Рус | Eng

Смирнова Мария Михайловна

Заведующий кафедрой маркетинга 

Доцент кафедры маркетинга

 

Эл. почта: smirnova@gsom.spbu.ru

 

ОБРАЗОВАНИЕ И УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ

  • International Teachers Program (ITP), Лондонская школа бизнеса, 2020.
  • Кандидат экономических наук, Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2006.
  • Аспирантура, Факультет менеджмента СПбГУ (кафедра маркетинга), 2002–2006.
  • Диплом специалиста, специальность «Маркетинг», Факультет менеджмента СПбГУ, 2002.

 

НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

  • Маркетинг взаимоотношений и промышленный маркетинг
  • Маркетинговая стратегия
  • Инновационно-ориентированное межфирменное взаимодействие
  • Поведение потребителей: влияние цифровизации экономики, поведение потребителей и инновации
  • Количественные методы исследований в маркетинге, включая моделирование структурными уравнениями

 

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Книги, монографии и главы в монографиях

Экономика совместного потребления как новая бизнес-модель (2018) Инновации маркетинговых моделей российских компаний в эпоху диджитал трансформации (коллективная монография под редакцией д.э.н. О.У. Юлдашевой (2018). (соавторы: Шалаева А.А., Ребязина В.А.)

Uncovering Driving Forces for Better Product Innovation: Have Russian Firms Learned to Balance the Focus on Internal and External Partners? (Chapter), in: Adoption of Innovation: Balancing Internal and External Stakeholders in the Marketing of Innovation, eds. Alexander Brem & Eric Viardot, Springer, 2015, p. 197-221 (together with: Podmetina D., Volchek D., Rebiazina V.).

Innovativeness and international operations: Case of Russia R&D companies (Chapter), in: Managing Innovation: Internationalization of Innovation, Eds. Brem A., 2019, Springer, 129-152. (together with: Podmetina, D., Vaatanen, J., Torkkeli, M.

Sharing economy as a new business model (2018) Innovations in marketing models in the era of digital transformation (Chapter in a monograph), Ed.: O.Y. Yuldasheva (2018), Saint Petersburg, SPbSEU Printing House (together with Shalaeva, A., Rebiazina, V.)

Customer orientation in emerging markets: Concepts and empirical tests (Chapter) (2015) Emerging Markets and the Future of the BRIC Nations, pp. 170-189 (together with A. Rozhkov and V. Rebiazina).

Collaborative Approach within the Open Innovation Framework: Russian Companies (Chapter 8) // Perspectives on Supplier Innovation: Theories, Concepts and Empirical Insights on Open Innovation and the Integration of Suppliers. Series on Technology Management. Vol 18. — London: Imperial College Press, 2012. — 287-310 P. (together with Daria Podmetina, Juha Vaatanen, Marko Torkkeli)

Маркетинг на B2B рынках: отношенческий подход (учебник). (2010), СПбГУ. (совместно с Кущом С.П.)

 

Статьи в научных журналах

Managing business and social network relationships in Russia: The role of relational capabilities, institutional support and dysfunctional competition. (2020). Industrial Marketing Management (in print).

What drives consumers smart? The challenge of adoption of smart city solutions. (2019). Russian Management Journal, 17(3), 387-410. (together with Y.A. Malchenko).

Dyadic operationalization in business relationships: The empirical example of marketing-purchasing collaboration (2019) Journal of Business-to-Business Marketing, 26(2), pp.1-24. (together with B. Ashnai, S. Henneberg, P.  Naudé).

Customer orientation as a multidimensional construct: Evidence from the Russian markets (2018) Journal of Business Research, Vol. 86 (May), pp. 457-467. http://dx.doi.org/10.1016/j.jbusres.2017.10.040 (together with J. Froesen, V. Rebiazina)

When does collaboration pay off? The role of relational learning and the timing of collaboration (2018) Industrial Marketing Management, 74, pp. 126-137. https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2017.11.001 (together with V. Rebiazina, S. Khomich)

Маркетинговое воздействие на потребителей в экономике знаний (2018) "Маркетинг и маркетинговые исследования", №4 (октябрь) (соавторы: Головачева К.С.)

Барьеры и драйверы при совершении интернет-покупок в России: результаты эмпирического исследования (2018) Вестник СПбГУ. Серия Менеджмент. 2018, Т.16, Вып.1, 1-30. (соавторы: Давий А.С., Ребязина В.А.).

Transforming Industry Landscape in Response to the Transition of the Economy – The Case of the Russian Bakery Industry (статья). TRŽIŠTE / MARKET, 2014. — Vol. 26, — № 1. — P. 23-44. (соавторы: Rebiazina V., Moreva I.).

Маркетинг на развивающихся рынках: подходы к определению и направления исследований (статья). РОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ МЕНЕДЖМЕНТА, 2014. — T. 12, — № 1. — С. 95-108. (соавторы:  Алканова О.Н.).

Ориентация компании на клиента: результаты эмпирической проверки на примере российского рынка  (статья).  РОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ МЕНЕДЖМЕНТА, 2014. — T. 12, — № 3. — С. 33-58.

Портфельный и эволюционный подходы к построению взаимоотношений российских компаний с партнерами // Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11 (3). С. 31–52 (совместно с В.А. Ребязиной, С.П. Кущом).

Управление брендами в многосторонних платформах // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. – 2013. 05 (107). С. 356–363 (совместно с С.А. Яблонским, Д.В. Муравским).

Collaborative Approach with in the Open Innovation Framework: Russian Companies (Chapter 8) / Daria Podmetina, Maria Smirnova, Juha Vaatanen, Marko Torkkeli // Perspectives on Supplier Innovation: Theories, Concepts and Empirical Insights on Open Innovation and the Integration of Suppliers. Series on Technology Management. Vol 18. London: Imperial College Press, 2012. pp. 287–310.

Collaborative approaches to new product development: the case of Russia // International Journal of Entrepreneurship and Innovation Management, 2012. Vol. 15, N 1/2. pp. 91–107 (with Daria Podmetina, Juha Vaatanen, Marko Torkkeli).

Open innovation in Russian firms: An empirical investigation of technology commercialisation and acquisition // International Journal of Business Innovation and Research. 2011. Vol. 5, N 3. pp. 298–317 (with D. Podmetina, J. Väätänen, M. Torkkeli).

The Impact of Market Orientation on the Development of Relational Capabilities and Performance Outcomes: The case of Russian industrial firms // Industrial Marketing Management. 2011. Vol. 40, N 1. pp. 44–53 (with P. Naudé, S. C. Henneberg, S. Mouzas, S. P. Kouchtch).

Understanding the Role of Marketing–Purchasing Collaboration in Industrial Markets: The case of Russia // Industrial Marketing Management. 2011. Vol. 40, N 1. pp. 54–64 (with S. C. Henneberg, B. Ashnai, P. Naudé, S. Mouzas).

Взаимодействие с партнерами как фактор развития инноваций на примере российских промышленных компаний // Инновации, 2011. T. 7. С. 10–19 (соавт. с В.А. Ребязиной).

Development and Validation of a Cross-nationally Stable Scale of Consumer Animosity // Journal of Marketing Theory and Practice, 2011. Vol. 19, N 2. pp. 235–251 (with S. Hoffman, R. Mai).

Alueellineninnovaatiokykyjainnovaatiotuotanto Venäjällä // Idäntutkimus (The Finnish Review of East European Studies), 2010. N 1.P. 42–54 (with D. Podmetina, J. Vaatanen).

Assessing Rrelationship Quality in Four Business-to-Business Markets // Marketing Intelligence and Planning. 2009. Vol. 27, N 1. pp. 86–102 (with B. Ashnai, S. Kouchtch, Y. Qionglei, B. Barnes, P. Naude). 

Key Stakeholders Interaction as a Factor of Product Innovation: the Case of Russia // International Journal of Technology Marketing. 2009. Vol. 4, Is. 2/3. pp. 230–247 (with D. Podmetina, J. Vaatanen, S. Kouchtch).

Innovativeness and International Operations: Case of Russia R&D Companies // International Journal of Innovation Management. 2009. Vol. 13, Is. 2/3 (with D. Podmetina, J. Vaatanen, M. Torkkeli) – forthcoming.

Маркетинговые аспекты управления взаимоотношениями в цепях поставок: результаты исследования российских компаний // Российский журнал менеджмента. 2008. Т. 6, № 2 (соавт. с С.П. Кущом, К.В. Кротовым).

Оценка качества взаимоотношений компаний с поставщиками на российских промышленных рынках // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2008. Вып. 3. С. 173–197 (соавт. с С.П. Кущом, М.В. Овдиной).

 

Статьи в профессиональных журналах

Стратегическое управление поставками в российских компаниях // Логистика сегодня. 2009. №1 (соавт. с К.В. Кротовым, С.П. Кущом, А.Г. Старковым).

 

Учебные кейсы

Baltika: Segmenting the Beer Market in Russia and the West // Marketing an Introduction / Ed. by G. Armstrong, P. Kotler, M. Harkeret. al. England: Pearson Education Limited, 2009.

Научно-производственная фирма «Ракурс»: стратегия управления взаимоотношениями с потребителями // Стратегическое управление российскими компаниями: Сб. учебных кейсов / Под ред. И.В.Гладких, В.С. Катькало, С.П.Куща. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004 (соавт. с С.П. Кущом).

 

Недавние доклады на международных конференциях

Golovacheva, K., Smirnova, M. (2019). Towards an Integrative Framework of Consumers’ Digital Competences. International conference Digital Transformation and Global Society, which took place in St Petersburg on June 1-4 2019.

Golovacheva, K., Smirnova, M. (2019). Is there a way for a win-win approach? The case of knowledge-oriented consumer digital performance research. EMC 2019 conference at the Marketing track, October 3-5, 2019, St Petersburg, Russia.

Golovacheva, K., Smirnova, M. (2019). What do consumers know about persuasion in the marketplace, and how that affects their decision-making style? EMAC Regional conference, September 25-27 2019, St Petersburg, Russia.

Rebiazina, V., Stamalieva, A., Smirnova, M. (2019). Consumer Loyalty Factors in the Russian E-Commerce Market. International conference Digital Transformation and Global Society, which took place in St Petersburg on June, 1-4 2019.

Smirnova, M., Golovacheva, K. (2019). Knowledge perspective on consumer digital performance research. IFKAD 2019 conference in the section on consumer knowledge in June 2019, University Basilikate, Matera, Italy.

Недавние доклады на российских конференциях

Презентация результатов исследования по цифровым компетенциям потребителей в рамках круглого стола на II научно-практической конференции «Бизнес. Исследования. Образование». Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Школа бизнеса и делового администрирования факультета бизнеса и менеджмента, 11-12 декабря 2019 г.

 

ЗАРУБЕЖНЫЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СТАЖИРОВКИ

  • Экономический университет Люблянского университета (Словения), 2019 – по настоящее время, позиция – приглашенного профессора
  • Университет Аалто (Финляндия), 2011, 2012, 2013
  • Манчестерская школа бизнеса (Великобритания), 2006, 2008
  • Факультет маркетинга Университета г. Дортмунд (Германия), 2007
  • Университет экономики и бизнеса г. Афины (Греция), 2007
  • Университет г. Марбург (Германия), 2004–2005

 

ГРАНТЫ

  • Грант РНФ (участие в проекте ИНОВАРРА) (2015-2017)
  • Гранты СПбГУ (2009-2020)
  • Совместный грант РГНФ и Академии Финляндии, 2007–2009
  • Грант фонда ДААД, 2004–2005

 

ДРУГАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Директор программ аспирантуры ВШМ СПбГУ, 2011–2017.
  • Представитель России в Исполнительном комитете Европейской маркетинговой академии (EMAC), 2009–2011;
  • Редактор EMAC Newsletter, 2011–2015.
  • Член Европейской маркетинговой академии (EMAC), 2006–.
  • Академический директор программ магистратуры ВШМ СПбГУ, 2009–2011.
  • Член Ученого Совета ВШМ СПбГУ, 2009–.
  • Рецензент журналов Marketing Intelligence and Planning, 2007–2008; Industrial Marketing Management, 2009–.

Преподаваемые курсы

  • Social Media Marketing (Бакалавриат)
  • Advanced Market Research and Consumer Behavior (Магистратура)
  • Marketing of Innovative Products (Магистратура)
  • Методы исследований в экономике и менеджменте (Аспирантура)
  • Маркетинг (MBA) 
  • Маркетинг инновационных продуктов (EMBA)