Рус | Eng
24 Декабря 2018

Стратегия от первого лица: Максим Соколов встретился со слушателями программ МВА и ЕМВА

19 декабря генеральный директор ПАО «Группа ЛСР» Максим Соколов встретился со слушателями программ MBA и Executive MBA Высшей школы менеджмента СПбГУ. Он рассказал о том, как строить стратегию компании, зачем вовлекать в этот процесс все уровни менеджмента и как контролировать ее реализацию.

 

Максим Соколов начал выступление с рассказа о том, что такое стратегия. По его мнению, стратегия — это вызов. Руководителю и команде надо найти адекватный ответ на этот вызов, поставив перед собой не просто задачу, а супер-цель, которая бы на несколько шагов опережала сегодняшние планы. Успешная стратегия —  это набор решений, который позволяет на основании такой супер-цели и анализа текущей ситуации найти и развить уникальные возможности компании и добиться успеха.

 

По мнению Максима Юрьевича, первый шаг в разработке стратегического документа заключается в формулировке миссии компании. Она помогает определить основные ориентиры. Для ее разработки важно ответить на два вопроса: где и кем организация хочет быть через 3-5 лет (или другой срок стратегического планирования). Успешная стратегия  —  это больше, чем миссия, но и планом действий она не должна становиться. Распространённая ошибка заключается в  излишней конкретизации, поэтому необходимо найти золотую середину. Итоговый документ должен быть понятным, легко читаемым, умещаться не более чем на 100 страницах.

 

 

Разработка полноценного стратегического документа по опыту Максима Соколова занимает не менее 9 месяцев. Его утверждение может занять еще более длительный срок. «Как здоровый человек не может появиться на свет за, скажем, шесть месяцев, так и хорошей стратегии нужно время» – пояснил он. По его мнению, к разработке следует привлекать внешних специалистов: консультантами могут стать как известные компании с раскрученным брендом, так и лица, обладающие экспертизой в составлении стратегических документов в отрасли. Вовлечение внешнего консультанта может дать значительный рывок вперёд. Но очень важно найти консультанта, которому организация может довериться.

 

Компетентные внешние специалисты —  не основной залог успеха. Одним из важнейших факторов в разработке эффективной стратегии является вовлечение команды. Все уровни менеджмента должны участвовать в этой работе: «создание стратегии — это обязательно должен быть процесс командный. Да, за все отвечает руководитель и конечное решение в его руках. Но чем больше менеджеров будет интегрировано в формирование стратегических предложений, тем успешнее будет идти реализация этой стратегии, и тем точнее будет определен “истинный север”» – объяснил Максим Соколов. По его мнению, только при соблюдении такого подхода, стратегия воспринимается как «родной» документ, созданный компанией.  Чтобы продукт получился целостным, важно, чтобы каждый уровень менеджмента, на который поднимается создание стратегии, отталкивался от базиса, который разработан на предыдущем уровне.

 

Реализация стратегии —  отдельный вызов для организации. Стратегия должна быть достаточно гибкой, чтобы компания успевала реагировать на изменения во внешней среде. Это возможно только, если заложить в документ критерии оценки результатов и реперные точки, в которых будут производиться замеры. Внешняя перспектива, по мнению Максима Юрьевича, нужна и на этапе реализации — проектный офис  может помочь следить за ситуацией на рынке и в зависимости от нее по необходимости оперативно корректировать стратегию. Внутри же организации важно проследить за тем, чтобы каждый сотрудник осознавал свой вклад в реализацию миссии и стратегии компании.

 

Максим Юрьевич  Соколов — действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса, министр транспорта Российской Федерации (2012 —2018), генеральный директор ПАО «Группа ЛСР», кандидат экономических наук, является заведующим кафедрой государственного и муниципального управления ВШМ СПбГУ. На закрытой встрече он встретился со слушателями программы Executive MBA Высшей школы менеджмента СПбГУ и МВА: Вызовы цифрового мира

 

Стратегия от первого лица: Максим Соколов встретился со слушателями программ МВА и ЕМВА