2 марта 2020
Эксперты ВШМ СПбГУ Дмитрий Кучеров, Андрей Замулин и Виктория Цыбова провели исследование, чтобы понять, каким своего идеального работодателя видят молодые и талантливые специалисты. Оказывается, в первую очередь их интересует не материальное вознаграждение, а возможности карьерного роста и выполнение компанией обязательств перед сотрудниками.
Концепция бренда работодателя популярна сегодня не только в науке об управлении персоналом, но и в практиках консалтинга и бизнеса. Она возникла около 25 лет назад в Великобритании в связи с тем, что компаниям стало сложно удерживать и привлекать высококвалифицированных и талантливых сотрудников в условиях конкурентного рынка. Тогда специалисты управления персоналом начали искать в смежных областях бизнеса инструменты, которые позволили бы им справиться с этой проблемой. Решение было найдено на стыке маркетинга, пиара и управления персоналам. Бренд работодателя — это привлекательный образ компании в сознании ее сотрудников, который является эффективным способом их привлечения и удержания.
Чтобы разобраться, какую роль бренд компании играет в выборе молодыми специалистами своего карьерного пути, команда ученых Высшей школы менеджмента СПбГУ провела исследование с участием 159 студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры.
Первым этапом стало глубинное интервью на тему «Работодатель моей мечты». С его помощью ученые выявили наиболее важные атрибуты бренда работодателя. Интересно, что особую важность для студентов представляет конкурентная бизнес-среда: молодежь воспринимает ее как возможность проверить свои навыки, способности, стрессоустойчивость и компетентность в решении реальных проблем.
Другой фактор, влияющий на их выбор, — отрасль, в которой работает компания.
«Я хочу прожить свою жизнь, занимаясь тем, во что верю, тем, что считаю полезным. Вот почему, если я выберу компанию, я в первую очередь выберу отрасль», - участница исследования.
Часто в качестве идеального работодателя упоминались крупные транснациональные корпорации. Авторы отмечают, что это может быть связано с популярными стереотипами о том, что международные компании более стабильны, надежны и предлагают лучшие возможности для карьерного роста.
«Когда я провожу занятия по управлению персоналом, мне часто приходится ломать подобные шаблоны в головах студентов. Дело в том, что международные компании очень разные: западные транснациональные корпорации очень отличаются от восточных, и не всегда та картинка, которую представляют себе молодые профессионалы, соответствует действительности», — рассказал один из авторов исследования, доцент кафедры организационного поведения и управления персоналом СПбГУ Дмитрий Кучеров.
Интересно, что зарплата для участников глубинного интервью часто отходила на второй план. Многие из них говорили, что хотели бы получать «достаточно денег для достойной жизни», «белую и конкурентоспособную зарплату». Как оказалось, «работодатель мечты» — это компания в первую очередь с открытой и инновационной культурой, которая поддерживает личностный и карьерный рост своих сотрудников, предлагает им социальный пакет и является гибкой с точки зрения условий труда.
Вторая часть исследования предполагала ответы на вопросы специально подготовленной анкеты. Респондентам предложили описания двух вымышленных компаний, которые предлагают конкурентоспособные условия труда. Про одну из них было известно, что она выполняет все свои обязательства перед сотрудниками и, соответственно, обладает брендом работодателя. У другой компании этого качества не было. От участников требовалось выбрать компанию для трудоустройства и указать, за какую зарплату они согласились бы в ней работать. В результате компанию с брендом выбрали 88 % студентов бакалавриата и 92 % студентов магистратуры. При этом зарплата, за которую они согласились бы работать во второй компании, увеличилась на 33 % и 14 % для студентов бакалавриата и магистратуры соответственно.
«Бренд работодателя является одним из важных сигналов для молодых специалистов, когда они выбирают компанию для трудоустройства. Другое дело, что у каждого человека имеется собственный набор параметров для выбора идеального работодателя. Поэтому компаниям нужно быть достаточно гибкими и позиционировать на рынке труда не только высокую заработную плату, но и другие уникальные конкурентные преимущества, которые важны, если говорить языком маркетинга, его целевой аудитории», - доцент кафедры организационного поведения и управления персоналом СПбГУ Дмитрий Кучеров.
Если в работе ученых ВШМ СПбГУ изучалось представление молодых профессионалов об идеальном работодателе, то в рамках IV Санкт-Петербургского международного форума труда речь шла о том, как представители ведущих компаний создают собственный привлекательный бренд. Модераторами круглого стола «Конкурентоспособность компании на рынке труда» стал Дмитрий Кучеров и заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «Российские железные дороги» Евгений Браулов. Руководители HR-отделов ведущих российских компаний не только поделились лучшими практиками и секретами привлечения и удержания специалистов, но и ответили на вопросы слушателей.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.