Рус | Eng

Смирнова Мария Михайловна

Заведующий кафедрой маркетинга

Доцент кафедры маркетинга

Директор Центра стратегического маркетинга и инноваций

 

E-mail: smirnova@gsom.spbu.ru

 

Работает в ВШМ СПбГУ с 2006 года.

 

ОБРАЗОВАНИЕ И УЧЁНЫЕ СТЕПЕНИ

  • International Teachers Program (ITP), Лондонская школа бизнеса, 2020.
  • Кандидат экономических наук, Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2006. 
  • Аспирантура, Факультет менеджмента СПбГУ (кафедра маркетинга), 2002–2006. 
  • Диплом специалиста, специальность «Маркетинг», Факультет менеджмента СПбГУ, 1997-2002. (включённое обучение, Марбургский университет им. Филиппа, Германия, 1999-2000)

 

НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

  • Маркетинг взаимоотношений и промышленный маркетинг 
  • Маркетинговая стратегия 
  • Инновационно-ориентированное межфирменное взаимодействие 
  • Поведение потребителей: влияние цифровизации экономики, инновации 
  • Количественные методы исследований в маркетинге, включая моделирование структурными уравнениями

 

АКАДЕМИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ

  • 2010 - н.в. – доцент кафедры маркетинга Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ.
  • 2008–2010 - старший преподаватель кафедры маркетинга Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ.
  • 2006–2008 – ассистент кафедры маркетинга Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ.

 

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

  • 2013 - н.в. – заведующий кафедрой маркетинга Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ.
  • 2011–2017 – академический директор программы аспирантуры Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ.
  • 2009–2011 - академический директор программы CEMS Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ.

 

ДРУГАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Приглашённый профессор в университете Любляны (Словения), School of Economics and Business (SEB LU) (2019 – н.в.), университете Аалто (Финляндия) (2018-2019)
  • Член AMA (American Marketing Association) (2010 – н.в.)
  • Член EMAC (European Marketing Academy) (2007 – н.в.)
  • Редактор EMAC Newsletter (2011 – н.в.) 
  • Представитель России в Исполнительном комитете EMAC (European Marketing Academy) (2009–2011)
  • Член Учёного совета ВШМ СПбГУ (2009–2011)
  • Член редколлегий журналов: Российский журнал менеджмента (2011 – н.в.), Journal of Innovation Management (JIM): The International Journal on Multidisciplinary Approaches on Innovation (2014 – н.в.)
  • Рецензент журналов: Marketing Intelligence and Planning, Industrial Marketing Management, Journal of Business Research, Technological Forecasting & Social Change, Journal of Business & Industrial Marketing, International Marketing Review.
  • Участие в консалтинговых и образовательных проектах и тренингах для компаний: Harris Healthcare, YIT, Роснефть, Северсталь, Valio, L’Oreal, Schwarzkopf, Nokian Tyres, Elisa, EMC, X5 Retail Group, МегаФон, Vkontakte.

 

НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ И ГРАНТЫ

  • Разработка ОНТологии знАний потРебителей Инновационных уСлуг и продуктов (ОНТАРИС), 2020-2021 (грант СПбГУ).
  • A three-component model of consumer performance in the digital marketplace: motivational, cognitive and competence-based drivers (MCC-framework), 2018-2020 (грант ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», проект 41108405).
  • Адаптивные модели поведения потребителей в условиях трансформации культуры потребления в России в 2010-е гг., 2017-2018 (грант ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», проект 16.12.1459.2017).
  • Инновации в управлении знаниями предприятия: типология, методология и рекомендации (ИННОВАРРА), 2015-2017 (грант РНФ, шифр проекта 15‑18‑30048).
  • Создание устойчивого преимущества в контексте развивающегося рынка: организационные, сетевые и маркетинговые способности российских компаний, 2015-2016 (грант ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», проект 16.23.1846.2015).
  • Методологические основы межфирменного взаимодействия в ходе создания и коммерциализации инноваций, 2014 (грант ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», проект 16.23.1694.2014).
  • Управление отношениями в рамках построения клиентоориентированной стратегии: роль ожиданий сторон в рамках взаимодействия между российскими и финскими предприятиями, 2013 (грант ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», проект 16.42.227.2013).
  • Маркетинговые стратегии как фактор повышения результативности инновационной деятельности российских компаний, 2013 (грант в рамках программы руководства постдоками, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», проект 16.50.2100.2013).
  • Влияние ориентации клиента на инновационную деятельность российских компаний, 2011 (грант ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», проект 16.23.1222.2011).
  • Маркетинговые аспекты создания и управления инновациями в российских высокотехнологичных отраслях, 2009-2010 (совместный грант РГНФ и Академии Финляндии).
  • Изучение факторов создания ценности взаимоотношений, 2004-2005 (грант DAAD: Германская служба академических обменов).

 

ЗАРУБЕЖНЫЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СТАЖИРОВКИ

  • Университет Эрланген-Нюрнберг (Германия), 2019.
  • Люблянский университет (Словения), 2014.
  • Университет Аалто (Финляндия), 2011, 2012, 2013.
  • Манчестерская школа бизнеса университета Манчестера (Великобритания), 2006, 2008.
  • Университет Дортмунда (Германия), факультет маркетинга, 2007.
  • Афинский университет экономики и бизнеса (Греция), 2007.
  • Марбургский университет им. Филиппа (Германия), 2004–2005.

 

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Монографии, главы, учебники и учебные пособия

Международные:

  • Podmetina D., Smirnova M., Vaatanen J., Torkkeli M. Innovativeness and International Operations: Case of Russian R&D companies // Chapter in “Managing Innovation: Internationalization of Innovation”, in: Brem A., Tidd J., Daim T. (eds.). World Scientific Publishing, 2019. Pp. 129-152. 
  • Smirnova M., Rebiazina V., Daviy A. Marketing in an emerging economy: The Russian e-commerce market // Chapter in “Research Handbook of Marketing in Emerging Economies”, in: Marin A. Marinov (eds.). Edward Elgar Publishing, 2017. Pp. 241-264.
  • Smirnova M., Podmetina D., Volchek D., Rebiazina V. Uncovering Driving Forces for Better Product Innovation: Have Russian Firms Learned to Balance the Focus on Internal and External Partners? // Chapter in “Adoption of Innovation: Balancing Internal and External Stakeholders in the Marketing of Innovation”, in: Brem A., Viardot E. (eds.). Springer, 2015. Pp. 197-221. (DOI)
  • Rozhkov A., Smirnova M., Rebiazina V. Customer orientation in emerging markets: concepts and empirical tests // Chapter in “Emerging Markets and the Future of BRIC Nations”, in: Kedia B.L., Aceto K. (eds.). Edward Elgar Publishing, 2015. Pp. 170-189. (DOI)
  • Podmetina D., Smirnova M., Vaatanen J., Torkkeli M. Collaborative Approach within the Open Innovation Framework: Russian Companies // Chapter in “Perspectives on Supplier Innovation: Theories, Concepts and Empirical Insights on Open Innovation and the Integration of Suppliers”, Series on Technology Management, Vol.18, in: Brem A., Tidd J. (eds.). London: Imperial College Press, 2012. Pp. 287-310. (DOI)

Российские:

  • Шалаева А.А., Ребязина В.А., Смирнова М.М. Экономика совместного потребления как новая бизнес-модель // Инновации маркетинговых моделей российских компаний в эпоху диджитал трансформации: коллективная монография под науч. редакцией Юлдашевой О.У. СПб: Издательство СПбГЭУ, 2018. – С. 66-82.
  • Кущ С.П., Смирнова М.М. Маркетинг на B2B рынках: отношенческий подход: учебник. СПб: Издательство СПбГУ, 2010.   

Статьи в научных и профессиональных журналах

Международные:

  • Smirnova M. “Managing business and social network relationships in Russia: the role of relational capabilities, institutional support and dysfunctional competition.” Industrial Marketing Management, 2020. (In press, corrected proof) (DOI)
  • Ashnai B., Smirnova M., Henneberg S.C., Naudé P. “Dyadic Operationalization in Business Relationships: The Empirical Example of Marketing-Purchasing Collaboration.” Journal of Business-to-Business Marketing, vol.26 (1), pp. 19-42, 2019. (DOI)
  • Smirnova M., Rebiazina V., Frösén J. “Customer orientation as a multidimensional construct: Evidence from the Russian markets.” Journal of Business Research, vol.86, pp. 457-467, 2018. (DOI)
  • Smirnova M., Rebiazina V., Khomich S. “When does innovation collaboration pay off? The role of relational learning and the timing of collaboration.”Industrial Marketing Management, vol.74, pp. 126-137, 2018. (DOI)
  • Smirnova M., Rebiazina V., Moreva I. “Transforming Industry Landscapein Response to the Transition of the Economy – The Case of the Russian Bakery Industry.” Market-Tržište, vol.26, N1, pp. 23-44, 2014.
  • Smirnova M., Podmetina D., Vaatanen J., Torkkeli M. “Collaborative approaches to new product development: the case of Russia.” International Journal of Entrepreneurship and Innovation Management, vol.15, N1/2, pp. 91–107, 2012. (DOI)
  • Podmetina D., Vaatanen J., Torkkeli M., Smirnova M. “Open innovation in Russian firms: an empirical investigation of technology commercialisation and acquisition.” International Journal of Business Innovation and Research, vol.5, N3, pp. 298–317, 2011. (DOI)
  • Smirnova M., Naudé P., Henneberg S.C., Mouzas S., Kouchtch S. “The impact of market orientation on the development of relational capabilities and performance outcomes: The case of Russian industrial firms.” Industrial Marketing Management, vol.40, N1, pp. 44–53, 2011. (DOI)
  • Smirnova M., Henneberg S.C., Ashnai B., Naudé P., Mouzas S. “Understanding the role of marketing–purchasing collaboration in industrial markets: The case of Russia.” Industrial Marketing Management, vol.40, N1, pp. 54–64, 2011. (DOI)
  • Hoffmann S., Mai R., Smirnova M. “Development and Validation of a Cross-Nationally Stable Scale of Consumer Animosity.” Journal of Marketing Theory and Practice, vol.19, N2, pp. 235–252, 2011. (DOI)
  • Podmetina D., Vaatanen J., Smirnova M. “Alueellinen innovaatiokyky ja innovaatiotuotanto Venäjällä.” Idäntutkimus (The Finnish Review of East European Studies), N1, pp. 42–54, 2010.
  • Ashnai B., Smirnova M., Kouchtch S., Qionglei Y., Barnes B., Naude P. “Assessing relationship quality in four business-to-business markets.” Marketing Intelligence & Planning, vol.27, N1, pp. 86–102, 2009. (DOI)
  • Smirnova M., Podmetina D., Vaatanen J., Kouchtch S. “Key stakeholders interaction as a factor of product innovation: The case of Russia.” International Journal of Technology Marketing, vol.4, N2/3, pp. 230–247, 2009. (DOI)
  • Podmetina D., Smirnova M., Vaatanen J., Torkkeli M. “Innovativeness and international operations: Case of Russian R&D companies.” InternationalJournalofInnovationManagement, vol.13, N2, pp. 295-317, 2009. (DOI)

Российские:

  • Муравская С.А., Смирнова М.М. Геймификация: подходы к определению и основные направления исследований в менеджменте. // Вестник СПбГУ, серия Менеджмент. 2019. №18(4). – С. 510-530. (DOI)
  • Муравская С.А., Головачева К.С., Смирнова М.М., Алканова О.Н., Муравский Д.В. Подходы к управлению потребительской лояльностью: перспектива «3D». // Вестник СПбГУ, серия Менеджмент. 2019. №18(1). – С. 70-93 (DOI)
  • Gulakova O., Rebiazina V., Smirnova M. Customer Orientation of B2B Firms in Emerging Markets: Evidence from Russia. // Российскийжурналменеджмента. 2019. №17(1). – С. 71-96. (DOI)
  • Malchenko Yu., Smirnova M. What Drives Consumers Smart? The challenge of Adoption of Smart City Solutions. // Российскийжурналменеджмента. 2019. №17(3). – C. 387-410. (DOI)
  • Головачева К.С., Смирнова М.М. Маркетинговое воздействие на потребителей в экономике знаний. // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2018. №4. – C. 272-282 (Link)
  • Давий А.О., Ребязина В.А., Смирнова М.М. Барьеры и драйверы при совершении интернет-покупок в России: результаты эмпирического исследования. // Вестник СПбГУ, серия Менеджмент. 2018. №17(1). – С. 69-98. (DOI)
  • Муравский Д.В., Смирнова М.М. Брендовые альянсы в современной теории маркетинга. // Вестник СПбГУ, серия Менеджмент. 2017. №16(1). – С. 33-68. (DOI)
  • Головачева К.С., Смирнова М.М. Знания потребителей о маркетинговом воздействии: сущность и подходы к управлению.  // Вестник СПбГУ, серия Менеджмент. 2017. №16(4). – С. 596-621. (DOI)
  • Алканова О.Н., Смирнова М.М. Маркетинг на развивающихся рынках: подходы к определению и направления исследований. // Российский журнал менеджмента. 2014. №12(1). – С. 95-108. (Link)
  • Рожков А.Г., Ребязина В.А., Смирнова М.М. Ориентация компании на клиента: результаты эмпирической проверки на примере российского рынка. // Российский журнал менеджмента. 2014. №12(3). – С. 33-58. (Link)
  • Ребязина В.А., Смирнова М.М., Кущ С.П. Портфельный и эволюционный подходы к построению взаимоотношений российских компаний с партнерами. // Российский журнал менеджмента. 2013. №11(3). – С. 31-52.
  • Яблонский С.А., Муравский Д.В., Смирнова М.М. Управление брендами в многосторонних платформах: роль совместного брендинга. // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2013. №5. – С. 356-363.
  • Ребязина В.А., Смирнова М.М. Взаимодействие с партнёрами как фактор развития инноваций на примере российских промышленных компаний. // Инновации. 2011. №7(153). – С. 48-57.
  • Кротов К.В., Кущ С.П., Смирнова М.М., Старков А. Г. Стратегическое управление поставками в российских компаниях. // Логистика сегодня. 2009. №1(31). - С. 2-14.
  • Смирнова М.М., Кущ С.П., Кротов К.В. Возможно ли развитие без инноваций? // Top-Manager. 2008. №7(85) - С. 54-57.
  • Кротов К.В., Кущ С.П., Смирнова М.М. Маркетинговый аспект управления взаимоотношениями в цепях поставок: результаты исследования российских компаний. // Российский журнал менеджмента. 2008. Т.6, №2. - С. 3-26.
  • Кущ С.П., Овдина М.В., Смирнова М.М. Оценка качества взаимоотношений компаний с поставщиками на российских промышленных рынках. // Вестник СПбГУ, серия Менеджмент. 2008. №3. – С. 173–197.

Учебныекейсы

  • Smirnova M. Baltika: Segmenting the Beer Market in Russia and the West / Marketing: An Introduction. Textbook by  Armstrong G., Kotler P., Harker M., Brennan R. England: Pearson Education Limited, 2009. - pp. 190-195. 
  • OOO RusAl-Sayanskaya Folga's Choice of Marketing Strategy (Case/Teaching Note) / Kouchtch S., Smirnova M., Krotov K. – The European Case Clearing House (ECCH). — 2007. — N 507-068-1. – pp. 51.
  • Кущ С.П., Смирнова М.М. Научно-производственная фирма «Ракурс»: стратегия   управления взаимоотношениями с потребителями. / Стратегическое управление российскими компаниями: сборник учебных кейсов. СПб: Издательство СПбГУ, 2004.

 

КОНФЕРЕНЦИИ

Международные (за последние 5 лет):

  • 6th International GSOM Emerging Markets Conference - 2019 (GSOM EMC 2019), St. Petersburg, October 3-5, 2019. Paper: Smirnova M., Golovacheva K. “Is there a Way for a Win-Win Approach? The Case of Knowledge-Oriented Consumer Digital Performance Research.”
  • 6th International GSOM Emerging Markets Conference - 2019 (GSOM EMC 2019), St. Petersburg, October 3-5, 2019. Paper: Golovacheva K., Smirnova M., Muravskii D., Muravskaya S. “Increasing Willingness to Participate in Frequency Reward Programs through Gamification.”
  • 4th International Conference “Digital Transformation & Global Society” (DTGS 2019), St. Petersburg, June 19–21, 2019. Rebiazina V., Stamalieva A., Smirnova M. “Consumer Loyalty Factors in the Russian E-Commerce Market.” Proceedings of 4th International Conference “Digital Transformation & Global Society” (DTGS 2019), in: Alexandrov D., Boukhanovsky A., Chugunov A., Kabanov Yu., Koltsova O., Musabirov I. (eds.), pp. 268-280, 2019.
  • 4th International Conference “Digital Transformation & Global Society” (DTGS 2019), St. Petersburg, June 19–21, 2019. Golovacheva K., Smirnova M. “Towards an Integrative Framework of Consumers’ Digital Competences.” Proceedings of 4th International Conference “Digital Transformation & Global Society” (DTGS 2019), in: Alexandrov D., Boukhanovsky A., Chugunov A., Kabanov Yu., Koltsova O., Musabirov I. (eds.), Springer, pp. 281-291, 2019.
  • International Forum on Knowledge Asset Dynamics 2019 (IFKAD 2019): Knowledge Ecosystems and Growth, Matera, Italy, June 5-7, 2019. Paper: Smirnova M., Golovacheva K. “Knowledge perspective on consumer digital performance research.”
  • 3d International Conference “Digital Transformation & Global Society” (DTGS 2018), St. Petersburg, May 30 - June 2, 2018. Rebiazina V., Shalaeva A., Smirnova M. Proceedings of 3d International Conference “Digital Transformation & Global Society” (DTGS 2018), in: Alexandrov D., Boukhanovsky A., Chugunov A., Kabanov Yu., Koltsova O. (eds.), Springer, pp. 386-401, 2018.
  • IV Aalborg University International Conference - Doctoral colloquium, Aalborg University, Aalborg, Denmark, May 28 – June 1, 2018. Guest speaker.

Российские (запоследние 5 лет):

Вторая научно-практическая конференция «Бизнес. Исследования. Образование.», Москва, 11-12 декабря 2019. Презентация результатов исследования по цифровым компетенциям потребителей в рамках круглого стола.

Преподаваемые курсы

  • Маркетинг в социальных сетях, на английском языке (бакалавриат)
  • Маркетинг инновационных продуктов, на английском языке (магистратура)
  • Продвинутые методы исследований, на английском языке (магистратура)
  • Продвинутые маркетинговые исследования и поведение потребителей, на английском языке (магистратура)
  • Введение в методы исследований в экономике и менеджменте, на английском языке (аспирантура)
  • Маркетинг инновационных продуктов, на русском языке (MBA, Executive MBA)
  • Маркетинг, на русском языке (MBA)