15 июня 2022
В Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) состоялась восьмая ежегодная научная конференция «Государственно-частное партнерство в сфере транспорта: модели и опыт». В этом году одна из ключевых тем дискуссии — роль концессий в устойчивом развитии стран и внедрение принципов ESG в проекты ГЧП. Среди участников — представители власти, бизнеса и ученые, занимающиеся исследованиями государственно-частного партнерства в различных секторах транспортной сферы из разных регионов России и стран ЕАЭС.
Несмотря на то, что много проектов ГЧП оказались заморожены во время пандемии, популярность механизма неуклонно растет. Более того, к концу прошлого года произошел бум транспортных концессий. По результатам мониторинга Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, на территории России реализуются или планируются к реализации 195 проектов ГЧП, общая стоимость которых достигла 3,8 трлн рублей. Только во втором полугодии 2021 года подписано восемь концессионных соглашений по проектам стоимостью более 200 млрд, что является рекордным значением по заявленному объему финансирования за последние два года. Наиболее громкие проекты: строительство автомобильной дороги Алексеевское – Альметьевск в Татарстане, размер инвестиций в которую превысил 80 млрд рублей, концессия в Московской области по региональной дороге «Москва – Егорьевск – Тума – Касимов». Для Северо-Запада России значимым событием стало подписание концессии с ПАО «Газпром» по реконструкции аэродрома Левашово в Санкт-Петербурге.
Центральным событием конференции стал круглый стол «ГЧП для обеспечения устойчивого развития в государствах ЕАЭС», организованный совместно с Евразийским банком развития (ЕАБР). Обсуждение открыл вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков: «Санкт-Петербург — первый российский регион, где получили успешный старт большие проекты государственно-частного партнерства, и мы до сих пор остаемся в лидерах по этому направлению. Сейчас актуальны проекты ГЧП не только в сфере транспортной инфраструктуры, но и в социальной, культурной сферах, а также медицины и образования. Для нас важно не просто наращивание объемов инвестиций в инфраструктуру с применением проектов ГЧП, а обеспечить комфортную и безопасную среду для жизни населения, здоровья, благополучия людей, соблюдать высокие экологические и социальные стандарты. В условиях санкций необходимо развивать новые каналы и формы сотрудничества. Сделанные сегодня наработки, я надеюсь, войдут в основу проектов, которые будут реализовываться и между странами ЕАЭС, и между регионами в этих странах».
По мнению участников конференции, соглашения ГЧП являются неотъемлемой частью устойчивого развития регионов, их количество будет увеличиваться, а инструменты реализации совершенствоваться. В частности, сейчас разрабатываются методологические инструменты для оценки проектов на соответствие «зеленой» повестке и принципам ESG-инвестирования, которые включают в себя не только заботу об экологии, но социальную ответственность участников и прозрачные механизмы корпоративного управления компаний. Сегодня лидер в этой области — Республика Казахстан: в законе страны о государственно-частном партнерстве закреплен принцип ценности для населения и установлено требование соблюдения социальных и экологических интересов населения.
«Государственно-частное партнерство, несомненно, один из основных механизмов для обеспечения устойчивого развития в государствах Евразийского экономического союза и, в частности, в России. Традиционно в конференции участвуют студенты программ бакалавриата и магистратуры ВШМ СПбГУ — для них это уникальная возможность получить экспертизу по данной теме как от научного сообщества, так и напрямую от участников концессий. Для нас очень важно, чтобы будущие руководители предприятий как государственного, так и в частного секторов изучали механизмы и инструменты ГЧП не только в теории, а имели полное представление о практических нюансах реализации проектов и новых тенденциях. Например, сейчас на первый план выходят принципы ESG-инвестирования и в том числе применительно к государственно-частному партнерству. Забота об экологии, социальная ответственность и прозрачные механизмы корпоративного управления — фундамент, необходимый для успешных инициатив в этой сфере», — подводит итоги конференции Светлана Маслова, директор Центра исследований ГЧП ВШМ СПбГУ, доцент кафедры государственного и муниципального управления СПбГУ, директор по проектам ГЧП Евразийского банка развития.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.