5 марта 2018
На Санкт-Петербургском Международном Форуме Труда состоялось пленарное заседание «Человеческий капитал и труд будущего», в преддверии которого выступили Валентина Матвиенко, Григорий Полтавченко, Ольга Голодец. Вопросы будущего труда обсудили исполнительный секретарь Всемирной ассоциации государственных служб занятости, руководитель Федеральной службы по труду и занятости, а также Первый заместитель директора ВШМ СПбГУ Константин Кротов и другие.
Для поддержания уровня благосостояния и занятости населения участники дискуссии выделили необходимость непрерывного развития навыков, вызываемую сверхскоростным развитием технологий. Вместе с тем, не существует единого мнения по прогнозу изменений в структуре занятости даже на ближайшие 5 лет.
Что нас ждет на рынке труда?
По словам Константина Викторовича Кротова многие политики, публицисты и социологи прогнозируют резкий спад потребности в человеческом труде в связи с наступлением эры Четвертой технологической революции. Но некоторые исследователи, в том числе Daron Acemoglu, Pascual Restrepo предсказывают положительное влияние технологического прогресса на занятость. Еще одно мнение заключается в том, что меняется не столько уровень спроса, сколько его структура – профессии устаревают, возникает потребность в новых.
Это означает, что продолжает быть актуальным вопрос предоставления высокоуровневого основного и дополнительно образования, в том числе программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Также для эффективного развития человеческого капитала и экономики страны сегодня необходимо в образовательном процессе плотно взаимодействовать с работодателями, четко понимать их потребности и совместными усилиями «выращивать» востребованных специалистов. |
При этом важно повышать уровень общедоступного образования вне корпоративных университетов и организационных тренинговых центров. Дмитрий Чернейко, Председатель комитета по труду и занятости населения, выпускник СПбГУ по специальности «Экономист, преподаватель политической экономии», который модерировал заседание, отметил важную особенность изменений экономики сегодняшнего дня. По его мнению, количество крупных компаний, которые могут позволить себе содержать корпоративные университеты, тренинговые центры и создавать кастомизированные программы, уменьшается, уступая место стартапам и малому бизнесу.
Модель компетенций: что должен знать специалист сегодня
Первый заместитель директора ВШМ СПбГУ представил целевую модель компетенций 2025, разработанную The Boston Consulting Group, согласно которой для эффективного функционирования в современном мире востребованному специалисту необходимо обладать следующими навыками:
КОГНИТИВНЫЕ НАВЫКИ: | СОЦИАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАВЫКИ: |
1. Саморазвитие a. Самосознание 2. Организованность a. Организация своей деятельности 3. Управленческие навыки a. Приоритезация 4. Достижение результатов a. Ответственность, принятие риска 5. Решение нестандартных задач a. Креативность, в том числе умение видеть возможности 6. Адаптивность a. Работа в условиях неопределенности |
1. Коммуникация a. Презентационные 2. Межличностные навыки a. Работа в команде 3. Межкультурное взаимодействие a. Осознанность |
ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ: | |
1. Создание систем a. Программирование 2. Управление информацией a. Обработка и анализ данных |
«Нам очень важно качество знаний студентов, которых мы впускаем»
Константин Кротов привел примеры того, как в Высшей школе менеджмента СПбГУ реализуется развитие навыков студентов по требуемым направлениям. Для реализации навыков саморазвития существует Программа менторства Talent Up!, предполагающая длительное взаимодействие с ментором-выпускником, подобранным на основе конкретных целей и интересов. Опыт управления проектами и мероприятиями студенты получают, участвуя в конкурсах корпоративных партнеров и конкурсах стартапов университета.
В Школе существует практика систем студенческих советов и поддержки инициатив студентов, которые способствуют развитию у студентов ответственности, инициативности и настойчивости в достижении целей. В учебную программу включены кейс-методы, дискуссии и дебаты, направленные на формирование критического мышления и умения решать нестандартные задачи. Кроме этого, студенты учатся сами организовывать свое время, планировать внеучебную деятельность, выбирая из большого числа возможностей, предлагаемых Школой.
Дизайн и реализация программ
В конце выступления Первый заместитель директора ВШМ СПбГУ рассказал о практике регулярного мониторинга качества и актуальности образовательных программ. Среди факторов, влияющих на успех программы, он выделил:
Говоря о факторе «анализ внешних сигналов», Константин Викторович рассказал об аккредитациях, которыми обладает школа, и объяснил их целесообразность для администрации ВШМ СПбГУ: «Мы хотим протестировать себя на соответствие мировым практикам каждые 5 лет».
ДРУГИЕ НОВОСТИ
17 января Юрий Евгеньевич Благов, директор Центра КСО им. ПрайсвотерхаусКуперс ВШМ СПбГУ, Константин Викторович Кротов, Первый заместитель директора ВШМ СПбГУ, представители Центра карьер Елизавета Троянова и Отдела по работе с выпускниками Ксения Колесникова приняли участие в IX Гайдаровском Форуме «Россия и мир: цели и ценности». Подробнее>>
В газете Financial Times в регулярной рубрике «Dean’s column*» вышла статья первого заместителя директора ВШМ СПбГУ Константина Кротова о российском предпринимателе, основателе и совладельце крупнейшей розничной сети «Магнит» Сергее Галицком. Подробнее>>
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.