4 марта 2020
3 марта 2020 года в Майами, США, были представлены результаты крупнейшего в мире исследования предпринимательской активности «Глобальный мониторинг предпринимательства — 2019/2020» (Global Entrepreneurship Monitor — GEM). В прошлом году в нем приняли участие более 150 тысяч человек в 50 странах мира. По результатам исследования, которое провели в ВШМ СПбГУ при поддержке Сбербанка, в 2019 году в России количество людей, вовлеченных в создание и управление новыми компаниями, составило 9,3% от общего трудоспособного населения. Этот показатель стал рекордным для России за все время проведения исследования (с 2006 года).
В других странах такой показатель колеблется от 4-5% в Италии, Польше, Пакистане и Японии до 35% в Чили и Эквадоре. В странах БРИКС количество людей, предпринявших попытки создать и управлять новым бизнесом, тоже различается. Например, в Бразилии – 23 % трудоспособного населения являются ранними предпринимателями, в Индии – 15 %, в Китае – 8,7%.
Количество людей, чей бизнес существует на рынке более 3,5 лет, практически не изменилось. Этот показатель составил 5,1%.
В 2019 году в России чаще создавали бизнес, чем закрывали его. 3,4% взрослого трудоспособного населения перестали быть предпринимателями, причем большинство бизнесов перестало существовать, и лишь пятая часть продолжила работать с другими владельцами. 80% тех, кто закрыл свой бизнес в 2019 году, объяснили свое решение финансовыми проблемами и неблагоприятными внешними факторами.
Главным мотивом создания собственного дела остается необходимость поддержания уровня дохода. 78% респондентов согласились с тем, что предпринимательская деятельность позволяет заработать в условиях ограниченности других предложений трудоустройства, а 69% связывают с предпринимательской деятельностью возможности высокого заработка и финансового благополучия. Четверть респондентов стали предпринимателями вслед за старшими родственниками.
В 2019 году выросло число тех, кто планирует открыть собственное дело в ближайшие три года. Оно составило 9,8% населения, что на 4% выше прошлогоднего показателя.
«Рост числа желающих открыть бизнес частично связан с увеличением доли тех, кто видит возможности для начала предпринимательской деятельности в своем регионе. 30% респондентов считают, что для открытия бизнеса существуют широкие возможности. В 2018 году таких было только 23%. Выросло и число тех, кто считает, что у них достаточно знаний и навыков для открытия собственного дела. В 2019 году так ответил каждый третий респондент», — отметила руководитель проекта GEM в России, доцент Высшей школы менеджмента СПбГУ Ольга Верховская.
В 2019 году более чем в два раза увеличилась доля российских компаний, которые имеют потребителей за рубежом. Этот показатель составил 14,4%. Помимо этого, в значительной степени изменились оценки перспективности бизнеса у ранних предпринимателей. 30,2% респондентов заявили, что их бизнесы обладают высоким потенциалом роста, что вдвое превышает значение прошлого года.
В июне 2020 года будет представлена полная версия национального отчета GEM Россия 2019-2020. В 2019 году в опросе приняло участие две тысячи российских граждан.
«Глобальный мониторинг предпринимательства» анализирует различные аспекты предпринимательской деятельности, в том числе вовлеченность населения в создание и управление как новыми компаниями, существующими на рынке менее 3,5 лет, так и теми фирмами, которым удалось преодолеть этот рубеж; мотивы открытия бизнеса и причины, по которым компании закрываются; отношение населения к предпринимательству и уровень предпринимательских намерений; планы развития предпринимательских фирм.
С момента создания проекта в 1997 году в нем приняли участие 110 стран. В России на протяжении 14 лет проект реализуется исследовательской группой Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, с 2018 года — при поддержке Сбербанка.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.