21 января 2022
Екатерина Назаренко поступила на программу бакалавриата «Менеджмент» Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) в 2015 году. После окончания продолжила обучение в магистратуре Master in Management — MiM, а потом в аспирантуре. Все это время Екатерина развивалась в маркетинге: участвовала в консультационном проекте с компанией P&G, стажировалась в Газпроме, проводила исследования и организовывала мероприятия. В интервью Екатерина делится самыми яркими моментами обучения и рассказывает о своих планах.
Для любого человека очень важно понять, где ты хочешь учиться. В самом начале мне помогали родители, мы выбирали вместе. Задача была получить образование высокого уровня, исходя из моих способностей. Я поступила в ВШМ СПбГУ, и последующие четыре года оказались одним из самых захватывающих периодов моей жизни. Потом, когда все закончилось, мне сразу хотелось продолжить. Немаловажным для меня оказался тот факт, что в магистратуре возможно обучение на английском языке. Я захотела изучать менеджмент и научиться писать статьи именно на английском. И то, что магистерская диссертация пишется на английском языке — это тоже большой плюс для портфолио.
После магистратуры я окончательно освоилась и поняла, что готова не только работать в области маркетинга, но и быть исследователем и преподавателем. Я почувствовала определённую свою экспертность, когда мы работали с компанией Procter & Gamble. Проект касался сменных насадок для электрических зубных щеток (прим.ред. — научный руководитель — Мария Смирнова, доцент, заведующий кафедрой маркетинга). Я там выступила не просто как исполнитель, но и как лидер. Оказалось, за шесть лет я действительно чему-то научилась, мне понравилось эти знания транслировать!
В моей команде было много менеджеров и экономистов, а сам проект затрагивал маркетинг. Я больше понимала в этой сфере, и поэтому пришлось стать локомотивом. Хотя должна сказать, что другие участники тоже очень быстро осваивались и предлагали совершенно восхитительные идеи.
Кроме того, огромная благодарность кафедре маркетинга, которая разрешила мне участвовать в написании двух академических статей для журнала «Маркетинг и маркетинговые исследования». Именно в тот период я поняла, какой это очень интересный путь — написание статей и наука.
Я сама из северного региона, поэтому было огромное желание учиться в большом городе — Москве или Санкт Петербурге. Именно Петербург меня вдохновлял и восхищал на протяжении многих лет, когда я приезжала сюда как турист. Конечно, мне хотелось поступить в один из лучших университетов России и даже, можно сказать, мира, потому что Санкт Петербургский государственный университет входит в самые авторитетные международные рейтинги.
Еще мне очень сильно повезло, так как мои знакомые уже учились в Высшей школе менеджмента СПбГУ, я смогла собрать отзывы, и они были только положительными. Считаю, что лучше, чем студенты, никто не расскажет. Далее мы с родителями внимательно посмотрели на мои способности: я очень люблю английский, мне нравится международная среда, и как я потом поняла, английский — очень важный инструмент, который каждый менеджер может использовать для себя. И я знала, что в ВШМ СПбГУ будет нужен английский язык.
Выбрала благодаря первой паре по маркетингу, где встретила своих будущих научных руководителей в бакалавриате и магистратуре — Сергея Александровича Старова и Игоря Валентиновича Гладких. Я была просто восхищена. Преподаватель показывал нам различные видео, рекламу и объяснял, как это работает и на практике, и в теории. Общий курс маркетинга — это 1500 слайдов наизусть, там различные спецификации, определения, и мне это показалось настолько интересным, что я выучила всё за три дня и получила огромное удовольствие от экзамена и высший балл.
Специализация появилась на третьем курсе; таких профильных предметов (управление продажами, управление брендами, B2B маркетинг, управление маркетингом, стратегии ценообразования) не было ни у кого, кроме того, мы решали кейсы, делали групповые задания и были полностью погружены в этот прекрасный мир маркетинга. Маркетолог — это и творец, и статистик, и математик в одном лице; человек, который готов принимать неординарные решения, и хочет изменить мир к лучшему. Все, что мы имеем сейчас на нашем рынке, дело рук маркетологов, они определённым образом «залезают» в головы потребителей, изучают их нужды и потребности и выдают такие продукты, вызывающие вау-эффект. Почему мы перешли к тем же наушникам беспроводным? Потому что даже в интернете были мемы про чертика, который тебе запутывает наушники. Это про психологию тоже.
Много всего происходило. Когда я училась в бакалавриате, наверное, самое интересное из того, что было — это обмен. Я ездила в Бельгию в KU Leuven. Лёвен находится рядом с Брюсселем. Я с удовольствием воспользовалась великолепной возможностью путешествовать не только по Бельгии, но и по всей Европе, и, конечно, получила знания.
Для меня было огромным подарком то, что все четыре года я проучилась в «Михайловской даче». Оснащение кампуса превосходит все ожидания, для студентов сделано всё возможное. Здесь находится место не только для учебы, но и для творчества: танцев, актерского мастерства и студенческого клуба.
Магистратура — особенно ценное время для меня, несмотря на ковид. СПбГУ перестроился максимально быстро. Я начала чувствовать себя намного увереннее, потому что какие-то предметы повторялись. И это же оказалось особенно интересно. Например, стратегический менеджмент повторялся трижды (в бакалавриате, магистратуре и на обмене), и все три раза преподаватели по-разному объясняли ключевые аспекты дисциплины. Взглянуть на один и тот же курс с разных сторон для меня бесценно.
В магистратуре появились и новые предметы. Я усилила свои компетенции в математических методах в маркетинге, узнала о новых гранях формирования математических моделей для подтверждения гипотез. Было большое количество практических задач. Для меня было очень важно узнать, как устроен маркетинг для ноу-хау. А самое важное, чему я научилась — это умение работать в команде. Во время обучения очень часто студенты, преподаватели и представители компаний вместе решают задачи и создают контент. После одной такой работы, а именно после кейс-чемпионата, меня пригласили на оплачиваемую стажировку в Газпром. Это был чудесный опыт, однако, именно благодаря ему я поняла, что хочу быть больше преподавателем и исследователем, а не исполнителем.
Еще одна замечательная возможность — это изучение испанского языка. Я благодарна кафедре иностранного языка за то, что я не забросила испанский и могу сейчас общаться с носителями.
Обложка действительно красивая, но нужно понимать, что внутри там еще интереснее. Это как Диснейленд: снаружи красиво, но только внутри можно испытать весь восторг от разнообразного опыта и эмоций. Как американские горки, где ты сначала боишься, а потом получаешь удовольствие от процесса. ВШМ СПбГУ — это люди. Не только друзья — это коллеги, преподаватели, представители компаний. Здесь сложилось комьюнити, но это не только профессиональное сообщество, а семья, где тебе помогут и тебя направят. ВШМ СПбГУ — это замечательный командный дух. Здесь ты учишься выстраивать взаимоотношения с различными людьми, и это очень сильно пригодится в жизни.
ВШМ СПбГУ — это практико-ориентированный подход к обучению, знания тут же применяются на кейсах и реальном бизнесе. Студенты почти каждый день получают предложения о стажировках и работе.
Если мы говорим про бакалавриат — это одно из самых важных решений в вашей жизни. Бакалавриат дает основополагающие знания, с которыми вы пойдете дальше. Бакалавриат нужно получать в хорошем месте, и одним из таких мест является ВШМ СПбГУ. Здесь будет сложно, но интересно. Путь ВШМ СПбГУ ценен тем, что постоянно приходится преодолевать препятствия, но это не что-то невозможное, а скорее как челлендж и для студентов, и для преподавателей.
Очень ценен обмен. У Бизнес-школы налажены связи с разными континентами, множеством стран, разными вузами. Мест, куда можно поехать, всегда много. А те, кто учится на бюджете, получают не просто возможность куда-то поехать по обмену, а еще и денежную компенсацию на оплату жилья и других расходов.
Если мы говорим про магистратуру, то надо понимать, что от вас потребуется больше самостоятельности: здесь учатся всего два года и достаточно много внимания уделяется самообразованию. Занятия с однокурсниками в библиотеке — это тоже очень хороший опыт. В магистратуре учатся на английском языке, и для многих откроются новые возможности как по работе, так и по написанию статей, научных материалов. Английский пригодится в любом случае.
Магистратура ВШМ СПбГУ открывает еще больше возможностей для обменов, поездок в ведущие международные бизнес-школы. Кроме того, здесь много иностранных преподавателей из Турции, Финляндии, Испании — из самых разных стран.
Что делает исследователь? Он берет тему и ищет те моменты, которые не были изучены ранее, углубляется, понимает в чем там проблема и приходит к определенным выводам. Мне интересно этим заниматься. Например, мои научные статьи касаются связи социальной ответственности бизнеса и органических продуктов, которые компания продает. У меня была возможность применить свои исследования на практике — мы сотрудничаем со Вкусвиллом и сейчас занимаемся написанием кейса о том, в чем уникальность этой компании, чтобы в дальнейшем можно было использовать этот опыт в других странах. И это тема моей кандидатской диссертации, над которой я сейчас работаю. Мне интересно руководить такими проектами.
Кроме того, я примерила на себя роль научного руководителя и почувствовала, что это интересно. Я люблю работать со студентами, у них всегда есть нестандартные идеи. Аспирантура — это еще и про вклад: человеку всегда хочется после себя что-то оставить. И если есть знания, то надо ими делиться. Я хочу быть преподавателем Бизнес-школы, и, мне кажется это вполне возможно, я уже могу читать лекции о брендинге, а в будущем, когда защищу диссертацию, хотела бы написать свой учебный курс по маркетингу или брендингу услуг. Параллельно мне хотелось бы быть консультантом, чтобы применять свои знания, быть активным участником бизнес-среды и делать мир лучше.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.