4 июня 2019
4 июня исследователи ВШМ СПбГУ представили полную версию национального отчёта “GEM Россия 2018-2019”. По данным экспертов, в 2018 году на 5% увеличилась оценка наличия хороших возможностей для бизнеса в регионах проживания респондентов и на 3% увеличилась оценка лёгкости открытия нового бизнеса. Несмотря на это, большинство опрошенных считают, что открыть бизнес в России тяжело.
Презентация доклада прошла в петербургском офисе Сбербанка
В ходе исследования эксперты выяснили, что естественный прирост числа предпринимателей сохраняется. Однако в 2018 году лишь 5,1% респондентов заявили о том, что планируют открыть бизнес в ближайшие 3 года. Таким образом значение уровня предпринимательских намерений оказалось одним из самых низких среди стран-участниц проекта: в 2018 году, Россия заняла предпоследнее место разделив его с Болгарией.
При этом среди респондентов, имеющих предпринимательские намерения, около 60% составляют уже действующие предприниматели, планирующие открыть ещё один бизнес. Лишь 2,2% россиян, не являющихся предпринимателями, рассматривают для себя возможность начать новое дело.
Статус предпринимателя назвали привлекательным 68% опрошенных. Несмотря на это 70% из них считают, что в стране отсутствуют благоприятные возможности для предпринимательства. “Среди причин нежелания открывать собственный бизнес респонденты называли страх провала. Этого боятся около половины опрошенных, которые считают, что в стране существуют хорошие возможности для предпринимательства (таковых 22,8%)”, — заявила, представляя отчёт, доцент ВШМ СПбГУ, руководитель российской команды GEM Ольга Верховская.
Среди тех, кто закрыл свой бизнес в 2018 году, 75% отметили, что сделали это из-за того, что он был неприбыльным. Это значение является не только самым высоким из числа всех стран, участвующих в проекте в 2018 году (среднее значение 35%), но и рекордным за все годы наблюдения в России. При этом резко сократилось число бизнесов, закрытых по причине недоступности финансирования (7,4%), а также высоких налогов и бюрократии (4%).
Кроме того, исследователи обнаружили, что в 2018 году доля женщин, вынужденно вовлечённых в создание нового бизнеса, превысила долю мужчин и составила 48,8%, против 34,3% — у мужчин. “Женщины чутко реагируют на волны кризиса: предпочтение, отдаваемое предпринимательским инициативам в более благоприятные для экономики периоды, могут сменять выбором занятости по найму в моменты экономических изменений”, — говорится в отчёте.
В ходе исследования эксперты также проанализировали бизнес-активность в интернете. Выяснилось, что малые и средние компании активно используют социальные сети для общения с клиентами, продвижения и продажи товаров и услуг. По данным авторов GEM, большим спросом в социальных сетях пользуются аккаунты сообществ, предоставляющих онлайн услуги, например доставка еды, меньшим — площадки продажи товаров или реклама оффлайн бизнесов. Например, сообщества сервиса доставки в два раза более популярны, если судить по числу подписчиков. Можно предположить, что связано это с тем, что сообщества тратят больший бюджет на привлечение подписчиков в сообществах, где монетизация осуществляется напрямую через сообщество.
В 2018 году в репрезентативном опросе участвовали две тысячи представителей взрослого трудоспособного населения России. Глобальный мониторинг предпринимательства был проведён при поддержке Сбербанка. Полная версия национального отчёта “GEM Россия 2018-2019” доступна по ссылке.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.