Рус | Eng
30 Июля 2020

«В ВШМ концентрация талантливых людей на квадратный метр зашкаливает», — Александра Баякина о карьере в компании Tesla и обучении ВШМ

Александра Баякина — выпускница магистратуры Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) 2012 года. После завершения обучения Александра переехала в Нидерланды и в 2013 году начала работать в компании Tesla. Сейчас девушка занимает позицию руководителя отдела бизнес-аналитики компании Tesla в Европе. В интервью Александра рассказала про карьерный путь в компании, о компетенциях, полученных в ВШМ, которые пригодились в работе, и дала несколько рекомендаций будущим студентам магистратуры.  

 

Расскажите о своей деятельности в компании Tesla. Какие задачи перед вами стоят?

Я руковожу направлением бизнес-аналитики в Европе в компании Tesla. Наша главная задача помочь бизнесу принимать решения на основе данных. Мы отвечаем за процесс сбора, обработки и хранения данных, создание систем отчетности, анализ данных и моделирование. С помощью данных мы можем рассказать о том, что происходит, почему это происходит и что необходимо сделать для достижения нужного результата. 

 

Почему вы решили устроиться в Tesla? 

На тот момент я была молодым специалистом, и для меня было очень важно найти компанию, которая будет способствовать моему профессиональному развитию. Я приобрела большое количество навыков за семь (почти!) лет работы в Tesla и продолжаю учиться каждый день. И конечно, миссия компании — улучшение и развитие мира вокруг нас — была мне очень близка.

 

За период работы в Tesla, как развивалась ваша карьера?

В сентябре 2013 года я начала работать в отделе Sales Operations компании Tesla. Я занималась административной работой, связанной с продажей и доставкой машин Tesla Model S в Европе. А в 2014 году я стала одним из первых бизнес-аналитиков компании в Европе. На тот момент нашей главной задачей было развитие отчетности и базы данных. Мы с этим успешно справились, перед нами стали появляться новые более сложные задачи. В 2016 году я возглавила отдел, на тот момент у меня был всего один аналитик в команде. На сегодняшний день у нас полностью интернациональная команда из 7 человек. 

 

Сложно ли управлять интернациональной командой? Важен ли менталитет в работе?

Моя команда — это моя гордость. Мне совершенно не сложно работать с ними несмотря на разные национальности. В Нидерландах это стандартная практика, когда команды состоят из представителей различных стран, и основной язык в компании — английский. 

 

Разнообразие культур обогащает нашу команду. Мы очень хорошо друг друга понимаем, проводим много времени вместе как на работе, так и после. Самое главное для меня в команде — это уверенность, что всем комфортно работать вместе. Для этого мы учимся понимать, уважать и дополнять друг друга. 

 

 

Что вы делаете, чтобы мотивировать команду? Какие практики для сплочения используете?

Моя команда знает, что мы стоим друг за друга и вместе будем добиваться цели. Но вместе мы не только много работаем, но и празднуем наши успехи. Каждый год мы проводим тимбилдинг. Как-то раз мы поднимались на одну из самых высоких точек в немецких Альпах, а в другой — лепили пельмени на скорость. У нас даже есть слоган, девиз команды – “Ain’t no mountain high enough” — в переводе это означает, что нет такого препятствия, которое мы бы не смогли преодолеть.   


Отличается ли чем-то принцип построения рабочего процесса в Нидерландах и России?

Нидерланды — это интернациональная среда в компании. Русским людям сложно представить, например, что в «Почте России» будут работать люди, которые не говорят на русском языке. А в Нидерландах местная почта публикует вакансии на английском языке и ищет иностранных специалистов. Они ценят навыки выше, чем знание языка. Понятно, что в государственных организациях важно знать голландский язык, но для компаний таких ограничений нет. 

 

Какие компетенции, приобретенные в ВШМ, пригодились в работе, а какие необходимо было наработать самостоятельно?

Очень полезными оказались навыки работы в команде. В ВШМ часто применяется метод жеребьевки для формирования команд для выполнения группового проекта. Важно было наладить контакт со всеми участниками команды. Помимо этого, в ВШМ было достаточно сложно учиться, и это мне очень помогло развить упорство и нестандартный подход в решении проблем.  

 

Самостоятельно я изучала программирование – это сейчас очень актуально почти для любой сферы деятельности. Если хочешь быть бизнес-аналитиком, то знать Excel уже мало. Нужно учить языки программирования для работы с данными, такие как  SQL, Python или R  и, конечно, пакеты визуализации данных (например, Tableau или Power BI). Но сейчас, насколько я знаю, в ВШМ есть программа, которая позволяет студентам овладеть всем необходимым инструментарием для анализа данных [магистерская программа Master in Business Analytics and Big Data — прим.ред.].  

 

Что самое ценное вы получили в процессе обучения в ВШМ?

Самое ценное — это люди, друзья. В ВШМ концентрация талантливых людей на квадратный метр зашкаливает. Сейчас, когда я смотрю прямые эфиры проекта # StayHome with GSOM Family, — не перестаю удивляться и радоваться. 

 

Поделитесь несколькими советами для будущих студентов магистратуры ВШМ.

Совет простой — не переставать учиться, развивать свои навыки, а также оставаться открытыми и скромными.