Нужно ли оценивать эффективность обучения сотрудников?

 

Во втором выпуске «Европейского журнала по обучению и развитию персонала» 2017 года («European Journal of Training and Development», 2017, Volume 41, Issue 2) опубликована статья старшего преподавателя ВШМ СПбГУ Дмитрия Геннадьевича Кучерова  «Оценка эффективности программ обучения персонала в российских производственных компаниях».

 

Статья и исследование подготовлены совместно с Дарьей Манохиной, выпускницей программы бакалавриата ВШМ СПбГУ 2015 года (профиль «Управление человеческими ресурсами»)

 

 

Обучение персонала как инвестиции в долгосрочное развитие бизнеса

 

 

С сожалением приходится констатировать, что многие российские собственники бизнеса и топ-менеджеры до сих пор рассматривают обучение персонала как фактор дополнительных издержек и стремятся его минимизировать. Вот формула, которой они все еще придерживаются: «Нашим сотрудникам не хватает знаний и навыков. Повышение профессиональной компетентности – их собственная ответственность. В ином случае мы найдем им замену на рынке труда».

 

Вместе с тем, успешный российский и зарубежный опыт управления персоналом доказал обратное: обучение персонала является долгосрочным вложением в успех компании, ее конкурентоспособность. Обучение персонала выступает важнейшим инструментом повышения производительности труда и удержания сотрудников.

 

Однако эффективное внедрение программ обучения персонала требует системного подхода: диагностики организационных проблем, анализа потребности организации в обучении сотрудников, планирования, организации и проведения программ и обязательно оценки эффективности проведенной программы обучения.

 

Оценка эффективности программ обучения в российских производственных компаниях

 

 

Особая сложность в управлении процессом обучения сотрудников связана с оценкой эффективности программы обучения. Одна из причин возникновения трудностей в этом вопросе заключается в недостаточной компетентности в оценке эффективности программ обучения среди специалистов служб персонала российских компаний. Лишь ограниченное число компаний может похвастаться наличием отлаженных процессов в плане оценки эффективности обучения, по данным экспертов не более 50% российских компаний ставят перед собой задачу оценки эффективности программ обучения*. Эффективность обучения персонала – это соотношение результатов обучения с точки зрения повышения производительности и качества работы сотрудников, прошедших обучение, и затрат на обучение.

 

Оценка эффективности программ обучения персонала позволяет повысить уровень качества обучения и принять обоснованные решения о прекращении или продолжении программ обучения и обосновать целесообразность таких программ.

 

В статье Д.Г. Кучерова и Д.В. Манохиной представлены результаты опроса сотрудников 26 производственных компаний Санкт-Петербурга. Как оказалось, абсолютное большинство российских производственных компаний признают значимость оценки эффективности программ обучения персонала, при этом их уровень удовлетворенности данным процессом является низким.

 

В то время как наиболее распространённым инструментом оценки эффективности программ обучения специалистов и руководителей выступает анкетирование  сотрудников с целью выявления уровня удовлетворенности обучением, для категории рабочих наиболее распространённым инструментом является тестирование полученных знаний. Тестирование выступает вторым по широте распространения инструментом оценки эффективности программ обучения специалистов, в то время как для руководителей это оценка изменений бизнес-показателей.    

Абсолютное большинство российских производственных компаний признают значимость оценки эффективности программ обучения персонала, при этом их уровень удовлетворенности данным процессом является низким.

 

Производственные компании используют различные уровни оценки эффективности обучения персонала в зависимости от длительности программ обучения персонала: краткосрочные программы чаще оцениваются на уровне реакции, то есть удовлетворенности программой обучения. Долгосрочные программы значительно чаще оцениваются на уровне изменения знаний, рабочего поведения и результатов работы сотрудников, прошедших обучение. 

 

 

Не более 50% российских компаний ставят перед собой задачу оценки эффективности программ обучения*

 

Кроме того, производственные компании используют различные уровни оценки эффективности обучения персонала в зависимости от стоимости самой программы обучения. В то время как программы обучения персонала с невысокой стоимостью оцениваются преимущественно на уровне реакции, для дорогостоящих программ обучения характерна оценка на более высоких уровнях – уровне изменения знаний и рабочего поведения.  

 

Как повысить оценку эффективности обучения персонала?

 

 

По мнению опрошенных компаний, сложность отделения влияния эффекта обучения на результаты организации от других факторов, выступает наиболее существенным препятствием процесса оценки эффективности программ обучения персонала. Данное явление связано с тем, что бизнес-показатели организации претерпевают изменения не только в результате программ обучения персонала, но и в результате других внутренних и внешних факторов: программ стимулирования персонала, сезонности, ситуации на рынке труда. Для решения данной задачи можно использовать технику контрольной группы. Она предполагает оценку двух групп сотрудников – группы сотрудников, участвующих в программе обучения и группы сотрудников, не участвующих в программе обучения. До проведение тренинга осуществляется определение исходного уровня обучающихся, второе измерение происходит после окончания программы обучения. Далее происходит сопоставление данных и выявляется разница показателей в группах, которая и представляет собой эффект от обучения.

  

*Источник: Ведомости