Рус | Eng

V Ежегодная научная конференция «Государственно-частное партнерство в сфере транспорта: модели и опыт» состоялась в Институте «Высшая Школа Менеджмента» СПбГУ

 

Юбилейная пятая конференция «Государственно-частное партнёрство в сфере транспорта: модели и опыт» подвела итог периоду становления мероприятия, формирования его структуры, содержания и основного контингента участников.

 

Географическое и отраслевое представительство на конференции в очередной раз расширилось: к представителям ВУЗов Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга добавились Новосибирск и Томск, впервые в конференции приняли участие представители Санкт-Петербургского Горного университета и руководители медицинских организаций. Среди участников конференции традиционно были представлены банковская сфера, в лице исполнительного вице-президента «Газпромбанка» А.Б. Чичканова, и консалтинг, в лице Ю.А. Антиповой (CLS), Н.А. Дятловой (Maxima Legal) и В.В. Килинкарова (Dentons).

Пленарное заседание конференции было сфокусировано на обсуждении нового тренда развития ГЧП. Руководитель Центра исследований ГЧП ВШМ СПбГУ С.В. Маслова и студенты программы магистратуры «Менеджмент и развитие городских агломераций» А. Шибанов, Н. Бортников и Р. Абдулжамалов представили совместный доклад, освещающий формирование концепции ГЧП на благо людей в контексте перехода от “Value for Money” к “Value for People”. В рамках доклада ГЧП было рассмотрено с позиций целей развития России и национальных проектов. На примерах зарубежных проектов ГЧП было показано, что проекты ГЧП могут являться эффективным инструментом реализации нацпроектов, и, в обновленном формате, несут гораздо больше благ, не только инфраструктурных и экономических, но также социальных и экологических.

Представленная концепция ГЧП на благо людей вызвала живой отклик участников конференции и плодотворную продолжительную дискуссию, в которой приняли активное участие приглашенные эксперты (A.Б. Чичканов, Ю.А. Антипова, Н.А. Дятлова и В.В. Килинкаров), представители транспортных университетов (Р.Р. Савчук, М.Ф. Гуськова, А.А. Рогов, Э. Е. Смирнова и другие) и органов исполнительной власти (О.А. Потифорова), участники реализуемых проектов ГЧП (И.В. Степанов, Н.В. Шустрова).

Обсуждение обновленной концепции ГЧП была последовательно продолжено в презентации опубликованной накануне конференции монографии С.В. Масловой: «Государственно-частное партнерство как средство достижения Целей устойчивого развития: международные стандарты и национально-правовое регулирование». Здесь акценты исследования смещены в сторону международно-правового и национально-правового регулирования ГЧП.

 

Конференция продолжилась параллельными секционными заседаниями.

В рамках секции «Теоретические и практические проблемы разработки и реализации проектов ГЧП в сфере транспорта» (председатель – А.Е. Иванов) было сделано 13 докладов.

Впервые в истории конференции три доклада были сделаны представителями образовательной организации, отличной от ее организатора – СПбГУ. В своих выступлениях профессора и доценты ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта» (МИИТ) Савчук Р.Р., Гуськова М.Ф. и Рогов А.А. рассмотрели связь между общей теорией инвестиционных проектов и теорией ГЧП.

Традицию конференции, связанную с представлениями молодыми учеными совместных исследований с их научными руководителями, продолжили доклады А.А. Колышева (научный руководитель – С.В. Рачек, ГОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения») и А.Е. Олефир (научный руководитель – И.Г. Курильченко, ГОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»), а также доклады учеников С.В. Масловой: В. Зацепиной, М. Лельчук и И. Исаакян. В свою очередь, бывший ученик С.В. Масловой, Б.З. Цанава, представил самостоятельное исследование, связанное с определением оптимальной структуры капитала в проектах ГЧП.

Не осталась без внимания актуальная тема использования потенциала ГЧП для развития мультимодальных перевозок, которую осветил в своем докладе А. В. Бабаев (ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта»).

Два доклада, представленные в рамках секции, открыли новые направления развития содержания конференции. Новую методику макроэкономической оценки готовности стран к реализации проектов ГЧП представила Н.В. Волыхина (ГОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»), а Р.В. Константинов, руководитель группы компаний «Эко-безопасность», рассмотрел перспективы реализации проектов ГЧП в сфере транспортного здравоохранения.

Секция «Актуальные вопросы правового регулирования ГЧП в сфере транспорта», которую модерировали Маслова С.В. и Еремин В.В. (аспирант юридического факультета СПбГУ), по актуальности, содержанию докладов и остроте дискуссии не уступала пленарному заседанию, несмотря на то, что большая часть ее участников – начинающие юристы, исследователи сферы ГЧП: Светова Е.К., Федотов А.В., Давыдов Д.В. (бакалавры и магистры юридического факультета СПбГУ), Школярчук Е.А. (выпускник юридического факультета НИУ «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге). Но рядом с ними оказались опытные наставники – преподаватели и практики в сфере ГЧП: Дятлова Н.А. (к.ю.н., партнер, руководитель практики ГЧП, юридическая фирма “Maxima Legal”), Иванова А.А. (юрист агентства "PMA"), Антипова Ю.А. (руководитель группы «ГЧП и Проектное финансирование» в Санкт Петербургском офисе Capital Legal Services), которые высказали свое экспертное мнение и рекомендации для продолжения исследований в сфере ГЧП. Темы обсуждения – действительно требующие этого: проблемы правового обеспечения реализации проектов ГЧП в отношении общественного транспорта, рассмотрение частной инициативы, и наконец – разрешение споров в проектах ГЧП. Участники сессии выразили общее мнение о продуктивности такого тандема молодых и опытных экспертов, который даст свои ощутимые результаты в будущем.

 

Сборник материалов V Ежегодной научной конференции «Государственно-частное партнерство в сфере транспорта: модели и опыт» (2019 г.)

 

Предыдущие конференции: