Рус | Eng

Черенков Виталий Иванович

Профессор кафедры маркетинга

 

Эл. почта: cherenkov@gsom.spbu.ru

 

ОБРАЗОВАНИЕ И УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ

  • (2004) Доктор экономических наук, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (СПбГУЭФ) – «Международный бизнес как система комплексных глобально интегрированных маркетинговых каналов»
  • (1989) Курсы повышения квалификации преподавателей факультета Международных экономических отношений МГИМО МИД СССР, курс «Международный бизнес»
  • (1988) Международная школа бизнеса МГИМО МИД СССР, курс «Международный бизнес и маркетинг»
  • Кандидат экономических наук, СПбГУЭФ, 1982 – «Государственное региональное программирование в Великобритании»
  • (1977–1981) Аспирантура, СПбГУЭФ (кафедра политической экономии)
  • (1973-1975) Высшие очные курсы иностранных языков (французский) Министерства высшего и среднего специального образования СССР при Ленинградском государственном университете
  • (1964-1970) Радиотехнический факультет Ленинградский институт авиационного приборостроения, квали-фикация «Радиоинженер»

 

НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

  • Международный/глобальный маркетинг-менеджмент
  • Международная логистика
  • Парадигма устойчивого развития
  • Современные проблемы маркетинга (Макромаркетинг, Контрмаркетинг, Нейромаркетинг)
  • Общая теория маркетинга
  • Маркетинг туристических дестинаций
  • Теория и практика интернационализации бизнеса 
  • Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных инноваций
  • Конкурентная разведка
  • Теория и техника перевода

 

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ (ОБЩЕЕ ЧИСЛО – БОЛЕЕ 200)

Монографии, учебники и учебные пособия и сборники кейсов

  • (2016) Основы международной логистики, Изд-во С-Петерб. гос. Ун-та, 487 с.
  • (2016) Глобальная маркетинговая среда: Опыт концептуальной интеграции. 2е изд., M.: ИНФРА-М, 362 с.
  • (2009) Инкотермс-2000: постатейные комментарии с иллюстрациями, М.: 138 с. (соавт.: В.П. Марьяненко, Я.П.Сударьянто)
  • (2008) Международный маркетинг: Учебник для вузов. СПб.: Питер (соавт. Г.Л.Багиев, Н.К.Моисеева), 689 с.
  • (2008) Международная маркетинговая стратегия российского малого предприятия на рынке высоких техно-логий// Маркетинг: кейсы из коллекции ВШМ СПбГУ. - СПб.: Изд-во "Высшая школа менеджмента" (соавт. И.В.Гладких)
  • (2008) Внешнеэкономическая деятельность: государственное регулирование и вспомогательные опера-ции: Учебное пособие / Под ред. В.И. Черенкова/ В.П. Марьяненко и др. Ростов-н/Д: Феникс, 640 c. 
  • (2007) Международный маркетинг-менеджмент: курс лекций с пакетом учебно-методической поддержки / И.А. Максимцев М.Ю. Свиткова, и др.; под ред. В.И. Черенкова. – (Высшее образование). Ростов-на-Дону «ФЕНИКС»,608 c.
  • (2007) Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Основные операции (серия «Высшее образова-ние»), 542 c.
  • (2006) Международный бизнес: Учебно-методический комплекс (Учебное пособие) / Под ред. В.И.Черенкова / – Изд. 3-е, перераб. и доп. Ростов-на-Дону «ФЕНИКС», 571 c.
  • (2003) Международный маркетинг. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 843 c.
  • (1998) Международный маркетинг. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 424 с.
  • (1997) Victoria Fruit — Going Bananas? // European Casebook on Principles of Marketing by Ph. Kotler / ed. by G. Smith, J. Saker. L.: Prentice-Hall, 1997 (with I. Girson).


Статьи в научных журналах

  • (2018) Economic and geopolitical aspects of developing the Northern Sea Route (на англ.) // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science (EES) (WoS & Scopus indexed) (соавтор: Н.И. Диденко)
  • (2018) Рыночные и нерыночные механизмы диффузии инноваций в глобальной экономике // Фундаментальные исследования, № 2, Москва, С. 111-117, (соавт.: O.В. Климовец)
  • (2018) Маркетинг для обеспечения устойчивого развития: сущность и логика становления // Проблемы современной экономики, №3 (соавт.: Г.Л. Багиев)
  • (2018) Маркетинг для реализации концепции устойчивого развития: сущность и терминологическая парадигма // Известия Санкт-Петербургского государственного университета, №4, Санкт-Петербург (соавт.: Г.Л. Багиев, Н.И. Черенкова)
  • (2018) Некоторые вопросы становления и реализации концепции логистики устойчивости // Журнал правовых и экономических исследований, Гатчина, №3 (соавт.: В.А. Нос)
  • (2018) Ребрендинг: понятие, формы, алгоритм проведения // Бренд-менеджмент, №2(97), с.82-97 (соавт.: С.А. Старов, И.В. Гладких)
  • (2018) Дискурс как инструмент мягкой силы, модифицирующей национальный культурный код в маркетинговой среде. Часть 2. Теоретические соображения и задачи языковых кафедр вузов // Alma Mater. Вестник высшей школы, No5, С.52-59 (соавт.: Н.И. Черенкова)
  • (2018) Некоторые вопросы восстановления воспитательной функции в российской высшей школе. Маркетинговый подход к геополитической социализации студентов. Часть 1.// Alma Mater. Вестник высшей школы, No4, С.79-86 (соавт.: Н.И. Черенкова)
  • (2017) Лицензионный договор на товарный знак как инструмент брендинга // Бренд-менеджмент, №1, с. 60-78 (соавт.: С.А. Старов, C.И. Кирюков)
  • (2017) Маркетинговые аспекты формирования евразийской геополитической социализации // Проблемы современной экономики, Санкт-Петербург, No 2(62), (соавт.: Г.Л. Багиев, Н.И. Черенкова)
  • (2015) “In Search of Pedosynergy Effect in Teaching International Business Students”, Journal of International Management Studies, Vol. 15 Issue 2, pp. 85-96. (Coauthor: N.I.Cherenkova)
  • (2015) Понимание межфирменного сетеобразования – основа выработки системного мышления современных российских менеджеров // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, №2, С. 89-109 
  • (2014) «Смешарики»: диффузия низкотехнологичных инноваций в пространстве-времени // Менеджмент инноваций, Москва, № 2, pp. 92–106. (соавт.: С.A. Старов, И.В. Гладких)
  • (2013) Общая теория маркетинга: текущее состояние и подходы к разработке // Вестник СПбГУ. Cерия 8 "Менеджмент" Выпуск 2
  • (2012) Конкурентная разведка как основа формирования проактивных маркетинговых стратегий // Вестник СПбГУ. Cерия 8 "Менеджмент" Выпуск 2
  • (2012) Маркетинговый подход к категоризации каналов глобальной диффузии инноваций // Проблемы современной экономики, №2(42) 
  • (2012) Формирование сбалансированного портфеля собственных торговых марок розничной сети «Лента» // Вестник СПбГУ. Cерия 8 "Менеджмент", Вып. 1 (соавт.: С.A. Старов, А.А. Габисов, А.А. Шостка)
  • (2010) “Pulse Systems of St. Petersburg: Russian Hi-Techs Are Coming”. International Journal of Case Method Research & Application (IJCRA). Vol. 22, N 1.pp. 58–71. (Coauthors: J.Ellis, I.V. Gladkikh)
  • (2010) Международный бизнес – интегративная учебная дисциплина, определяющая профессиональное видение и компетентность глобальных менеджеров // Финансовый менеджер, №4, C.22-28 
  • (2010) Семасиологический подход к выявлению сущности понятия «инновация» в экономической науке// Проблемы современной экономики, №1 (соавт. Н.И.Черенкова, В.П.Марьяненко)
  • (2009) История и развитие концепции и техники SWOT-анализа // Маркетинг и маркетинговые исследования, №6
  • (2009) Аутсорсинговые участки сетей МНК как каналы диффузии инноваций: экономический и геополитический аспекты // Менеджмент инноваций, 2009, №4
  • (2008) От двух абстрактных моделей к реальности глобальной фабрики // Российский журнал менеджмента, №6(1)
  • (2007) Глобальный трансфер инноваций как инструмент интернационализации российского малого высокотехнологичного бизнеса // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. Вып.1 (соавт: М.Г. Толстобров).
  • (2007) Маркетинговый подход к рискам международного бизнеса для малого бизнеса // Инновации, №1 (соавт: М.И.Белоцерковцев).
  • (2006) Лингво-коммуникативная проблема глобализации бизнеса // Известия Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, Санкт-Петербург, №4 (соавт.: Н.И. Черенкова)
  • (2006) Генерализация маркетинговой теории: эволюция маркетинга и парадигма выживания Карла-Эрика Линна / Маркетинг в России и за рубежом, №5.
  • (2006) Стратегия российского высоко-технологичного малого предприятия в система глобального трансфера инноваций // Инновации, Санкт-Петербург, No 3 (соавт.: M.Г. Толстобров)
  • (2006) Холистическая периодизация эволюции маркетинговой теории // Маркетинг, Москва, №4. 
  • (2004) Низкорисковые каналы трансфера инновационного знания: франчайзинг и лайсензинг // Инновации, Санкт-Петербург, №6 (68) (соавт.: M.Ю. Свиткова)
  • (2004) Эволюция маркетинговой теории и трансформация доминирующей парадигмы маркетинга // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. Серия 8, Вып. 2
  • (2004) Международные бизнес-операции в контексте маркетинговых стратегий // Инновации, Санкт-Петербург №1 (63)


Главы в монографиях и учебниках, кейсы в Коллекциях кейсов ВШМ

  • (2017) Трансфер культурных кодов в глобальной маркетинговой среде и становление концепции евразийства в России // Маркетинговая архитектура и эффективность Евразийской экономики: колл. монография / под научн. ред. Г.Л. Багиева и И.А. Максимцева – СПб.: изд-во СПбГЭУ, 2017, с.257-279.
  • (2015) Что сыграют для фортепианной фабрики «Аккорд»: «Траурный марш» Шопена или «Оду к радости» Шуберта, C. 55-80 // Стратегический и операционный маркетинг: кейсы из коллекции ВШМ СПбГУ / под ред. И. В. Гладких; С.-Петерб. гос. ун-т. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, — 444 с.
  • (2015) Китайский «Голиаф» и российский «Давид», или борьба ООО «Альянс» за свое место в канале дистрибьюции на международном В2В-рынке, C. 165-230 // Стратегический и операционный маркетинг: кейсы из коллекции ВШМ СПбГУ / под ред. И. В. Гладких; С.-Петерб. гос. ун-т. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, — 444 с.
  • (2012) K-rauta: Expansion in Russia in the World Crisis Time In: Cross-Border Strategy and Operations: Finnish Companies in Russia. A Collection of Cases Ed. M.O. Latukha, — St.-Petersburg, St.-Petersburg State University Publishing House, 192 pages
  • (2011) Методы и виды международной торговли // Международные экономические отношения, учебник, М.: изд-во ВЕЛБИ, с.152-225
  • (2009) Формы и методы международной торговли // Международные экономические отношения, учебник, М.: изд-во ВЕЛБИ, с.152-225 
  • (2009) Moderne Stakeholder-Netzwerke als Instrument des strategischen Risikomanagements, In: Investitionen und Internationales Risikomanagement. Erfolg durch grenzüberschreitende Netzwerke, hrsg. v. T. Kühlmann u. H.-D. Haas. Frankfurt-Hamburg, S. 113-127
  • (2009) Заметки об инновациях: Коллективная монография, СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, (соавт.: В.П. Марьяненко, М.Г. Толстобров)
  • (2005) Условия и движущие силы глобализации международного бизнеса // Проблемы глобализации мировой экономики / Коллективная монография, СПб.: Изд-во СПбГУЭФ

 

ЗАРУБЕЖНЫЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СТАЖИРОВКИ

  • (1997, 2008, 2013, 2015) Ханкамеровская школа бизнеса (Вэйко, Техас, США)
  • (2007) Академия конкурентной разведки (Чикаго, США)
  • (2007) Бэбсон колледж (Бостон, США)
  • (1998) Манчестерская школа бизнеса (Манчестер, Великобритания)
  • (1994) Вестминстерский университет (Лондон, Великобритания)
  • (1991) Шведская высшая школа экономики (Хельсинки, Финляндия), 1991

 

НАГРАДЫ

  • (2003) Медаль «В ознаменование 300-летия Санкт-Петербурга»
  • (2003) Грамота Северо-Западной Межрегиональной общественной организации Общества Знание «За активную научно-просветительскую и образовательную деятельность»

 

ДРУГАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • (2007-н.вр.) Член Международной организации по разработке и применению кейс-метода (WACRA)
  • (2011-н.вр.) Член Североамериканской ассоциации кейс-исследований (NACRA)
  • (2004-2010) Член Экспертного совета УМО Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации
  • (2007-2015) Член Совета по защитам докторских диссертаций в СПбГУ (ВШМ)
  • (2005-н.вр.) Член Совет по защитам докторских диссертаций в СПбГУ (ВШМ), 2007–н.вр. и в СПбГЭУ
  • Консалтинговые и образовательные проекты для компаний: ПКФ Альянс (СПб.), Виктория-Фрут (СПб), Евросиб (СПб.), ООО Импульсные системы (СПб.), ЗАО КФК им. Н.К.Крупской (СПб), Новотех (Новороссийск), СОЮЗАВТО (СПб.), OOO Топ-Геймс (СПб.), Феникс-Эко (СПб.), СОВМАШ (Москва), Eaton&Co (Даллас, США), ИМПЕРИЯ (СПб) и т.д.

Преподаваемые курсы

  • International Operations (ВА)
  • International Marketing (ВА)
  • Management of International Operations (MIB)
  • Основы маркетинга (ВА)
  • Основы менеджмента (ВА)