Рус | Eng
17 Марта 2020

Опыт ВШМ СПбГУ: как решить вопрос технологий при переходе на дистанционное обучение

ВШМ СПбГУ 16 марта начала перевод всех занятий по основным образовательным программам в дистанционный формат. Опыт первых дней показал: технический вопрос решается проще, чем думают многие. Ключевой задачей становится изменение методологии подачи материала.

 

Существует множество платформ, которые позволяют учиться онлайн – от продуктов Microsoft до прямых трансляций в социальных сетях. Некоторые вузы имеют собственные платформы онлайн-обучения, другие используют готовые внешние решения. Так, Массачусетский технологический институт и Стэнфордский университет еще до усложнения эпидемиологической обстановки практиковали трансляцию лекций на собственных платформах. Роттердамская бизнес-школа университета Эразмус, бизнес-школа ESADE в Барселоне и бизнес-школа Луисса в Риме выбрали готовые решения – Zoom, Microsoft Teams и Webex.

 

Каждый подход имеет свои плюсы и минусы. В последние недели большинство общих платформ испытывают колоссальную нагрузку в связи с повсеместным переходом образования и бизнеса в онлайн. При этом работой таких платформ занимается огромная команда разработчиков и технической поддержки, оперативно устраняющих проблемы и работающих над улучшением программного обеспечения. Стабильность работы собственных систем зачастую ложится на плечи вуза, и поэтому оперативность в решении возникающих затруднений не всегда возможна.  

 

В ВШМ СПбГУ для проведения онлайн-лекций была выбрана платформа MS Office 365 – Microsoft Teams, но обмениваться материалами и сдавать задания студенты будут через привычную систему BlackBoard – ее в Школе используют не первый год. При выборе площадки для трансляции учитывались следующие факторы:

  1. Максимальное количество участников класса. Большинство площадок имеют ограничения по количеству подключений к трансляции, поэтому важно рассчитать, сколько человек приходит на самую большую потоковую лекцию.  
  2. Сочетание программы для проведения трансляций и системы управления обучением. Платформы для онлайн-лекций – это площадки для общения, но для выполнения домашних заданий и выставления оценок нужна система управления обучением. Например, BlackBoard.
  3. Подготовленность преподавателей и студентов. Одной из главных задач становится обучение преподавателей. Она решается легко: в ВШМ разработали инструкции по пользованию Microsoft Teams и оперативно организовали обучающие вебинары. Обучать студентов вызвались представители студенческого совета: шестеро волонтеров прошли дополнительное обучение, чтобы отвечать на вопросы однокурсников.

 

Технические проблемы при переходе к дистанционному обучению закономерны, но они имеют понятные готовые решения. Более значимой задачей становятся методологические вопросы: как перевести классические лекции в онлайн-формат без потери внимания студентов и качества передачи знаний? В ВШМ для решения этих задач создана рабочая группа. Она фиксируют возникающие вопросы,  оперативно реагируют на появившиеся проблемы и разрабатывает новые решения.