12 мая 2022
Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) представила результаты исследования, посвященного методикам гибридного обучения и проведенного совместно с Московским городским педагогическим университетом (МГПУ) и Банком ВТБ
На открытом экспертном семинаре МГПУ «Что такое гибридное образование: международные исследования и практики» команда поделилась своими выводами и анонсировала выпуск подробного доклада в мае 2022 года.
Проректор МГПУ Кирилл Баранников рассказал о дидактике и основаниях гибридной модели:
«В рамках исследования мы сделали попытку описать дидактическую основу самой категории гибридного образования и обнаружили, что ядром такого подхода становится фокусировка на субъектности студента. Именно это задаёт и практическую реализацию гибридных моделей обучения, и ориентацию на проектирование именно студенческого опыта. Анализируя кейсы и практики университетов в России и мире, мы увидели, что есть три типа педагогических ситуаций, образовательного опыта, который проживает студент. И для каждого попробовали описать, как выглядит и в чём особенность преподавательской и студенческой активности в трёх пространствах — в привычной нам аудитории, синхронно онлайн и асинхронно онлайн. Всё это привело к одному из ключевых выводов нашего исследования: гибрид — это самостоятельная, не комплементарная модель обучения, существующая наравне с привычными полностью аудиторным и полностью онлайн-обучением. Гибридная модель требует обновления не только учебного, но и других базовых процессов работы университетов».
Руководитель проекта по развитию гибридного обучения, директор по управлению проектами Банка ВТБ Александр Байзаров отметил в качестве одного из условий существования гибридного обучения наличие технологической инфраструктуры и рассказал о подходах к технической реализации такого формата:
«Внедряя гибридное обучение, как и любую инновацию, необходимо думать о мотивации тех, кто будет этим пользоваться, их поддержке, обучении преподавателей, наличии ассистентов, цифровых волонтёров. Также важен уровень институционализации такого формата обучения на уровне образовательных политик».
Старший преподаватель кафедры маркетинга ВШМ СПбГУ Ольга Алканова считает, что в случае с гибридным обучением существует необходимость перенастройки образовательных программ, реализация которых изначально предполагалась в аудиторном или онлайн-формате:
«Одним из существенных методических вызовов гибридного обучения остаётся организация коммуникации преподавателя со студентами, которые проходят курс онлайн, то есть участвуют в занятиях дистанционно. Необходимо прорабатывать правила взаимодействия с такими обучающимися во время и после занятий, чтобы студенты, которые учатся онлайн, имели возможность задавать свои вопросы, получать дополнительные разъяснения пройденного материала после занятий в том же объёме, что и студенты, приезжающие в кампус. Это дополнительная нагрузка на преподавателей между занятиями, и не все могут быть к ней готовы».
ВШМ СПбГУ приглашает к партнёрству всех заинтересованных экспертов. Если хотите принять участие в исследовании или создать инфраструктуру для гибридного обучения, пишите на hybrid@gsom.spbu.ru или bayzarov@vtb.education (Александр Байзаров).
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.