Рус | Eng
12 Октября 2018

Исследователи ВШМ СПБГУ проанализировали работу сайта «Наш Петербург»

4 октября на V научной конференции «Развивающиеся рынки-2018» (GSOM EMC 2018) были представлены результаты исследования, посвященного анализу участия граждан в развитии Санкт-Петербурга, проведенного в 2017 году исследователями ВШМ СПбГУ Анастасией Голубевой, Екатериной Соколовой и Кариной Аубакировой. На основании анализа результатов работы портала «Наш Петербург» были разработаны рекомендации для правительства, города и разработчиков платформы для ее улучшения.

 

Анастасия Голубева презентует исследование на конференции EMC 2018

 

Развитие цифровых технологий в настоящее время является одним из приоритетов государственных стратегий и программ. Это закреплено в трех рамочных документах федерального уровня — Стратегия инновационного развития до 2020 года, Государственная программа «Информационное общество» и Концепция развития электронной демократии в России до 2020 года.

Использование информационно-коммуникационных технологий в общении органов власти с гражданами — приоритетная задача на ближайшие годы и на уровне регионов. Так, в Санкт-Петербурге реализуется Стратегия социально-экономического развития до 2020 года. Ее главная цель — повышение качества жизни. Для этого планируется усилить вовлеченность горожан в процесс управления городом, в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий.

С 2014 года в Санкт-Петербурге реализуется проект по использованию электронной платформы «Наш Петербург». Через этот портал петербуржцы могут оставлять сообщения о проблемах, связанных с ЖКХ, состоянием дорог, незаконными объектами строительства, состоянием школ, больниц, а также получать информацию о городских программах, объектах и организациях. За все время работы портала было зарегистрировано 1 158 190 обращений, из которых в 1 063 302 случаях органами власти были приняты управленческие решения.

Авторы исследования проанализировали функции и характеристики сайта, выявили профиль типичного пользователя портала — это трудоустроенная женщина с высшим образованием 25-34 лет, проживающая в Санкт-Петербурге. Ее главная цель — решить собственную проблему, связанную с инфраструктурой города.

В ходе работы исследователи собрали две фокус группы — из числа граждан, которые используют «Наш Петербург» и тех, кто его не использует, а также провели опрос среди 216 человек. Это позволило сделать выводы об отношении граждан к подобным цифровым проектам, понять, что побуждает их участвовать в них, а что останавливает.

Исследование показывает, что с 2014 года количество ежедневных сессий на портале увеличилось с 400 до 6 369. Процент новых пользователей составляет 32,40%, а вернувшихся на портал — 67,60%. Наиболее частые проблемы, с которыми граждане обращаются на сайт — ремонт дорог, незаконная реклама, уборка территории.

По итогам фокус групп и опросов были выделены четыре категории пользователей в зависимости от причин, которые привели их на портал (см. таблицу).

 

Название группы Неопределившиеся Сосредоточенные на решении своих проблем Любопытные  За демократию
Главная причина участия Нет Решить собственную проблему Получить информацию о том, как работает система управления городом Улучшить жизнь города
Процент 50-52% 35-33,7% 12-11% 5-4,8%
Возврат 31-40 31-40 31-40 21-30
Степень удовлетворенности Средняя (примерно 52,4%) Средняя (примерно 65,7%) Средняя (примерно 75%) Низкая (Не удовлетворены 80%)

 

Среди проблем, с которыми сталкиваются пользователи платформы «Наш Петербург» — недостаток автономности, низкое качество решения проблем, узкий список категорий проблем для выбора, технические трудности. Граждане, которые не пользовались порталом, среди основных барьеров называют недоверие городским властям, технические сложности, отсутствие интереса в улучшении условий жизни в городе.
По итогам исследования авторы подготовили ряд рекомендаций, позволяющих повысить интерес горожан к порталу.
Правительству Санкт-Петербурга рекомендуется:

  1. Увеличить прозрачность государственных платформ и расширить взаимодействие с гражданами (в том числе позволив гражданам голосовать за городские программы и проекты). 
  2. Повысить ответственность за решение проблем, обнародованных гражданами. В данный момент ситуация такова, что иногда проблемы решаются частично, только для того, чтобы сообщить о решении. 
  3. Ввести тщательную систему контроля качества решения проблем, позволив гражданам проводить оценку. 
  4. Повышать сознательность граждан, их осведомленность о гражданских правах и возможностях.

Создателям платформы рекомендуется:

  1. Изменить основную ценностную установку портала с «Сделаем Петербург лучше» на «Решите свою проблему и сделайте жизнь в городе лучше» 
  2. Изменить функции модераторов. Добавить функцию ответов на вопросы в режиме онлайн. 
  3. Сделать портал более интерактивным, привлекать граждан, наделяя их большими возможностями по улучшению портала. Например, разрешить предлагать новые категории проблем и оценивать результаты выполненной работы.

Презентация состоялась в рамках круглого стола «Smart Cities: Services, Actors, Solutions», организованного совместно с Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета. Прошедшая дискуссия была посвящена внедрению интеллектуальных городских решений и стимулированию инноваций в государственном секторе. Эта тематика станет одним из направлений развития магистерской программы «Менеджмент и развитие городских агломераций» (Master in Urban Management and Development), прием на которую будет открыт в 2019 году в Высшей школе менеджмента СПбГУ.