26 июня 2017
23 июня 2017 года в Институте «Высшая школа менеджмента» СПбГУ состоялся гостевой семинар под руководством Джилл Кикал и Марка Гриффитса (Школа бизнеса Маршалла, Университет Южной Калифорнии) на тему: «Predicting Social Entrepreneurship Activity: the Mediating Role of Female Migration» (в соавторстве с Жаклин В. Орр и Лизой Гандри).
Семинар был организован Центром корпоративной социальной ответственности PricewaterhouseCoopers ВШМ СПбГУ – профессором Ю.Е. Благовым и ст. преподавателем Ю.Н. Арай (кафедра стратегического и международного менеджмента СПбГУ).
В исследовании, представленном Джилл Кикaл и Марком Гриффитсом, исследуются несколько факторов макроуровня, которые могут стимулировать или препятствовать возникновению социального предпринимательства. Исследователи применяют расширенные переменные для учета локальных данных, вторичные данные, а также методы регрессии OLS для понимания влияния на социальную предпринимательскую деятельность.
Джилл Кикал (автор книги «Социальное предпринимательство. Миссия - сделать мир лучше», доступной в Библиотеке ВШМ СПбГУ) подчеркнула, что женщины чаще участвуют в социальном предпринимательстве, чем коммерческие предприниматели. Согласно представленному анализу данных, на повышение производительности и роста предприятий социального предпринимательства влияют доверие, легитимность и рациональность управления, отсюда проистекает необходимость в механизмах международного управления для содействия экономической и социальной эффективности и справедливости. Результаты исследования демонстрируют, что управление страной и женская миграция связаны с уровнем социальной предпринимательской деятельности в целом. Позитивная миграция женщин играет важную посредническую роль между управлением и повышением уровня социальной предпринимательской деятельности. Макродетерминанты социального предпринимательства характеризуют человеческий капитал.
Дж. Кикул и М. Гриффитс отметили, что существенный объем данных по социальному предпринимательству для их исследований был получен из специального выпуска «Глобальный мониторинг предпринимательства» (GEM) 2016 года. В нем были выделены страны, представляющие интерес для ученых, и доступные данные (презентация национального отчета «GEM 2016/2017. Россия» прошла в ВШМ СПбГУ днем ранее, 22 июня 2017 года). Исследователи нашли в GEM ключевую информацию о социальной предпринимательской деятельности, управлении и женской миграции, контрольных переменных (доля населения, живущего за чертой бедности, участие в трудовой деятельности, размер гендерного разрыва). Однако набор данных GEM ограничен специфической обработкой и недостаточным представлением некоторых стран мира. В соответствии с этими лакунами могут иметь место нехватка данных и дифференциальные различия, как и социальные показатели в разных частях света. Эффективной может быть разработка более совершенной системы исследований в области социального предпринимательства. Необходимо провести оценку экосистемы страны для развития социального предпринимательства, включая более глубокое изучение интеллектуальных, социальных и финансовых ресурсов, доступных для зарождающихся и растущих социальных предприятий.
Презентация гостевых лекторов была основана на анализе, ограниченном только 55 странами, для которых имелись необходимые данные, касающиеся деятельности в области социального предпринимательства и количества лиц трудоспособного возраста, находящихся либо в процессе создания социального бизнеса, либо являющихся собственниками-менеджерами таких предприятий.
Дж. Кикал и М. Гриффитс полагают, что страны с более высокими показателями иммиграции женщин будут видеть больше возможностей для социальных предпринимателей и, следовательно, более активную и результативную деятельность в области социального предпринимательства. Взаимосвязь между управлением и деятельностью в области социального предпринимательства уже не имеет значения после учета миграции женщин. Женская миграция является важным связующим звеном между управлением и деятельностью в области социального предпринимательства. Также рассматривались факторы макроуровня, которые могут стимулировать появление социального предпринимательства.
Государство регулирует уровень внутренней безопасности и процветания страны. Стабильность общей безопасности и процветания предполагает, что страна может поддерживать интеллектуальный и социальный капитал, необходимый для стимулирования социального предпринимательства.
Рост миграции женщин был связан с активизацией деятельности в области социального предпринимательства. Гендер сильнее влияет на социальное предпринимательство, чем предполагалось ранее. Как правило, миграция «значительно определяет предпринимательство даже при контроле за ключевыми аспектами развития страны».
Представленное исследование приводит к следующим логическим рекомендациям для правительств, которые хотят повысить активность в сфере социального предпринимательства в своих странах:
- создание условий гендерного равенства (особенно для недавних иммигрантов);
- условия для социального и традиционного предпринимательства;
- совершенствование практики управления, особенно в отношении иммигрантов;
- расширение доступа к финансовому капиталу и других видов поддержки для (социальных) предпринимателей и, особенно, для тех, кто находится в «маргинальной» ситуации.
В заключение Дж. Кикал и М. Гриффитс подчеркнули, что иммиграция «значительно определяет развитие предпринимательства даже при контроле ключевых факторов развития страны». Общие миграционные потоки или миграционный отток имеют более высокую корреляцию с новой деловой деятельностью, чем другие общепринятые региональные демографические или экономические факторы развития.
Семинар посетили преподаватели и исследователи ВШМ СПбГУ, аспиранты, приглашенные практики бизнеса и исследователи корпоративного социального предпринимательства. Оживленная научная дискуссия и позитивный диалог завершили встречу авторов и зрителей.
Информация о докладчиках и авторах:
Джилл Кикал, доктор философии.
Профессор, Центр исследований предпринимательства Грейфа
Директор по исследованиям, Лаборатория Britingham Social Enterprise, Университет Южной Калифорнии
Школа бизнеса Маршалла, Университет Южной Калифорнии
Автор книги «Социальное предпринимательство. Миссия - сделать мир лучше» (Альпина Паблишер, 2014). Книга доступна в фонде Библиотеки ВШМ СПбГУ.
Марк Д. Гриффитс, доктор философии, старший преподаватель
Кафедра финансов и экономики бизнеса
Школа бизнеса Маршалла, Университет Южной Калифорнии
Жаклин В. Орр
Магистр, кандидат наук в сфере социального предпринимательства (2018), Университет Южной Калифорнии
Преподаватель-исследователь, Лаборатория Brittingham Social Enterprise, Университет Южной Калифорнии
Выпускник, Центр исследований предпринимательства Грейфа, Университет Южной Калифорнии
Фотогалерея |
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.