3 октября 2024
В постоянной рубрике «Неформально о преподавателях» ВШМ СПбГУ регулярно делится историями о жизни и увлечениях наших любимых наставников.
Герой очередного интервью — Ольга Никифорова, к.с.н., доцент кафедры организационного поведения и управления персоналом, академический директор программы «Стратегическое управление человеческими ресурсами». Она поделилась взглядом на современных студентов с точки зрения теории поколений, рассказала о новой магистерской программе и даже раскрыла секрет: как могут вдохновить простые радости жизни.
Я и сама не знаю, как так получилось, что я влюбилась в преподавание!
Когда я заканчивала школу, то совершенно не собиралась становиться преподавателем. Я всегда хотела работать с людьми и одновременно анализом данных, поэтому поступила в СПбГУ на специальность «Экономика труда». Будучи студенткой последнего курса, устроилась на металлургический завод менеджером по персоналу, чтобы защитить диплом по системам оплаты труда на промышленном предприятии. И чем дольше я работала в HR, тем больше затягивала эта профессия.
Мой первый опыт преподавания случился в аспирантуре. Как и многим будущим кандидатам наук, нужно было проходить педагогическую практику. Сначала было очень сложно: постоянная подготовка к занятиям после работы, волнение каждый раз, как перед выходом на сцену, ощущение, что у меня не все получается. А потом я нашла свой путь, стала строить занятия, исходя из сопоставления теоретических моделей и реальной практики, которой была наполнена моя работа в HR. И именно это позволило почувствовать, что мои занятия полезны и интересны аудитории. Тогда я поняла, что преподавание и управление персоналом стали для меня неразлучны.
Мне очень помогли мои наставники в Университете, которые учили всему: составлять тематические планы, вести занятия, отвечать на сложные вопросы. И, конечно, моя мама — педагог, учитель физики с большой буквы и почетный работник сферы образования, которая поддерживает меня каждый день. Даже сейчас, спустя много лет, я обращаюсь к ней за советом и делюсь тем, как проходят занятия. |
Поэтому я и сама участвую в разных проектах поддержки молодых преподавателей и специалистов в качестве наставника и даже могу назвать наставничество своей профессиональной миссией.
Походит ли мне такая работа? Спустя 14 лет преподавания в Университете могу сказать, что мы друг другу очень подходим.
С одной стороны, это очень ответственная и трудоемкая работа. Я до сих пор готовлюсь к занятиям, обновляю данные, ищу новые способы взаимодействия с аудиторией — и до сих пор волнуюсь каждый раз, входя в аудиторию, спрашивая себя: «Как будет в этот раз?», «Что вызовет больший интерес?», «Какие будут ответы на мои вопросы?», «С чем выйдут студенты из аудитории?».
С другой стороны, это же здорово, оставаться всегда немножко студентом? Студенчество – это самый яркий, живой, насыщенный и очень ценный период в жизни. Все люди вспоминают университетские годы с ностальгией и ноткой грусти о том, что они не повторятся. А мы, преподаватели, наслаждаемся ими всю жизнь: работаем и продолжаем учиться!
Мотивация труда — моя «любовь с первого взгляда» в системе управления персоналом, со 2 курса университета и до сих пор. Я защищала диплом по экономике труда на эту тему, писала кандидатскую диссертацию по социологии управления, разработала не одну систему мотивации труда в разных компаниях.
Вторая любимая тема, которая частично связана с предыдущей, — социологические методы исследования в управлении персоналом. И еще, наверное, многие меня знают по теме «Теория поколений в управлении персоналом, или «Как Бумеру работать с Зумером».
Моя главная цель этого учебного года — старт новой магистерской программы «Стратегическое управление человеческими ресурсами» в 2025 году. Над этим проектом работает целая команда. Я в него очень верю, как и в стратегическую функцию HR.
Рождение программы стало ответом на многочисленные запросы на профессиональную HR экспертизу от наших бизнес-партнеров, представителей профессионального сообщества и наших выпускников программ бакалавриата, желающих продолжить свое развитие в области управления персоналом. |
Также я работаю над темой развития человеческого капитала в современных цифровых условиях, а также над развитием компетенций современного преподавателя высшей школы.
Недавно состоялся пилотный тренинг по кейс-дискуссиям в преподавании, который стал началом проекта разработки новой методики в преподавании. Для меня это очень важный проект, который может стать поддержкой для молодых преподавателей в самом начале их профессионального пути.
Чем сегодняшние студенты очень отличаются от студентов моего поколения? Они неохотно читают лонгриды. Мы очень много читали первоисточников, при этом еще и конспектировали прочитанное. |
Как преподавателю мне очень везет со студентами: они всегда молодые, амбициозные и очень креативные. При этом с каждым годом я вижу, что молодые люди становятся более осознанными по отношению к себе, выбору места и программы обучения, построению карьеры. Студенты сегодня прекрасно владеют тайм-менеджментом и умением приоритизировать.
Кроме основных занятий, они успевают участвовать в разных внеучебных мероприятиях, конкурсах, творческих и социальных инициативах, что лично меня восхищает. Поэтому и я стараюсь не отставать и по возможности откликаться на предложения участвовать в проектах молодых коллег.
Больше всего меня в работе вдохновляют люди. Я готова вписаться в любой проект вместе с надежными, горящими делом и идеей коллегами, студентами, партнерами. Я очень рада, что меня в ВШМ СПбГУ окружают именно такие.
А в жизни меня вдохновляет и наполняет энергией любимый Петербург, семья и путешествия. Еще очень люблю водить автомобиль — за рулем мозг отдыхает, и это редкий случай, когда можно находиться в моменте, не отвлекаясь ни на что, напевая себе что-то очень любимое, например, «Fly me to the Moon».
В этом году я третий раз совершила летнее путешествие на море на автомобиле в качестве водителя — это настоящее приключение длиною 2500 км в одну сторону и возможность увидеть все многообразие природы, укладов и стилей жизни нашей большой страны.
Интересные факты об Ольге Никифоровой: Любит распечатанные фотокарточки, всевозможные игры, кино в теплой компании и латте с карамелью. |
Самое важное для меня в восполнении энергии – это еда, общение и физическая активность. Я очень люблю Севкабель Порт, Новую Голландию, уютные веранды на Петроградской стороне, где после пешей прогулки по любимому городу можно вкусно поесть и пообщаться с близкими людьми.
На самом деле, еда – это очень яркий маркер вашего текущего состояния. Проанализируйте, что, с кем и где вы едите в зависимости от вашего физического и эмоционального состояния. С кем попало вы не пойдете ни в кафе, ни в ресторан. И даже дома, даже когда я ем одна, мне очень важно, чтобы было красиво, вкусно и неспеша. Поэтому я предпочту не есть совсем, чем перекус на бегу.
А еще в прошлом я кандидат в мастера спорта по художественной гимнастике, поэтому движение для меня как воздух. Кстати, выступления гимнасток, хореография и балет меня тоже очень вдохновляют — там столько силы, труда и одновременно грации и эмоции в моменте!
ФОТОГАЛЕРЕЯ
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.