30 апреля 2020
Галина Викторовна Широкова, профессор Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ), совместно с коллегами из Школы бизнеса им. Хаскейна Университета Калгари, Канада (Haskayne School of Business) и Школы бизнеса и менеджмента Лаппенрантского технологического университета, Финляндия (LUT School of Business and Management) провели исследование и выяснили, какие стратегии поведения компаний в кризисе наиболее эффективны.
Поиск новых возможностей или использование существующих ресурсов — это две стратегии адаптации компании к окружающей действительности. Первая стратегия предполагает создание новых знаний, компетенций и возможностей для компании, а вторая — концентрацию на имеющихся.
«В стабильные времена результаты деятельности компании, основанные на поиске новых возможностей, являются более нестабильными и отдаленными во времени. В то же время результаты, связанные с использованием имеющихся ресурсов, являются более определенными и быстрыми. Когда бизнес-среда переживает серьезный кризис, эффективность и надежность этих подходов оценить сложнее», — пояснила соавтор исследования Галина Викторовна Широкова, профессор, директор центра предпринимательства ВШМ СПбГУ.
Исследователи изучили данные 500 малых и средних российских компаний и выявили связь выбора одной из этих стратегий с уровнем результативности компаний в кризисных условиях. Исследование показало, что чем серьезнее кризисная ситуация для фирмы, тем больший эффект можно получить от использования стратегии поиска новых возможностей и, в то же время, стратегия использования имеющихся ресурсов может привести к негативным последствиям для бизнеса.
Главное предположение заключается в том, что стратегии поиска новых возможностей могут быть полезны для кризисных ситуаций, особенно для тех компаний, которые могут выдержать связанные с этим риски. Поиск новых возможностей приведет к вариабельности результативности компании, но даст потенциал для роста и изменений. С другой стороны, если компания имеет серьезную угрозу в отношении своего выживания, а получение дополнительных средств и ресурсов маловероятно, выбор стратегии использования имеющихся ресурсом будет лучшим вариантом.
Исследование проведено совместно с Алексеем Осиевским из Школы бизнеса им. Хаскейна, Университета Калгари, Канада (Haskayne School of Business), и Пааво Ритала, Школа бизнеса и менеджмента, Лаппеенрантского технологического университета (LUT School of Business and Management), Финляндия. Статья опубликована в журнале «Journal of Business Research», сейчас к ней открыт временный доступ по ссылке. Исследование проведено в рамках гранта Санкт-Петербургского государственного университета (ID: 41106933) и Совета по общественным и гуманитарным исследованиям Канады (№: 430-2019-00057).
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.