9 апреля 2020
Почти месяц преподаватели ВШМ СПбГУ ведут занятия для студентов в новом для себя формате — онлайн. Мы поговорили с преподавателями разных дисциплин, которые более двух десятилетий ведут занятия в аудитории, и узнали у них, насколько сложно было адаптироваться к новому формату, видят ли они для себя преимущества в онлайн-обучении, и какие новшества оно принесло в методическую работу.
Несмотря на ограниченность сроков перехода в онлайн и необходимость изучить новые инструменты, преподавателям удалось наладить работу и начать вести все занятия по расписанию уже к концу первой недели карантина.
По мнению опытных преподавателей, онлайн-обучение имеет ряд трудностей, которые нужно будет решить в процессе. «Онлайн-лекция — это специфическая форма занятия, но мы находимся в условиях, когда вынуждены их проводить. Такие занятия имеют разного рода ограничения, главное из которых, это отсутствие прямого контакта со слушателями», — поделился Николай Анатольевич Зенкевич, Доцент кафедры операционного менеджмента. — «Я пытаюсь сохранить качество и ощущение от занятий такие же, как и в аудитории, и перенести их в систему онлайн без потерь». Преподаватель нашел способ, как адаптировать практические занятия под онлайн-формат: «Я разделил экран на две части. На одной стороне студенты работали над заданием, а на другой видели мое изображение. Им было видно, что я делаю, и, при этом, они могли заниматься своей работой. После чего мы сверили свои решения и обсудили формат такого взаимодействия».
Елена Кирилловна Завьялова, профессор кафедры организационного поведения и управления персоналом, отмечает, что перевод занятий в онлайн потребовал поиска новых решений, увеличил роль методических пособий и других ресурсов для самостоятельного изучения материала студентами. «В рамках курса «Развитие персонала» я собираю много дополнительных материалов, кейсов из практики, видеороликов, которые теперь я размещаю на онлайн-платформе для студентов. Затем студенты получают задания для обсуждения. В онлайн-формате особенно важен педагогический дизайн в виде комбинирования нескольких форматов взаимодействия», — делится Елена Кирилловна.
«Главный вызов — это то, что ты не видишь аудиторию, не видишь глаза студентов, не чувствуешь атмосферы в классе. Так сложнее понять, когда нужно сменить формат взаимодействия — показать видеофрагмент, дать задачу на обсуждение в группах, рассказать кейс из опыта конкретной компании. На данный момент это для меня один из главных вызовов. Надеюсь, со временем мне удастся отладить все процессы», — поделилась Татьяна Николаевна Клемина, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента. Татьяна Николаевна планирует больше акцентировать внимание на средствах подачи информации, которые лучше воспринимаются визуально, а не на слух, интегрировать в лекции видеоролики и опросы в реальном времени, чтобы студенты могли сразу обсудить их результаты.
По мнению преподавателей, контролировать вовлеченность студентов онлайн пока сложнее, чем в аудитории, но, в то же время, онлайн-обучение — это хорошая возможность и для самих студентов учиться большей самостоятельности и самоконтролю. «Одновременно объяснять новый материал, задавать вопросы и фиксировать вовлеченность студентов очень сложно, — это часто выходит за рамки возможностей преподавателей. Групповая работа на семинарских занятиях возможна в режиме онлайн, но не более 15-20 минут, так как далее сложно понять, насколько студенты вовлечены в процесс и не потеряли ли они интереса к происходящему», — поделился своим опытом Юрий Евгеньевич Благов, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента. — «Активные студенты проявляют себя очень хорошо. Пассивные же могут выпасть из процесса, так как во время занятия в больших группах очень сложно контролировать каждого. Но, я считаю, что преподаватели высшей школы и не обязаны заставлять всех учиться. Мы предоставляем возможность каждому студенту получить знания и пытаемся максимально помочь ему в реализации этой возможности».
Лекторы отмечают, что переход в онлайн — это не только необходимость, но и конкурентное преимущество для образовательной системы в целом. «Данная кризисная ситуация приведет нас к новому уровню использования онлайн-технологий. Те, кто не достигнет этого уровня, будут неконкурентоспособны на рынке образования. Поэтому главная задача сейчас — оптимально интегрировать процессы, которые шли в аудитории, в онлайн-формат. При этом мы не должны забывать об уникальных возможностях, которые может дать только традиционное обучение офлайн. То, с чем мы столкнулись, — это не только переход на новые форматы, это повышение требований к качеству преподавания в целом», — считает Юрий Евгеньевич Благов.
Весенний семестр в ВШМ планируется закончить в формате онлайн, и детальнее рассказать об эффективности такого обучения преподаватели смогут позднее. Пока члены GSOM Family отмечают, что профессорско-преподавательский состав очень ответственно подошел к переходу в онлайн, и занятия проходят по расписанию без срывов. Студенты рассказывают, что большинство занятий проходят в полном объеме, а поставленные цели достигаются. Школа успешно справляется с программой весеннего семестра.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.