28 декабря 2020
GSOM Family — большая семья члены которой находятся по всему миру. В преддверии Нового года и Рождества мы пообщались с Никитой Поповым, выпускником магистратуры 2011 года, советником по стратегии главы цифровой трансформации компании Novartis (Швейцария). Он вместе супругой закончил ВШМ СПбГУ, работал в Москве и переехал в Европу. В интервью Никита рассказал не только о профессиональном развитии после выпуска, но и о семье, традициях, детях и жизни в Швейцарии.
Во время обучения я проходил стажировку в Московском офисе BCG, после которой меня пригласили присоединиться к команде после магистратуры. Я был очень рад, так как возможность работать в консалтинговой компании из большой тройки было одной из причин, по которой я выбрал Бизнес-школу для обучения.
В BCG я проработал восемь лет, занимался проектами от стратегии до внедрения операционных решений. Не только в России, но и за рубежом — в Финляндии, Дании, Италии, Латвии и на Украине. В 2014 году компания спонсировала мое обучение на программе MBA в IMD (Международный институт управленческого развития Лозанна, Швейцария — прим. ред.). В последние годы в консалтинге занимался проектами по цифровизации, и именно тогда начался мой активный переход в digital. Я руководил проектом по запуску цифровой трансформации для крупной международной компании. Этот опыт помог мне занять позицию в команде digital-офиса (Strategy Advisor to Chief Digital Officer) в Novartis.
В компании я с 2019 года. Занимаюсь широким сектором вопросов — отвечаю за цифровую стратегию. Сейчас моя основная задача — актуализировать портфель цифровых инициатив, то есть приоритизировать и масштабировать их для получения финансового результата.
Да, это консервативная отрасль, и я очень рад, что нам удалось запустить процесс трансформации во всей компании — от разработки лекарств до получения их клиентом. Например, когда компания разрабатывает препарат, проводится клиническое испытание, во время которого мы получаем большое количество данных о пациентах, их реакции и так далее. Вероятность успеха с момента разработки молекулы до патента — 5%. Но времени на это уходит очень много: около 12 лет. Наш проект data42 объединяет все данные, которые есть в компании: на этой платформе создаются аналитические алгоритмы для поиска полезных инсайдов. С их помощью мы можем доказать свое конкурентное преимущество, оперативно реагировать на изменения и многое другое.
Еще один кейс — персональный ассистент для торговых представителей. Программа собирает данные по всем сотрудникам, читает почту, записывает разговоры, анализирует их и помогает менее успешным специалистам принимать решения и делать определенные шаги для более продуктивной работы.
Ты закончил магистратуру, получил степень MBA, как ты соблюдаешь баланс профессионального развития и семьи?
Мой главный приоритет — семья. Мы с супругой Ириной вместе учились в магистратуре ВШМ. Сейчас у нас двое детей — двойняшки Саша и Вика. Им по 7 лет. В BCG было трудно совмещать работу и семью, у меня было много командировок, дома бывал только в выходные. Сейчас работаю в городе Базель, до пандемии тоже были командировки, но это одна неделя в месяц. В основном я нахожусь в Швейцарии, здесь у меня удобный график работы. Несмотря на большой объем работы и амбиции, успеваю уделять много внимания детям и семье.
Саша и Вика разговаривают на русском, английском и немецком. Дома у нас традиция общаться только на русском. Дети ходят в международную швейцарскую школу, особенность которой — чередование языка: неделю учат все предметы на английском, другую на немецком. Их лучшие друзья с корнями со всего мира. У них нет деления на расы и национальности. Они открыты всему миру. Мой девиз: «Следующее поколение должно быть лучше предыдущего», и мы с Ирой стараемся сделать для этого все возможное.
Для Иры также очень важно реализовать себя в профессиональном плане. После ВШМ она работала в компании L’Oreal. За год достигла позиции бренд-менеджера люксового сегмента. Когда у нас появились дети, она полностью посвятила себя им. Это было очень важно в тот момент. Когда они подросли, Ирина вернулась в профессию и заняла хорошую позицию в люксовой интерьерной компании в Москве. После переезда в Швейцарию решила пойти на программу Executive MBA в Университет Санкт-Галлена. После окончания, я думаю, у нее получится найти здесь хорошее и достойное место.
Мы совершенно не конкурируем. У нас есть единая цель, и наша команда из четырех человек стремится к ее достижению, поддерживая друг друга. Мы с женой сходимся в представлениях о месте для жизни, работе, учебе и так далее.
В нашем доме есть традиция — живая новогодняя елка. Мы наряжаем ее всей семьей, и в этом году она самая высокая в моей жизни. Весь декабрь она создает праздничное настроение. С супругой мы любим смотреть нашу новогоднюю коллекцию фильмов, например, «Реальная любовь», «Отпуск по обмену». С детьми мы смотрим «Гринч» около елки с чаем. Новый год празднуем по российским традициям с 31 декабря на 1 января и 7 января — Рождество.
Самое главное, чтобы у моих детей были честность, доброта, открытость и дружба. Этому их учат и в школе. Есть целая неделя, где ученикам рассказывают, как относиться к людям и природе. Еще одно качество, которое я помогаю сформировать, — серьезное отношение к делу в их зоне ответственности, чтобы они прилагали максимум усилий для достижения цели.
Я стал задумываться о переезде в Европу, когда мои родители уехали жить в Финляндию и рассказывали о положительных моментах жизни там. Во-вторых, во время обучения в IMD я общался с множеством людей со всего мира и узнавал о возможностях, персональном и профессиональном развитии. Ну и бизнес-культура европейских компаний: еще работая в Дании, я понял, что для меня это важно — здесь я могу максимально показать себя как профессионал.
Наше решение было очень взвешенным и продуманным, но некоторые моменты нас удивили. Например, дети с четырех лет сами ходят в школу. Здесь не принято, чтобы родители водили их, школьная система против этого. Ребенок сам выходит из дома, садится в трамвай и добирается до места обучения. В России это сложно представить. В Швейцарии другой уровень безопасности. Если люди видят на улице одного ребенка в специальном светоотражающем жилете, то понимают, что он направляется в школу, и немного за ним присматривают, помогают при необходимости.
Здесь тоже есть отличительный момент, бизнес-культура в Европе мне больше импонирует. Лидеры стараются мотивировать сотрудников и полностью раскрывать их потенциал. Обратная связь как правило положительная и конструктивная. В России, исходя из моей практики, такой подход скорее приятное исключение, чем правило.
Основываясь на своем опыте, я могу рекомендовать сразу после выпуска устроиться в крупную известную международную компанию в России, например, в консалтинг. Корпорации любят брать бывших консультантов, они знают их сильные стороны и работоспособность. И, попав в такую компанию, далее внутри можно сменить позицию и переехать за границу. Еще один способ — программы MBA. Это привлекает компании и повышает уровень востребованности сотрудника на международном рынке.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.