16 февраля 2018
12 февраля 2018 года в ВШМ СПбГУ состоялся мастер-класс специалиста по Agile и продуктовой стратегии Сергея Чирвы об эффективности Agile и Scrum для бизнеса.
Понятия Agile и Scrum слышали почти все. Некоторые знают, что это такое. Лишь немногие применяют их на практике. И почти никто не умеет применять Agile и Scrum правильно.
Об Agile простым языком
История подхода
В феврале 2001 в штате Юта США был выпущен «Манифест гибкой методологии разработки программного обеспечения» (англ. Agile Manifesto). Манифест стал альтернативой «тяжеловесным» практикам разработки программного обеспечения. Тогда разработчики пользовались «методом водопада». Причиной появления нового подхода стал анализ эффективности работы IT компаний. Он показал, что только 20% продуктов доходят до потребителя, и только 20% из этих 20% оказываются востребованными у потребителя. Итого всего 4% полезного продукта, если посчитать проценты в уме. |
|
Суть Agile
Наиболее подходящий перевод термина Agile – гибкий. В основе подхода лежат четыре базовых принципа:
|
Как играть в Scrum?
Scrum (методология) – один из подходов к Agile. Термин пришел в мир менеджмента из спорта и переводится как «схватка». Авторы Scrum определяют следующие особенности подхода:
Подход Scrum можно сравнить с шахматами. Как и игра, Scrum имеет рабочую поверхность – доску, разделенную на равные отрезки, измеряющие время. При подготовке проекта, подход Scrum предлагает разделить все время разработки на несколько частей – «спринтов», каждый из которых будет длиной от одной до четырех недель. Перед каждым спринтом все участники перед всеми участниками Scrum командой ставится ряд задач, которые они должны достичь за спринт. Задачи должны быть конечными, измеримыми и реально осуществимыми за указанное время. Их общим итогом должно стать ценное изменение продукта. Это значит, что продукт должен получить улучшение, развитие, которое можно измерить. Далее проходит общение с заказчиком, проверка продукта и, при необходимости, его корректировка. Эти действия повторяются в конце каждого «спринта».
Роли в Scrum
Владелец продукта – полностью отвечает за продукт, точно знает, каким он должен быть, единолично принимает решение, в какую сторону развиваться. Обладает «видением продукта», т.е. понимает, для кого создается продукт и куда нужно двигаться. Владелец продукта ведет «журнал продукта», т.е. составляет список задач и определяет их приоритетность для команды.
Зачем нужно «видение продукта»? Основная задача «видения» – вдохновить, показать направление движения, объяснить, зачем нужен продукт и, таким образом, мотивировать команду. Чтобы эффективно осуществлять «видение» владелец продукта должен дать ответ на три вопроса: кто потребитель, кто покупатель и какую ценность доносит продукт. Важно, что владелец продукта не становится начальником в команде. Он пишет задачи, расставляет приоритеты, принимает решение по развитию и направлению продукта, но команда работает самостоятельно. |
Команда состоит из разработчиков и собирается как неделимая рабочая единица, команда в Scrum – это стабильность и надежность. Команда само организуется и самостоятельно распределяет роли и задачи между собой. | Scrum-мастер – человек, который не производит продукт, но отвечает за функционирование Scrum в соответствии с теми задачами, которые стоят перед командой. Он защищает команду, например, от владельца продукта, который может требовать от команды больше, чем она может произвести. Устраняет помехи в команде: помогает наладить взаимодействие, разрешить конфликты, мотивирует команду на достижения и работу вместе. Напрямую Scrum не запрещает контролировать указанные выше процессы владельцу продукта, но очень не рекомендует, отдавая предпочтение разделению этих ролей. |
В начале каждого «спринта» все участники Scrum собираются вместе, владелец продукта ставит задачи, сообщает, какое изменение должен получить продукт в этот промежуток времени. Далее, как уже говорилось выше, команда сама принимает решение, как разделить задачи и достичь цели. Команда берет на себя обязательство достигнуть поставленной цели, самостоятельно оценивая все имеющиеся ресурсы.
Как эффективно мотивировать Scrum-команду?
Scrum-команда проводит ежедневные встречи на 15 минут, на которых каждый разработчик отвечает на три вопроса: что я сделал вчера, чтобы достичь цели спринта, что буду делать для этого сегодня, и что мешает ему и команде в целом достичь цели спринта. Это мероприятие фокусирует команду на работе. Владелец продукта не участвует в митинге.
Демонстрация достижений (Sprint review meeting)
Проводится в конце «спринта». На демонстрации представляется итоговый продукт, все члены команды могут высказаться о том, что сделали за спринт.
Ретроспектива
В рамках ретроспективы, которая проводится раз в месяц, scrum-мастер собирает команду и представляет отчет того, что получилось и что не получилось у команды. Результатом ретроспективы становится список проблем, которые необходимо решить, чтобы повысить эффективность.
Применение и проблемы
Scrum лучше всего работает при создании новых продуктов и при необходимости решения задачи в короткие сроки. Что удавалось сделать по Scrum’у? Варить пиво, готовить пельмени, решать задачи в высокотехнологических областях. Среди сторонников методологии компании Apple, Яндекс, игровые компании.
Одной из слабых сторон методологии считается упор на самоорганизующуюся и многофункциональную команду. Это приводит к повышению затрат на мотивацию, отбор и обучение разработчиков, которые должны при этом максимально эффективно сработаться вместе. Заменить единицу в команде иногда оказывается практически невозможным или требует дополнительных затрат. Кроме этого, при использовании Scrum подхода могут возникать сложности в составлении договоров, т.к. подход в принципе не подразумевает наличие фиксированного бюджета и фиксированного технического задания. Такой вариант юридического взаимодействия может подойти далеко не всем компаниям. Еще одним минусом подхода считается его сложное применение в таких областях, как фармацевтика, государственное управление, при создании креативных продуктов. При этом Сергей Чирва считает, что при грамотном использовании методологии, понимании мотивации разработчиков и четкой постановке задач заказчиком, Agile и Scrum могут использоваться в любой компании, повышая ее эффективность.
_________________________
Суть «метода водопада» заключается в разделении проекта на несколько последовательных этапов, каждый из которых имеет четкую цель и определенные сроки. Порядок выполнения работ остается строго регламентированным, члены команды решают одну задачу, после чего приступают к выполнению следующей.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.