22 апреля 2020
Ученые Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ) совместно с коллегами из Школы бизнеса им. Хаскейна, Университета Калгари, Канада (Haskayne School of Business), провели исследование предпринимательской деятельности в период неопределенности и дефицита ресурсов на развивающихся рынках. Результаты научной работы опубликованы в Strategic Entrepreneurship Journal (SEJ).
В период кризиса наиболее эффективной стратегией становится не анализ и планирование, а поиск новых возможностей и быстрая адаптация – показывают результаты исследования.
Ученые изучали российский развивающийся рынок в турбулентный период 2015-2016 гг., и выявили две главенствующие стратегии поведения предпринимательских фирм: стратегический подход, основанный на анализе, прогнозах и планировании ресурсов (казуация), и подход к принятию решений на основе доступных возможностей и ресурсов, подразумевающий быструю адаптацию к окружающей действительности (эффектуация).
Согласно исследованию, в стабильных экономических условиях фирмы, которые применяют стратегии планирования, основанные на точных прогнозах и анализе, экономят ресурсы и добиваются большего результата, чем те, которые этого не делают. В период кризиса ситуация меняется. Предыдущие планы становятся устаревшими и неэффективными, и следуя им, малые и средние фирмы не могут меняться и действовать быстро. Таким образом, второй подход — эффектуация — дорогостоящая и ненадежная стратегия в стабильные времена, в условиях кризиса показывает хорошие результаты и становится главной возможностью для малого и среднего бизнеса сохранить работоспособность.
«На развивающихся рынках в неблагоприятных экономических условиях, которые по своей природе являются чрезвычайно турбулентными и неопределенными, планово-ориентированный подход не дает желаемых результатов», — отмечает профессор Высшей школы менеджмента СПбГУ, соавтор исследования Галина Широкова. «Будущее перестает быть достаточно предсказуемым для прогнозного анализа, а традиционные стратегические и маркетинговые аналитические инструменты не могут обеспечить надежную основу для эффективного процесса принятия решений».
«Менеджеры, которые полагаются на эффектуацию, учитывают то количество ресурсов, которое они могут позволить себе потерять», — говорится в исследовании. «Концентрируясь на допустимых потерях, а не на ожидаемой прибыли, менеджеры управляют риском потери слишком больших финансовых, социальных и интеллектуальных ресурсов, которые особенно важны в странах со слабо развитыми институтами. Менеджеры, применяющие эффектуацию, хороши в реализации изменений и использовании любых неожиданных сюрпризов в качестве источников новых возможностей».
Исследование провели учёные ВШМ Галина Викторовна Шикрокова, профессор кафедры стратегического и международного менеджмента, научный руководитель программы аспирантуры «Экономика и управление», директор Центра предпринимательства, и Анастасия Кирилловна Ласковая, ассистент кафедры стратегического и международного менеджмента. Школу бизнеса им. Хаскейна, Университет Калгари, Канада, представили Алексей Осиевский и Хоссейн Махдави Маздех. Исследование было выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 19-18-00081).
Haskayne School of Business — это аккредитованная AACSB бизнес-школа университета Калгари (Канада). В Школе ежегодно учится более 4000 студентов на основных образовательных программах и более 1300 слушателей — на программах дополнительного профессионального образования. Миссия Haskayne заключается в создании инновационных исследований, беспрецедентных возможностей для обучения и конструктивного взаимодействия с сообществом.
SEJ — журнал о стратегическом предпринимательстве, публикуемый Обществом стратегического управления (Strategic Management Society – SMS), предназначен для публикации наиболее влиятельных исследований предпринимательства мирового уровня, ориентированных на управленческие аспекты.
Для информации:
Каузация – это структурированный подход к принятию решений, основанный на подготовленных планах, заранее определенных целях и необходимых ресурсах. Фирмы, использующие такую поведенческую логику, занимаются тщательным анализом, строят прогнозы и планируют необходимые ресурсы для достижения заранее определенных стратегических целей.
Эффектуация, с другой стороны, это предпринимательский процесс принятия решений с целью достижения наилучших возможных стратегических результатов за счет использования доступных ресурсов и контроля неопределенности путем создания новых рынков, продуктов и новых возможностей.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.