сейчас мы позиционируем себя на рынке, как оператор качественных услуг по доступным ценам, мы поменяли коммуникацию, продукт, провели изменения в структуре компании. Получается, что смена источника конкурентного преимущества потребовала полноценной смены работы компании», — поделился Павел Чунихин.
Как предугадать конкурентные преимущества компании и отразить их в стратегии? По мнению генерального директора IGooods Григория Куниса, все очень сильно зависит от отрасли. Если чуть-чуть опережать стадию развития рынка, то на каком-то этапе можно выгодно привлечь деньги инвесторов или вовремя выйти из рынка совсем.
Выбирая между адаптивностью и планированием, участники дискуссии согласились с тем, что стратегия сама по себе должна содержать в себе адаптивные элементы. Одним из них становится внедрение и развитие технологий. «Чем мы гибче, тем быстрее мы отвечаем на изменения рынка. Рецепт нашей скорости — вложение в технологии», — сказала Дарья Горякина.
«Стратегия — путеводная звезда, с которой могут сверяться руководители. При этом важно поддерживать адаптивность в компании, быстрота на нашем рынке — это почти самое главное. Свободный поток информации, удобные средства коммуникации внутри в компании, через которые любой сотрудник может предложить свои инициативы — все это помогает быстро реагировать на изменения рынка», — добавил Григорий Кунис.
Григорий Кунис
Павел Чунихин
Встречи Клуба практиков организованы отделом по работе с выпускниками ВШМ СПбГУ. Участниками онлайн-событий становятся слушатели и выпускники программ MBA и EMBA, представители крупных российских и зарубежных компаний. Цель подобных встреч — обмен опытом и поиск новых решений. Модератором дискуссии выступила доцент кафедры стратегического и международного менеджмента Ольга Верховская.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.