Рус | Eng

IV Ежегодная научная конференция «Государственно-частное партнерство в сфере транспорта: модели и опыт» состоялась в Институте «Высшая Школа Менеджмента» СПбГУ

 

IV Ежегодная научная конференция «Государственно-частное партнерство в сфере транспорта: модели и опыт», организованная Лабораторией «Центр исследований ГЧП» прошла 1 июня 2018 г. в Институте «Высшая школа менеджмента» СПбГУ. 

 

Лейтмотивом конференции стало создание условий, содействующих развитию ГЧП в сфере транспорта. В повестке научной конференции – формирование и оценка компетенций в сфере ГЧП у представителей публичного партнера, новые правовые и финансовые механизмы для транспортных проектов ГЧП и др. 

Конференцию от имени К.В. Кротова (к.э.н., заместителя директора Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ) и М.Ю. Соколова (к.э.н., заведующего кафедрой государственного и муниципального управления СПбГУ) открыл А.Е. Иванов (к.ф.-м.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления СПбГУ, гл. научный сотрудник Лаборатории «Центр исследований ГЧП»), приветствовав участников и гостей конференции и подчеркнув значимость конференции как единственного пока мероприятия по ГЧП, в дискуссиях которых участвуют и ведущие российские эксперты в сфере ГЧП, и начинающие специалисты – студенты, магистранты и аспиранты российских ВУЗов.

В рамках пленарного заседания спикеры – С.В. Маслова (к.ю.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления СПбГУ, руководитель Лаборатории «Центр исследований ГЧП») и А.Е. Иванов представили основные результаты выполненной ими в 2017 году научно-исследовательской работы: «Ключевые вопросы формирования и оценки компетенций специалистов в сфере ГЧП в транспортной отрасли». Наличие и/или высокий уровень компетенций в сфере ГЧП является одним из ключевых факторов успеха развития ГЧП на национальном уровне. На практике отсутствие или недостаточный уровень специальных компетенций и знаний влечет необоснованный выбор проектов для их реализации путем ГЧП, ошибки при структурировании финансовых параметров и правовых условий осуществления проектов ГЧП, неграмотное распределение рисков, что в совокупности снижает качество проектов ГЧП либо вообще ставит под угрозу их жизнеспособность и реализуемость.

Результатами НИР стали перечень и описание характеристика 92 компетенций (включая наименование и модель компетенций, а также перечень и описание компонентов компетенций), формирование которых необходимо для эффективного структурирования и управления проектами ГЧП в сфере транспорта. Кроме того, в рамках НИР были выявлены основные «пробелы компетенций» при подготовке и реализации транспортных проектов ГЧП, осуществлен обзор международного и российского опыта формирования и оценки компетенций ГЧП, разработан проект методики оценки существующих компетенций специалистов в сфере ГЧП в транспортной отрасли и проект методики перспективного планирования подготовки специалистов в сфере ГЧП, разработаны предложения по содержанию образовательных программ и по содержанию образовательных семинаров для получения формируемых компетенций в сфере ГЧП в транспортной отрасли. Также были создана База транспортных проектов ГЧП и издано Практическое руководство по реализации транспортных проектов ГЧП (на примере автомобильных дорог).

 

Далее состоялась презентация учебника и хрестоматии, авторами которых являются М.Ю. Соколов и С.В. Маслова. Суть замысла учебника «Государственно-частное партнерство: теоретические основы и практика применения в России и зарубежных странах» в том, чтобы помочь начинающим изучать эту форму взаимодействия публичного и частного сектора получить первоначальное представление о ГЧП и неискаженное понимание базисов такого партнерства. Учебник состоит из трех разделов и девяти глав, 33 параграфа, его содержание проиллюстрировано более 50 схем, таблиц и диаграмм, в нем использовано более 250 научных и аналитических источников. При этом важно, что учебник подготовлен авторами не только на основе высокоцитируемых зарубежных и российских публикаций, но также используя собственные научные и методические разработки по проблематике ГЧП, практические результаты работы в российских и международных экспертных органах развития ГЧП, которые осуществлялись ими многие годы, предшествующие написанию учебника. Рецензентами учебника выступили В.А. Мау (д.э.н., профессор, заслуженный экономист Российской Федерации, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации) и П.А. Бруссер (к.э.н., доцент кафедры банковского дела Международного института энергетической политики и дипломатии Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России). Весной этого года учебник переведен на китайский язык, сейчас ведутся переговоры о его переводе на японский язык.

Наличие достаточной и ясной правовой основы является необходимым элементом среды ГЧП, обеспечивающим его результативное применение и развитие. Поэтому изучение состава и содержания законодательства в сфере ГЧП имеет важное значение в рамках дисциплины «Государственно-частное партнерство». Соответствующие разделы включены практически во все учебники, освещающие основы этой формы взаимодействия государства и бизнеса. Понять отдельные положения и требования законодательства Российской Федерации о ГЧП, также как и оценить его достоинства и недостатки достаточно затруднительно без знания более широкого глобального контекста, в котором появилось ГЧП и начало развиваться.

Содержанием Хрестоматии «Государственно-частное партнерство: международный, региональный и национальный уровни правового регулирования и применения» является систематизированное и структурированное изложение более 30 правовых актов различных стран и международных организаций в сфере ГЧП, которое отражает ее основную цель – раскрыть этот контекст и представить необходимую методическую базу для лучшего понимания правовых основ и правового содержания ГЧП. Для наилучшего восприятия и наиболее наглядной демонстрации выявленных сходств и различий в правовом регулировании ГЧП, авторами Хрестоматии разработана структура для изложения подчас очень объемных правовых актов, которая включает: состав законодательства и предмет правового регулирования ГЧП; понятие, признаки и принципы ГЧП; субъекты и участники ГЧП; объекты и сферы ГЧП; формы ГЧП; источники финансирования и возврата инвестиций в проектах ГЧП; гарантии; уполномоченные органы и их компетенция; подготовка и реализация проектов ГЧП: основные этапы и процедуры; частная инициатива; соглашение о ГЧП: условия, заключение и прекращение; применимое право и разрешение споров. Рецензентами Хрестоматии выступили: А.Б. Чичканов (к.ю.н., исполнительный вице-президент Газпромбанка) и И.А. Орлова (к.ю.н, доцент кафедры европейских исследований Санкт-Петербургского государственного университета).

 

Продолжением конференции стал круглый стол, организованный совместно с АНО «Дирекция по развитию транспортных систем Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

Основные положение проектов федеральных законов, разработанных Минтрансом России для реализации проектов ГЧП в отношении пунктов пропуска через Госграницу РФ и объектов общественного транспорта, были в фокусе ГЧП-дебатов этого круглого стола на тему «Законодательные инициативы ГЧП в сфере транспорта: реальные перспективы или бесплодные усилия?». Модераторами выступили С.В. Маслова и О.А. Потифорова (начальник управления по ГЧП и внешним связям АНО «Дирекция по развитию транспортных систем Санкт-Петербурга и Ленинградской области»).

Ключевые законодательные предложения Минтранса РФ представил С.К. Маркин (зам.директора Департамента государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу Минтранса России). Успешной управленческой практикой создания и эксплуатации «Системы электронной очереди транспортных средств для въезда в автодорожные пункты пропуска через Государственную границу Республики Беларусь» поделился И.В. Терещенко (начальник отдела программного обеспечения УИТиС РУП «Белтаможсервис»). А перспективную практику обустройства пункта пропуска на государственной границе между Россией и Грузией представил Н.А. Санакоев (генеральный директор ООО «СМП «Тур» - компании инвестора и оператора пункта пропуска, а также ТЛК, расположенного на подъезде к пункту пропуска «Верхний Ларс».

Предлагаемые для обсуждения и голосования вопросы коснулись острых и небесспорных тем, среди которых:

  • актуальные и первоочередные потребности пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее – Госграница); 
  • юридические аргументы «за» и «против» использования механизмов ГЧП на пунктах пропуска, где осуществляется государственный контроль подразделениями органов пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля;
  • возможные формы ГЧП на пунктах пропуска (ВТО vs DBFM/ 115-ФЗ или 224-ФЗ);
  • альтернативные способы привлечения финансирования и передовых технологий в пункты пропуска через Госграницу, решения других вызовов в данной сфере;
  • имущественный состав пункта пропуска как объекта концессионного соглашения или соглашения о ГЧП;
  • система электронного резервирования времени въезда в пункт пропуска через Госграницу («Электронная очередь»): ее назначение и владельцы, место размещения и имущественно-правовой статус;
  • платежные механизмы в проектах ГЧП в отношении пунктов пропуска через Госграницу РФ; 
  • возможности и ограничения получения дохода и возврата инвестиций частного партнера в проектах ГЧП в отношении пунктов пропуска.

Свое мнение по поставленным для обсуждения и голосования вопросам представили ведущие российские эксперты в сфере ГЧП: А.Б. Чичканов (исп. вице-президент «Газпромбанка») и А.В. Киселев (зам. руководителя Департамента финансирования инфраструктуры ВТБ Капитал); Р.А. Голованов, А.П. Андерсен (юрист PwC Legal), П.В. Карпунин (партнер компании «Capital Legal Services»), К.И. Попов (директор Акционерного общества «Западный скоростной диаметр») и др.

По результатам обсуждения и голосования участники ГЧП-дебатов очень высоко оценили работу, проделанную Департаментом государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу, и пришли к общему мнению о необходимости продолжения законотворческой деятельности для ГЧП в отношении пунктов пропуска и внесения проекта федерального закона после его согласования с уполномоченными федеральными органами разработанного в Государственную Думу Российской Федерации.

Другим обсуждаемым и не менее важным стал проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», направленный на установление правовых оснований заключения концессионных соглашений в отношении объектов транспортной инфраструктуры с последующим осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. Его основные предложения представила О.А. Потифорова и А.В. Сазонова (зам.директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России.

Предлагаемые для обсуждения и голосования вопросы коснулись следующих тем:

  • необходимость расширения практики использования механизма ГЧП применительно к объектам пассажирского транспорта;
  • достаточность существующего правового регулирования для определения в качестве объектов концессионного соглашения/соглашения о ГЧП: объектов автомобильного транспорта (автомобильные вокзалы, автостанции, автобусы, места отстоя автобусов, платформы посадки/высадки пассажиров, зоны отдыха водителей), и объектов городского наземного электрического транспорта (трамваи, троллейбусы, остановочные пункты, рельсы, контактные сети, трамвайные депо, троллейбусные парки)?
  • наиболее целесообразный вариант урегулирования правоотношений между публичной и частной стороной по организации регулярных перевозок с использованием объекта ГЧП;
  • достаточность предлагаемых изменений в Федеральный закон о контрактной системе (с учетом законопроекта МЭРТ) для обеспечения инвестору гарантии осуществления регулярных перевозок в соответствии с заключенным концессионного соглашения/соглашения о ГЧП.

В оживленной дискуссии и голосованию по этим вопросам приняли участие: А.Б. Чичканов, А.В. Киселев, Э.Г. Ковальчук (начальник отдела сопровождения проектов управления по ГЧП и внешним связям АНО «Дирекция по развитию транспортных систем Санкт-Петербурга и Ленинградской области»); Р.А.Голованов, П.В. Карпунин, Л. Арутюнян (юрист практики по инфраструктуре и ГЧП юридической компании «Качкин и партнеры»), А.В. Филимонов (Генеральный директор ООО «Пи-Эм-Эй»), Д.В. Подшивалов (нач. сектора правового обеспечения проектов ГЧП Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга), В.В. Килинкаров (советник, руководитель российской практики в сфере ГЧП «Dentons») Е.А. Халикова (начальник отдела регулирования тарифов на транспортные услуги Комитета по тарифам Санкт-Петербурга) и др. 

 

Далее научно-экспертный диалог продолжился в рамках секционных заседаний.

На секционном заседании I представители органов государственной власти Санкт-Петербурга (Д.В. Подшивалов), компаний-консультантов в сфере ГЧП (Н.А. Дятлова), научных учреждений РАН (О.В. Тарасова) и образовательных учреждений (Н.В. Баталова, Е.В. Гиленко, С.В. Маслова, Т.А. Пантина, И.А. Орлова) обсудили наиболее актуальные вопросы теории и практики ГЧП, среди которых: правовая квалификация платежей по концессионному соглашению; ключевые изменения законодательства о ГЧП: совершенствование действующих «правил игры»; оценка перспектив ГЧП в арктических инфраструктурных проектах; ограничения в использовании ГЧП для финансирования государственных унитарных предприятий в сфере железнодорожного транспорта; статистический анализ зависимости количества проектов ГЧП в транспортной сфере в регионах РФ от различных факторов; ГЧП при реализации проектов развития инфраструктуры внутренних водных путей; роль примирительных процедур в урегулировании споров из отношений ГЧП и др.

В рамках секционного заседания II студенты бакалавриата и магистратуры, а также аспиранты факультетов политологии, ВШМ и юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Уральского государственного университета путей сообщения, Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I и РАНХиГС (Н.В. Алесенко, Т.С. Жильцова, В.В. Еремин, Б.З. Цанава, О.В. Таран, М. Максимов, Д.Д. Сергеева, И. Кириллов, Е.В. Завершинская, Т. Новикова, М. Болотов, А. Лодяная, А. Иванова, А.Э. Костин) представили результаты своих исследований в сфере ГЧП, среди которых: частная концессионная инициатива, третейская оговорка в соглашении о ГЧП, финансово-экономическая оценка проектов ГЧП, оценка уровня развития ГЧП в регионах России, использование ГЧП для создания и развития транспортной инфраструктуры в РФ (на различных видах транспорта) и др.

Общее количество участников превысило 100 человек, среди которых представители федеральных и органов власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области, организаций Республики Беларусь и Грузии, представители финансирующих организаций и частных партеров, участвующих в транспортных проектах ГЧП, финансовые и юридические консультанты, ведущие российские эксперты в сфере ГЧП. Мероприятия конференции освещены в СМИ.

 

Сборник конференции ГЧП-2018

 

Предыдущие конференции: