22 июня 2020
Исследователи Аналитического центра «Эксперт» ежегодно оценивают уровень продвижения России на глобальном рынке бизнес-образования. С 2010 года число иностранных студентов в мире выросло более чем вдвое, превысив 5,3 млн человек. Издание разобралось с тем, как пандемия повлияла на уровень интернационализации вузов. Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) ответила на ряд вопросов авторов исследования при подготовке материала.
Пандемия ускорила темпы перехода бизнес-образования на новый этап цифровизации. ВШМ стала одной из немногих школ из числа тех, кто смог перейти в онлайн за несколько дней. Эксперты соглашаются с тенденцией, появившейся в бизнес-школе: рынок давно готовился к переходу, но пандемия ускорила этот переход, а цифровизация оказала существенное влияние на сегмент бизнес-образования.
Ольга Константиновна Дергунова, заместитель президента-председателя правления банка ВТБ, директор ВШМ СПбГУ, считает, что пандемия убрала бюрократические барьеры, о которых система образования в целом и бизнес-школы в частности долго спорили и которых боялись. К примеру, онлайн-заявление на поступление теперь можно подавать во всех вузах и на всех уровнях программ: в бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. Ранее эта опция была доступна не во всех университетах, а в ВШМ принимали заявления в онлайн-формате только от абитуриентов магистратуры и аспирантуры. «Эту новацию обсуждали, спорили, сомневались, а потом пандемия сделала это возможным, — рассказывает Ольга Константиновна. — Переход на эту технологию даст нам расширение географии для поступающих, возможность подать заявление в тот университет, до которого, может быть, до этого абитуриент и не доехал бы. На мой взгляд, этот шаг дает возможность перераспределить студентов между вузами».
Очевидно, что с ускорением цифровизации бизнес-образования горизонты для базовых академических программ расширяются. «Но при этом пока очень неопределенно выглядит будущее программ MBA. С одной стороны, в условиях кризиса лучшей инвестицией для менеджеров будет вложение в собственное образование, с другой — нет уверенности в том, что программы в онлайн-формате будут востребованы, поскольку для данной аудитории очень важным является установление новых контактов и межличностное взаимодействие. По наблюдениям Ольги Дергуновой, как правило, люди идут на MBA для того, чтобы в коллективе единомышленников обсуждать, рефлексировать и развиваться», — говорится в исследовании.
СПбГУ и Высшая школа менеджмент СПбГУ, как часть университета, одними из первых в России приняли решение о переводе обучения в дистанционный формат. Координация, оперативное принятие совместных решений, выстраивание общих процессов и формирование подходов позволили решать возникающие вопросы системно и взвешенно.
Авторы исследования предполагают, что на горизонте двух-трех лет появится глобальные изменения на карте бизнес-образования России. Во-первых, за это время сразу несколько участников должны завершить дорогостоящие и длительные проекты получения международных аккредитаций, следствием чего станет расширение спектра проектов равноправного сотрудничества с ведущими школами мира. Во-вторых, существенный выигрыш за счет глобальных студентов получат школы, сделавшие в предыдущие годы серьезные инвестиции в онлайн-продукты и технологии: таковых менее двух десятков на всю страну. Произойдет это по мере дифференциации по качеству внезапно расширившегося рынка образовательных онлайн-продуктов.
Полный текст исследования доступен по ссылке>>
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.