Рус | Eng
12 Мая 2020

Этика и Big Data могут помочь ритейлерам в кризис, считают эксперты ВШМ СПбГУ

Кризисная ситуация, которая сложилась в мире в связи с пандемией коронавируса, запустила иррациональные программы потребительского поведения — люди стали закупать продукты и товары про запас. Эксперты Высшей школы менеджмента СПбГУ (ВШМ) проанализировали, с какими этическими проблемами сталкивается бизнес в кризис и какие инструменты могут помочь определить условия продажи дефицитных товаров.

 

«Раньше единственным инструментом для принятия правильного решения был бы здравый смысл, но в наше время у ритейлеров есть еще одно оружие — big data» — считают авторы статьи «Панический дефицит и ритейлеры» — приглашенный преподаватель ВШМ, вице-президента Ассоциации этики бизнеса и КСО (RBEN) Максим Сторчевой и студент магистратуры ВШМ СПбГУ Абдул-Кадира Амеяо. По их мнению, именно Big Data может помочь ритейлерам определить этические условия по установлению стоимости и оценить доступность товаров. 

Многие сети выдают своим клиентам дисконтные карты и могут отслеживать покупки потребителей в течение долгого времени. Это дает им возможность оценить количество людей в семье каждого клиента, а также норму покупки того или иного товара для каждого.

 

Для «кризисных» продуктов, дефицит которых неизбежен, ритейлер может установить норму на основе своего представления о справедливом распределении имеющегося запаса. При этом он может установить возрастающую шкалу цен для покупок сверх нормы. Это поможет: 1) снабдить всех минимальным количеством кризисного продукта, 2) создать мотивацию для участников рынка (включая самого ритейлера) удовлетворить этот дефицит максимально быстро. 

 

«Например, ритейлер может продавать первые 10 масок по цене на 50% выше нормальной, а маски свыше этого количества по цене 400% от нормальной. Эта ценовая дискриминация ограничит неэтичное накопление дефицитных товаров и создаст дополнительные средства для более быстрого пополнения запасов», —  отмечает Максим Сторчевой.

При этом ритейлер должен оценить этичный предел для роста цен, потому что его миссией является не только максимизация прибыли, но и помощь максимально большому числу семей купить необходимый минимум. 

 

Ассоциация этики бизнеса и КСО (Russian Business Ethics Network) это профессиональное сообщество ведущих российских специалистов в области этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности, а также представителей бизнеса, разделяющих ценности Ассоциации и заинтересованных в ее работе. Ассоциация является членом European Business Ethics Network – европейской сети национальных ассоциаций в области этики бизнеса.