11 июня 2024
Карина Богатырева, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента, директор Центра предпринимательства и академический директор программы аспирантуры ВШМ СПбГУ. Она изучает процессы принятия решений в малых и средних компаниях, стратегическое поведение фирм и когнитивные особенности предпринимателей. Своими наблюдениями Карина Богатырева поделилась в интервью, отвечая на самые интересные вопросы студентов ВШМ СПбГУ.
Зачем нужны предприниматели в современном мире? Разве не всё уже сделано и открыто?
Расскажу вам историю из своей жизни, которую обычно рассказываю студентам. На третьем курсе ВШМ СПбГУ мы с подругой поехали на включенное обучение в Словению. В конце семестра у нас оставалось немного свободного времени, и мы решили посетить Барселону, но в пути обнаружили, что забыли карту со всеми деньгами.
Поездка была, мягко скажем, нетривиальной и включала сон по очереди, сидя в спальном мешке под вокзалом в ночном Авиньоне, общение со слабо говорящими на английском итальянскими контролерами, а также проезд на откидных сидениях между вагонами.
Кончилось все хорошо: мы добрались до Барселоны и там приняли перевод Western Union от родителей. Это был 2009 год — не так уж и давно. Но если вынести за скобки текущую ситуацию с искусственно введенными ограничениями на работу российских карт за рубежом, представить подобную историю сегодня практически невозможно. Сейчас такая проблема решается за 3 минуты, звонком близким и просьбой перевести деньги через банковское приложение.
Одно из классических определений предпринимательства — «креативное разрушение», то есть слом устоявшихся подходов, пересборка существующих продуктов и услуг и замена их на новые, несущие в себе большую ценность. Без предпринимательства — как свободного, так и внутрифирменного — не будет инноваций, способных улучшить нашу жизнь. Но и решения более приземленных проблем не будет тоже, таких как создание рабочих мест (крупный бизнес все не закроет), развитие конкуренции (и как следствие повышение качества), локальная доступность широкого спектра товаров и услуг, включение большого количества разных действующих лиц в социальную и экологическую повестку и т.д. Предпринимательские фирмы вносят в это большой вклад, поэтому развитие предпринимательства, безусловно, не потеряет актуальности никогда.
Как студенту понять, что он будущий предприниматель? Или этому можно научиться?
Пока не попробуешь, не поймешь. Fake it until you make it.
С одной стороны, безусловно, можно говорить о существовании определенных врожденных черт личности, которые формируют у человека некую предрасположенность к предпринимательству: общительность, открытость новому, креативность, аналитический склад ума, эмпатия, отсутствие боязни ошибок, внутренний локус контроля, принятие неопределенности, уверенность в себе и т.п.
Однако мы уже давно отошли от представления о том, что если ты не родился очевидным предпринимателем, то все, дорога закрыта. Цитируя всем известного Питера Дракера, скажу, что предпринимательство — это не магия и не таинство, это дисциплина. И как любой дисциплине, этому можно научиться. И мы в ВШМ СПбГУ стараемся научить студентов основам предпринимательства для того, чтобы они дальше могли применять эти знания и навыки на практике и, соответственно, понять для себя, насколько им подходит такой путь.
Можно ли открыть успешный бизнес без образования?
Еще как! Не знаю как вам, но мне точно известны весьма успешные college dropouts. Один, например, переместил яблоко с дерева на телефон. Интуицию или «чуйку», уникальное видение и удачу никто не отменял. Но важно понимать, что это во многом ошибка выжившего. На одного Стива Джобса приходятся тысячи провалов, которых мы просто не видим, потому что эти компании так и не закрепились на рынке.
Поэтому образование и приобретенные в процессе его получения знания и компетенции точно не будут лишними. Визионерству (если оно есть) они не помешают, а вот вероятность неудачного исхода существенно снизят.
Предпринимательство внутри корпораций и предпринимательство классическое — в чём разница?
Разница в природе ограничений, в ресурсной поддержке и в сферах ответственности. Независимый предприниматель, в принципе, может делать все, что хочет (в рамках законного, разумеется), при условии, что он понимает, какие ресурсы ему для этого нужны, где и как он их получит.
Внутрифирменный предприниматель (или интрапренер) имеет источник ресурсов, заданный априори. Ему не нужно его искать — это компания, в которой он работает. Соответственно, его задача — придумать такую креативную идею, в необходимости реализации которой, можно будет убедить руководство компании, чтобы они согласились выделить под это ресурсы.
При этом риски интрапренера разделяются компанией, тогда как независимый предприниматель несет все риски на себе. Интрапренер получает стабильную зарплату, поскольку является сотрудником организации, но более ограничен в том, что он делает. Предприниматель работает ради будущей прибыли, но более свободен в своих решениях. Что круче – решайте сами. На самом деле, одно из наших исследований показало, что интрапренеры с высокой долей вероятности потом становятся независимыми предпринимателями, так что одно не исключает другого.
Насколько близок продакт-менеджмент или проджект-менеджмент к предпринимательству?
В том, что касается продактов и проджектов — конечно, эти функции во многом перекликаются с предпринимательством, ведь тут присутствует разработка и развитие продукта, тестирование гипотез, работа с целевой аудиторией, коммуникация с различными специалистами, взаимодействие с отделом продаж, отслеживание метрик или управление проектом как отдельной сущностью.
Разница, опять же, в масштабах и в зоне ответственности. Предприниматель (как минимум, пока он один или его команда невелика) является и продактом, и проджектом, а зачастую и бухгалтером, и маркетологом, и операционистом, и специалистом по кадрам. Список можно продолжить.
Чем занимается Центр предпринимательства ВШМ СПбГУ?
Центр предпринимательства ВШМ СПбГУ создавался как научно-исследовательский центр и таковым является до сих пор. Основная цель центра — создание, систематизация и распространение знаний о предпринимательстве через научную деятельность и преподавание.
Мы задаемся разными интересными вопросами о природе предпринимательства, о его особенностях в различных контекстах и проявлениях, а также о том, как могут развиваться малые и средние фирмы, какие управленческие практики они реализуют, и какова польза от их внедрения.
Например, прямо сейчас мы завершаем довольно масштабный трехлетний проект, реализованный при поддержке Российского научного фонда – «Уроки пандемии COVID-19: стратегическое поведение фирм малого и среднего бизнеса в период кризиса».
Кроме того, Центр предпринимательства ВШМ СПбГУ долгие годы принимал участие в ведущем в мире проекте по сбору и анализу данных об уровне и особенностях развития предпринимательской активности в разных странах – «Глобальном мониторинге предпринимательства» (GEM). В настоящее время наше участие в нем приостановлено, но мы продолжаем собирать и анализировать те же данные по России своими силами. Результаты исследований материализуются в статьях и отчетах экспертов нашего Центра, с которыми можно ознакомиться.
Мы надеемся, что таким образом нам удается внести вклад в развитие области знаний о предпринимательстве и в разработку практических рекомендаций для представителей бизнеса, институтов развития и преподавателей предпринимательства.
Взаимодействует ли Центр со студентами?
Помимо развития научного направления, еще одним приоритетом деятельности сейчас становится поддержка предпринимательской инициативы среди студентов.
В этом году мы внедряем предпринимательские практики, участие в которых позволит студентам работать над своими идеями с участием менторов. Планируется проведение практических школ и отдельных мероприятий по различным темам, связанным с ведением предпринимательской деятельности. В разработке идея организации конкурса бизнес-моделей.
Кроме того, мы консультируем студентов, находящихся в поиске поддержки в процессе запуска своего бизнеса, а также по вопросам участия во внешних конкурсах и подачи заявок на гранты. Например, недавно один из студенческих проектов, который наши ребята в этом году развивали в рамках курса «Предпринимательство», занял второе место на предпринимательском турнире «Я в деле». Такие результаты студентов, конечно, очень вдохновляют.
Как Вы считаете, в чем отличие карьерных треков в крупных корпорациях, в малом и среднем бизнесе и предпринимательстве?
В крупных компаниях обычно есть относительно четкое представление о возможных траекториях роста и развития. При этом карьера необязательно должна быть линейной, выбор вариантов широк, но не бесконечен. Найм в малом и среднем бизнесе — это тоже по большей части структурированная занятость, но возможности роста ограничены небольшим масштабом деятельности компании (если, конечно, она впоследствии кардинально не растет).
В предпринимательстве ты пишешь свою историю и определяешь свой трек сам. Правда, уйти потом в найм часто бывает непросто.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.