16 ноября 2020
Системе высшего образования необходим баланс между конкуренцией и кооперацией вузов. На этом в статье «Единство системы государственных вузов в современной России» настаивают ректор СПбГУ Николай Кропачев, декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов и соискатель СПбГУ, заместитель начальника управления Администрации Президента РФ Юлия Линская.
По мнению экспертов, практика кооперации и сотрудничества государственных вузов в России не развита, не обеспечивается справедливый коллективный доступ к созданным за государственный счет ресурсам, совместное использование которых могло бы значительно повысить не только эффективность государственных вложений, но и качество образования в куда большем числе государственных вузов России. Действующий порядок приводит к еще большему дисбалансу обеспеченности ресурсами «флагманских» вузов и всех остальных, а значит, и к диспропорциям развития, а в конечном счете — к нарушению прав граждан на получение качественного образования в разных государственных вузах.
Право на образование нельзя понимать формально: только как возможность поступить в вуз и освоить образовательную программу. В действительности конституционное право на образование означает, что гражданин имеет право получть не просто высшее образование и диплом вуза, а такое профессиональное образование, которое соответствовало бы современным достижениям науки, техники и ремесла, помогало бы и трудоустроиться, и успешно трудиться по выбранной профессии.
Условия труда сегодня значительно изменились, даже по сравнению с теми, что были десять-двадцать лет назад. Появились новые информационные технологии, появилась возможность работать удаленно, экономические институты стремительно трансформируются. Это должно быть отражено и в требованиях к системе образования. Однако многие нормативные и организационно-финансовые условия осуществления образовательной деятельности остались прежними.
Например, как указывают авторы статьи, не поменялись правила доступа к учебному и научному оборудованию, оберегаемому государственными вузами от студентов и сотрудников других государственных вузов, как их «собственность», спортивным объектам, библиотечным ресурсам, методическим разработкам, хотя все это относится к единой государственной собственности. Не ведется и должного прогнозирования перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах, а значит, при формировании и распределении контрольных цифр приема на обучение на бюджет не учитывается, кто будет нужен экономике через несколько лет, а значит, будет востребован на рынке труда.
Российская система высшего образования еще сохраняет наследие разных принципов организации, характерных для ее развития в прошлом: плановости, всеобщей стандартизации, централизованной системы управления. На этих принципах все еще строятся стиль и методы обучения, параметры образовательных программ, единые сроки получения образования, распределение ресурсов. На это лишь наложилось, но не пришло им на смену стремление развивать конкурентную среду и необходимость усилить присутствие российских вузов в мировом образовательном пространстве.
Эксперты отмечают, что до сих пор не сформированы необходимые для системного сосуществования правила честной конкуренции между государственными вузами. Профильными министерствами, учредителями вузов и корпорацией вузов не созданы такие правила взаимодействия, как правила привлечения к работе сотрудника другого вуза, зачета периодов обучения в другом вузе и освоения «чужих» онлайн-курсов, возможности совместного использования общежитий, спортивных объектов, оборудования, распределения обучающихся по профилям и направлениям подготовки (группам специальностей), приема на платное обучение и многие другие.
Например, вузам, реализующим одни и те же образовательные программы за счет бюджетных средств, необходимы общие правила зачета курсов, освоенных студентам в другом государственном вузе. Это позволит обучающимся освоить лучшие курсы, особенно если этот курс можно пройти на платформе онлайн-образования.
Кроме того, приводят пример эксперты, несмотря на то, что в стране была создана единая система тестирования на знание русского языка, системы признания достаточности уровня владения языком до сих пор нет: каждый вуз по своему усмотрению признает или не признает эти результаты.
При этом надеяться на самостоятельную «корпоративную» координацию и сотрудничество между вузами пока нет оснований, уверены авторы статьи. Правила, установленные сегодня, не создают стимулов к кооперации, вузы вынуждены защищать собственные ресурсы. Система управления государственными вузами в России нуждается в переходе к новому, современному качеству нормативного и управленческого обеспечения образовательной деятельности. По мнению экспертов, вузовское сообщество и федеральные органы управления должны получить такие правовые и организационно-финансовые инструменты, которые позволят быстро и адекватно реагировать на вызовы, стоящие перед системой высшего образования, и способствовать достижению общих целей, а также решению задач развития российского государства и общества. В организации деятельности государственных вузов необходим системный подход, основанный на непротиворечивом балансе конкуренции и кооперации.
Конкуренция должна обеспечивать равный доступ к созданным за счет государственных инвестиций ресурсам по простым, понятным и справедливым правилам. Федеральные органы управления системой образования должны иметь возможность осуществлять эффективное, в том числе цифровое, управление и проводить единую государственную политику во вверенной им сфере в отношении всех вузов вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Системе нужны правила добросовестной конкуренции и открытого взаимодействия, подчеркивают эксперты. Это повысит эффективность государственных инвестиций в развитие российской высшей школы, а значит, и уровень качества высшего образования в стране.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.