Рус | Eng
08 Апреля 2020

Что такое Design Thinking и как ему учат в ВШМ СПбГУ

Крупные компании по всему миру используют Design Thinking или дизайн-мышление, как методологию для решения деловых, инженерных, продуктовых и других задач. Эта методология основана на творческом, а не на аналитическом подходе к мышлению.  Мы поговорили с Татьяной Бобрусь, выпускницей ВШМ СПбГУ, CEO “SAMSONOWA & Partners” в России, автором и преподавателем курса Design Thinking, и узнали, как устроен курс, зачем учиться придумывать идеи новых продуктов, и что помогает достичь успеха в этом процессе.

Где используется дизайн-мышление

Мой курс Design Thinking посвящен изучению дизайнерских методик создания новых продуктов и сервисов. Работая бизнес-консультантом в сфере инновационного менеджмента, я часто вижу, что разработчики новых продуктов создают их скорее для себя, а не для реальных пользователей. Они так сильно горят своей идеей, что слишком погружаются в процесс, не замечая никого и ничего вокруг. А потом их решение выходит на рынок и зачастую не пользуется спросом. Все потому, что разработчики сделали его для себя, основываясь на своих потребностях и болях, а не на потребностях других людей. В рамках своего курса я рассказываю студентам, как создать продукт,  который люди выберут из множества и полюбят всей душой.

Из названия курса понятно, что мы изучаем дизайнерские подходы к созданию продуктов. Многие студенты, записываясь на курс, ожидают, что мы будем изучать, как создать красивый внешний вид продукта. Однако, в начале курса мы разбираем, что дизайн – это не то, как продукт выглядит. Дизайн – это то, как продукт работает. Именно это понимание дизайна привнес в нашу жизнь Стив Джобс, который со своей командой создал продукты, полюбившиеся людям во всем мире.  

Я провожу тренинги и воркшопы по этой методологии с разной аудиторией, начиная со студентов и заканчивая топ-менеджерами компаний. Мое первое пожелание к любым участникам курса, включая студентов, – оставить всю свою серьезность за дверьми аудитории. Я прошу всех мысленно снять пиджаки и галстуки, максимально расслабиться, не бояться показывать свою креативность, выглядеть смешными или предлагать абсурдные идеи. Голос каждого здесь крайне важен и должен быть услышан. Конечно, нам, как очень серьезным и деловым людям, сложно выйти из привычных рамок. Но, если это удается, мы все вместе можем создать дружелюбную и благоприятную атмосферу для инноваций. При работе с любой аудиторией надо дождаться этого момента откровения. И тогда мы увидим чудеса.

Как устроен курс

Мой курс интерактивен и включает в себя большую долю практической работы. Дизайн-мышлению нельзя научиться по книгам, ему можно научиться только через работу руками. В рамках курса студенты работают над групповыми проектами в разных индустриях, которые выбирают самостоятельно. В начале курса я рассказываю студентам про то, каким образом можно сделать форсайт для индустрии, используя такой метод как Design Fiction. Мы черпаем вдохновение из фильмов и книг, анализируем, какие продукты пришли к нам из мира научной фантастики. Например, прототипы таких продуктов и сервисов как iPad, Skype, очки дополненной и виртуальной реальности и других, были показаны в фильмах 60-80-х годов, таких как Star Trek, «Назад в будущее», «2001 год: Космическая Одиссея» и др. Через фильмы и книги жанра научной фантастики мы также анализируем этические аспекты внедрения технологий в нашу жизнь (например, при обсуждении некоторых эпизодов сериала Черное зеркало).

Студенты выбирают индустрию, делают ее исторический анализ и составляют сценарий ее развитии в будущем. После мы создаем прототипы продуктов для определенной ниши этой индустрии.

Для создания прототипов новых продуктов мы проходим через все пять этапов дизайн-мышления – эмпатию, точку зрения, генерацию идей, прототипирование и тестирование. 

Пять этапов дизайн-мышления

На этапе развития эмпатии мы учимся изучать контекст пользователей и развивать чувство сопереживания к их болям. Мы разбираем, как проводить исследование пользователей через наблюдение, глубинные интервью и этнографию. Мы создаем карты эмпатии, персоны и язык шаблонов, который описывает типичные процессы и артефакты контекста пользователя.

После того, как мы изучили потребности пользователя, мы учимся фокусироваться на самой важной для него проблеме и формулировать его точку зрения. Так как мы не можем решить все проблемы пользователя разом, на данном этапе важно сфокусироваться на чем-то одном. 

Когда мы сфокусировались на самой важной проблеме, мы генерируем множество идей для новых решений. Как раз на этом этапе я прошу студентов максимально выйти за пределы своего мышления, убрать все рамки, отправить свою фантазию в полет и сгенерировать как можно больше идей. Мы рады любым идеям – пусть даже они смешные, абсурдные и сумасшедшие. Убить идею можно одним словом. А мы подходим к процессу генерации идей с пониманием, что любую идею можно доработать. Здесь мы учимся проводить сессии мозгового штурма. Мы генерируем идеи молча, в группах, в процессе обсуждения, и даже представляя себя хорошими или плохими героями фильмов, сказок или мультфильмов. Это помогает нам выйти за пределы своего мышления и посмотреть на проблему другими глазами. Я очень радуюсь, если во время мозгового штурма слышу смех. Если вы не смеетесь во время создания новых идей, значит, вы что-то делаете не так.

Когда мы заканчиваем генерировать идеи, наша аудитория выглядит очень ярко, везде на досках наклеены сотни цветных стикеров. Теперь наша задача – выбрать из сотни идей лучшие. Мы создаем кластеры идей и выбираем в каждом кластере наиболее прорывные.

Затем мы приступаем к не менее творческому этапу дизайн-мышления – прототипированию. Наша задача на этом этапе создать быстрые прототипы для визуализации идей, чтобы наглядно показать будущему пользователю, как новый продукт будет работать. Студенты создают прототипы из бумаги, рисуют сториборды, скетчи, строят системы из Лего, разыгрывают пользовательские сценарии. Все это в дальнейшем тестируется с будущими пользователями для сбора обратной связи и улучшения идей для продуктов. 

В завершении нашего курса мы учимся делать питчи для инвесторов. Мы организуем игровой инвестиционный раунд, и каждый студент инвестирует игровые деньги в понравившийся проект. Так мы определяем победителя. Стоит сказать, что в конце курса у нас появляется много креативных, инновационных бизнес-идей. Надеюсь, что когда-нибудь я увижу реальный стартап с идеей, разработанной на их основе.

Преимущества методологии 

Дизайн-мышление – уникальная методология. Она помогает в короткие сроки и с наименьшими ресурсами создать прототип продукта и протестировать его с пользователями. Когда вы используете дизайн-мышление для создания новых продуктов, вы вовлекаете будущего пользователя в сам процесс дизайна, тем самым, вы создаете продукт с большой ориентацией на потребности своего потребителя и увеличиваете свои шансы на успех. 

Каждому студенту я хочу пожелать больше верить в свою уникальность, не бояться быть самим собой и всегда быть открытым к новому и неизведанному.