30 мая 2016
20 мая 2016 г. II Ежегодная научная конференция «Государственно-частное партнерство в сфере транспорта: модели и опыт» состоялась в стенах Высшей Школы Менеджмента. Уже традиционно конференция собрала вместе представителей органов государственной власти, бизнеса, академической среды и молодых исследователей ГЧП для того, чтобы обсудить актуальные проблемы и новые возможности государственно-частного партнерства. Как и в прошлом году, конференция вызвала большой интерес в профессиональных кругах и объединила более 100 участников, среди которых представители органов государственной власти - Министерства транспорта РФ, Федерального дорожного агентства, Комитета по развитию транспортной инфраструктуры, Комитета по транспорту, Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга, Комитета по ЖКХ и транспорту Ленинградской области, АНО «Дирекция по развитию транспортной системы СПб и ЛО»; финансирующих организаций – Газпромбанк, ВТБ Капитал; консалтинговых компаний – «Capital Legal Services», «Качкин и Партнеры», «Maxima Legal», «Мусин, Ибрагимов и Партнеры», «Project Management Agency», «Smart Processing» и др.
Право открывать конференцию было предоставлено Первому заместителю директора Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ К.В. Кротову. Константин Викторович отметил, что, несмотря на то, что конференция собрала вместе представителей органов государственной власти, финансирующих организаций и компаний, осуществляющих сопровождение проектов ГЧП, главными ее участниками, по-прежнему, являются студенты, аспиранты и молодые ученые, одним словом – будущие специалисты и эксперты ГЧП, которым в скором времени предстоит решать проблемы развития ГЧП в России. Константин Викторович также отметил, что в Высшей школе менеджмента для этого созданы все необходимые условия. Уже много лет на высоком профессиональном уровне осуществляется образовательная, научная и экспертная деятельность в сфере ГЧП, одним из показательных примеров чего является разработанное Центром исследований ГЧП в тесном сотрудничестве с Центром передового опыта в области ГЧП ЕЭК ООН «Руководство по лучшим практикам ГЧП в дорожном секторе».
С приветственным словом к участникам обратились Дмитрий Евгеньевич Прончатов, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства; Константин Анатольевич Пашков, директор Административного департамента Министерства транспорта РФ и Дмитрий Сергеевич Шаханов, вице-президент по управлению персоналом и социальным вопросам ОАО «РЖД».
Д.Е. Прончатов подчеркнул важность ГЧП в сегодняшнем развитии инфраструктуры и рассказал об основных современных тенденциях ГЧП в сфере транспорта. Одной из них является введение частной концессионной инициативы, в связи с этим Федеральное дорожное агентство уже на данный момент отмечает повышение интереса со стороны частного сектора к участию в реализации проектов ГЧП в автодорожном секторе, и ожидает дальнейший его рост. Второй – софинансирование региональных проектов ГЧП в сфере автомобильных дорог из доходов от системы «Платон» (до 50 млрд. руб./год), которая, как отметил Дмитрий Евгеньевич, несмотря на свою сложность реализации, будет способствовать развитию ГЧП в России. Одними из потенциальных претендентов на софинансирование за счет доходов от системы «Платон» являются проекты по строительству автомобильной дороги «Обход Хабаровска», мостовых переходов через р. Кама, р. Камбарка и р. Буй в г. Ижевск и объездной дороги вокруг г. Чусового в Пермском Крае. В своем выступлении Дмитрий Евгеньевич отметил важность проводимой конференции для обмена знаниями, в особенности научными, которые Центр исследований ГЧП получает в результате своей исследовательской деятельности. По мнению Прончатова Д.Е., анализ международного опыта и выявление международных тенденций очень важно для работы практиков ГЧП по успешной реализации проектов.
Слова приветствия от Министра транспорта РФ, заведующего кафедрой Государственного и муниципального управления ВШМ СПбГУ, М.Ю. Соколова, являющегося основным идеологом проводимой конференции, передал К.А. Пашков. Он также отметил, что транспортная сфера имеет наибольшие успехи в развитии ГЧП в России по сравнению с остальными сферами, но, несмотря на это, по прежнему испытывает потребность в теоретической и методологической поддержке. Решением этой проблемы, по его мнению, как раз является организация конференции с привлечением представителей академической среды, транспортных ВУЗов, специализирующихся не только в автодорожной среде, но и в сфере гражданской авиации, речного и морского транспорта, железных дорог – областях, обладающих огромным потенциалом для развития ГЧП. Наконец, Константин Анатольевич выразил на надежду на расширение масштаба конференции и участие большего количества студентов.
В своем приветственном слове Д.С. Шаханов сказал о том, что участие компании ОАО «РЖД» в этом году в конференции «ГЧП в сфере транспорта: модели и опыт» является закономерным в связи с тем, что для компании, ГЧП – это новый, но очень перспективный путь развития. Так, Дмитрий Сергеевич выделил проекты строительства железнодорожных магистралей «Москва – Казань» и «Северный широтный ход», наиболее предпочтительный вариант реализации которых - ГЧП. От имени компании ОАО «РЖД» Дмитрий Сергеевич пожелал удачи и успехов всем участникам конференции.
В Первом пленарном заседании конференции с докладами выступили представители Центра исследований ГЧП ВШМ СПбГУ, С.В. Маслова и Р.Р. Мингазова; заместитель руководителя Департамента финансирования инфраструктуры ВТБ Капитал, А.В. Киселев; и исполнительный директор Департамента проектного и структурного финансирования ОАО «Газпромбанк», А.В. Шевченко.
Выступление Масловой С.В. и Мингазовой Р.Р. было посвящено презентации «Руководства по лучшим практикам ГЧП в дорожном секторе» (“PPP Best Practice Guide in Road Sector”), которое в апреле этого года уже было представлено Светланой Валентиновной международным экспертам ГЧП и стало предметом обсуждения в рамках международного форума «International UNECE PPP Forum Implementing the United Nations 2030 Agenda through effective, people-first Public-Private Partnerships» (Женева, Швейцария). «Руководство по лучшим практикам ГЧП в дорожном секторе» было подготовлено командой Центра исследований ГЧП ВШМ СПбГУ совместно с экспертами ЕЭК ООН на основе анализа опыта реализации более 20 проектов ГЧП в автодорожной сфере в 16 странах мира. Оно представляет собой информационно-аналитическое руководство для органов государственной власти и частного бизнеса в целях подготовки и реализации успешных проектов ГЧП в дорожном секторе. Выступающими было отмечено, что готовых универсальных решений для успеха ГЧП-проекта нет. Однако С.В. Маслова и Р.Р. Мингазова представили основные факторы и выявленные закономерности, которые ведут к успеху или провалу проекта ГЧП. В своем выступлении они осветили основные модели ГЧП в сфере автомобильных дорог, их преимущества и недостатки, сделали как общую рекомендацию в отношении моделей ГЧП в автодорожной сфере, так и в зависимости от типа дорог (бесплатные или платные). Для многих слушателей открытием стали современные международные тенденции, озвученные докладчиками, в особенности постепенный переход от отрицательных к положительным стимулам для частного партнера и введение показателей результативности для него. Финансовые аспекты реализации проектов были проанализированы с точки зрения основных параметров – бюджета, источников финансирования и используемых платежных механизмов, при этом докладчики также рассказали о тенденциях в изменении общего объема финансирования и используемых платежных механизмов в зависимости от типа дорог и модели ГЧП-проекта. В выступлении также было уделено внимание техническим аспектам эксплуатации дорог, а именно системам сбора платы за проезд, тарифообразованию в дорожном секторе, прогнозам трафика. Наконец, Светлана Валентиновна и Рузалия Рашидовна рассказали участникам о процессе управления рисками, выделили риски, характерные для всех проектов ГЧП, а также специфичные риски, относящиеся только к сфере автомобильных дорог, и озвучили разработанные стратегии смягчения рисков в дорожном секторе.
О ключевых составляющих успешного проекта ГЧП участникам конференции рассказал Заместитель Руководителя Департамента финансирования инфраструктуры ВТБ Капитал,
А.В. Киселев. Андрей Витальевич акцентировал внимание на двух важных элементах реализации проектов ГЧП - финансовом и юридическом структурировании. Участникам конференции не только подробно были освещены теоретические аспекты этих вопросов, но и продемонстрировано то, как это применяется на практике. В качестве примеров Андрей Витальевич использовал реализуемые ВТБ Капитал известные проекты ГЧП по реконструкции аэропорта «Пулково», строительства Западного Скоростного Диаметра, платных мостовых переходов в Удмуртской республике и скоростной автомобильной дороги М11 Москва – Санкт-Петербург (км 543 – км 684).
Завершающий доклад Первого пленарного заседания представил Шевченко А.В., Исполнительный директор Департамента проектного и структурного финансирования ОАО «Газпромбанк». В своем докладе «ГЧП и признаки регионального наследия Casestudy: автомобильная дорога «Сыктывкар – Нарьян-Мар» Алексей Владленович особое внимание уделил рассмотрению политических рисков и возможных инструментов их минимизации. Тема политических рисков в автодорожных проектах ГЧП согласно анализу международного опыта очень актуальна. Алексей Владленович подчеркнул эту важность и на примере попавших под воздействие этого риска российских проектов, таких как Орловский туннель, мост через р. Лену, дорога М-11 Москва – Санкт-Петербург (км 15 – км 58), система сбора платы «Платон». Участникам интересно было также получить первичную информацию о новом проекте строительства и реконструкции участка автомобильной дороги «Сыктывкар – Нарьян-Мар», финансирующей организацией в котором выступает банк Газпромбанк.
Следующая часть конференции была проведена в форме ГЧП-дебатов на тему: «Новый Российский закон о ГЧП: возможности и ограничения в транспортном секторе». Особенностью ГЧП-дебатов стало то, что в них наряду с известными экспертами ГЧП приняли участие студенты бакалавриата и магистратуры по направлению «Государственное и муниципальное управление», имеющие лучшие показатели по результатам изучения ГЧП в 2015-2016 году. На обсуждение экспертам С.В. Маслова, модератор ГЧП-дебатов, предложила вопросы, касающиеся регулирования ГЧП на федеральном и региональном уровнях, необходимости и достаточности методики оценки эффективности проекта ГЧП и его сравнительного преимущества, установления закрытого перечня объектов ГЧП, целесообразности «конструктора элементов» форм ГЧП, обоснованности требований в отношении частного партнера. Эксперты также обсудили возможности и ограничения установленного в законодательстве механизма частной концессионной инициативы, его применения для совместных проектов ГЧП, достаточность финансовых механизмов, мер правительственной поддержки и мер по управлению основными коммерческими и финансовыми рисками в проектах ГЧП. В подведении итога всей дискуссии, экспертам было предложено обсудить, чьи возможности – частного или публичного партнера, в большей степени ограничивает или расширяет новый закон о ГЧП.
Блестящую юридическую позицию по многим обсуждаемым вопросам представил А.Б. Чичканов, Руководитель Центра ГЧП ОАО «Газпромбанк». По его мнению, регулирование ГЧП целесообразно осуществлять и на федеральном, и на региональном уровне, с учетом уже реализующихся проектов. При этом эксперт отметил, что оптимальным вариантом было бы принятие рамочного федерального закона, предоставляющего большую гибкость в законотворческой деятельности в отношении ГЧП регионам.
В отношении методики оценки эффективности проектов ГЧП и их сравнительного преимущества интересное мнение высказал студент 1 курса магистратуры направления «Государственное и муниципальное управление» Бачуки Цанава. Бачуки предложил усовершенствовать существующую методику путем использования специальной ставки социального дисконтирования, учитывающей социально-экономические аспекты реализации проектов для расчета бюджетных инвестиций, как при реализации проекта по модели ГЧП, так и в компараторе государственного сектора. Аргументированное мнение в отношении многих вопросов представил К.И. Попов, Заместитель председателя правления по правовым вопросам ГК «Автодор», имеющий обширный опыт подготовки и реализации проектов ГЧП в отношении автомобильных дорог, как на федеральном, так и на региональном уровне. Более подробно с ГЧП-дебатами, в том числе с результатами голосования, можно ознакомиться по ссылке.
Завершающим мероприятием конференции «ГЧП в сфере транспорта: модели и опыт» стало Второе пленарное заседание, посвященное выступлению представителей академической среды – преподавателей, аспирантов и студентов ВУЗов. Результаты своих исследований в отношении государственно-частного партнерства в сфере транспорта в этом году представили участники из Ростовского государственного университета путей сообщения: Шевчик Евгений Валерьевич, Тищенко Ирина, Кравченко Дмитрий; Петербургского государственного университета путей сообщения: Панова Юлия Николаевна, Сигаева Светлана, Шипицын Андрей; Сибирского государственного университета водного транспорта – Бабаев Акшин; Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова – Пахомовская Екатерина; а также студенты Высшей Школы Менеджмента: Громова Софья, Ильясов Эмиль, Ихонкина Юлия, Ложкина Анна, Трофимова Анастасия, Цанава Бачуки; и экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета – Батяркин Александр. По окончании второго заседания модератор мероприятия, главный научный сотрудник Центра исследований ГЧП ВШМ СПбГУ, Андрей Евгеньевич Иванов, поблагодарил всех за участие и пригласил на конференцию в следующем году.
Сборник тезисов докладов: в репозитории СПбГУ
Видеозапись конференции (Часть 1, Часть 2, Часть 3)
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.