10 декабря 2020
40 бизнес-проектов в сфере ИИ прошли акселерацию на платформе, организованной с участием ВШМ СПбГУ, в рамках глобального образовательного интенсива «Архипелаг 20.35»
Акселерационный модуль состоялся в рамках трека Санкт-Петербургского государственного университета «Искусственный интеллект в цифровой экономике» беспрецедентного по масштабам образовательного онлайн-интенсива «Архипелаг 20.35». Из 40 проектов-участников, дошедших до финала модуля, 11 оказались в топ-100, а два — в топ-10 команд по итогам всего мероприятия.
Трек организован университетом и Высшей школой менеджмента СПбГУ (ВШМ СПбГУ) в партнерстве с Банком ВТБ, GenerationS (Российской венчурной компанией), Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом «ЛЭТИ» и международной информационной группой «Интерфакс». Деканом трека выступилсоветник заместителя председателя правления ВТБ, участник проектного офиса по стратегии ВШМ СПбГУ Сергей Лукашин.
Как это устроено
Программа состояла из двух этапов. Первый — это работа в лабораториях («машинного обучения и эконометрики», «управления стихиями электричества и времени», «технологии мобильных роботов», и так далее — в общей сложности 19 тем). Как формулируют организаторы, он был направлен на «прокачку технологий проектов». Второй этап — предакселератор, разбитый на тематические дни. Лекции, воркшопы и практикумы объединялись по направлениям «Бизнес», «Рынок», «Технология», «Подготовка к выступлению», «Менторские сессии», в рамках которых команды последовательно двигались от формирования канвы бизнес-модели к подготовке презентации проекта и отработки питчей. Этот образовательный модуль был направлен на «прокачку» самого бизнеса (упаковку проектов по всем параметрам бизнес-модели, получение навыков продаж на В2В рынке, подготовки презентации проекта перед инвесторами).
Каждая команда индивидуально поработала минимум с тремя экспертами, проверив хотя бы две гипотезы о своем проекте. Основываясь на отзывах об обучении, организаторы подсчитали свою результативность: более 80% команд поняли, как совершить первые продажи; 60% смогли понять целевую аудиторию и даже пообщаться с потенциальными клиентами; больше 45% осознали, как сделать MVP («минимально жизнеспособный продукт») и более 25% создали или доработали его; наконец, половина команд подготовила презентации для инвесторов.
Команды и их победы
К участию в акселераторе приглашались ИТ-специалисты, предприниматели, студенты и школьники, имеющие свои разработки в области машинного обучения и анализа данных. Предложение заинтересовало соискателей от 18 до 40 лет. Были представлены проекты разной степениготовности: как на стадии идеи, так и с уже готовым прототипом. Прошли программу целиком более 40 проектов из 797 стартовавших. 11 участников GenerationS попали в топ-100, а 2 — в топ-10 команд по итогам всего «Архипелага 20.35».
Идеологи проекта отмечают, что их платформа в результате стала третьей по популярности среди участников «Архипелага 20.35», где в общей сложности работало 20 акселераторов. Средний балл оценки программы самими командами составил 4,7.
Самого высокого среди «выпускников» трека результата по итогам «Архипелага 20.35» добилась команда ASSI Start, занявшая 7 место в «общем зачете». Она пришла на интенсив с проектом облачной экосистемы с AI наставником/ассистентом для старта и управления бизнесом. Система использует алгоритмы машинного обучения для саморазвития. Организаторы отмечают, что команда ASSI Start уже состоит из опытных предпринимателей, бизнес-экспертов, аналитиков, продакт-менеджеров, дизайнеров, разработчиков и маркетологов. Ее представители в ответ благодарят акселератор: «Переосмыслили подход к продвижению нашей стартовой версии, сконцентрировались на наших пользователях, научились проводить CustDev, познакомились с построением CJM, обновили знания по командной работе, посмотрели на построение финмодели под другим углом, а также прошли мощную подготовку к питч-сессиям».
Другой лидер топа (9 место по итогам «Архипелага») — «Цифровая Россия», сервис для подбора деловых контактов, нацеленный на создание единой системы взаимодействия между участниками российского и международного бизнес-сообщества. Организаторы констатируют, что у проекта «небольшая, но сильная команда (5 человек), чья компетенция не вызывает сомнения — как и актуальность поставленной задачи». Отзыв о программе самой команды: «Получили много обратной связи от экспертов, проработали вопросы по части бизнес-модели, несколько гипотез по вертикальному масштабированию проекта. За время участия прошли очную защиту в ФСИ. В планах до конца года подготовить релиз следующей версии платформы, в которой участники уже смогут получать рекомендации запросов от других участников и отправлять свои предложения».
Преподаватели оценили
Интересно, что, например, эксперт по корпоративным финансам и основатель агентства «Финэксперт» Наталья Джораева, работавшая со многими командами, особое внимание обратила на проект сервиса онлайн-дизайнера интерьера Plannerix: «У проекта есть четко сформулированная ценность для целевой аудитории и понятная, масштабируемая бизнес-модель. Я достаточно много работаю со стартапами и периодически сталкиваюсь с тем, что они предлагают рынку решение несуществующей проблемы, поэтому продажи и сам проект «не взлетают». У ребят из Plannerix, на мой взгляд, все должно получиться. У корпораций есть большой интерес к сервисам автоматизации подбора персонала, а у маркетплейсов — мебели и декора, у продавцов недвижимости — к возможности дать их потребителям «примерить» будущие покупки и тем самым увеличить продажи».
Анатолий Бородин, ментор программы GenerationS, охарактеризовал другой проект: «AEROSPACE-AGRO предлагает комплексное решение, позволяющее компаниям агропромышленного холдинга воспользоваться сразу несколькими технологиями, которые можно отнести к цифровому сельскому хозяйству, и получить результаты, выражаемые в деньгах (сэкономленных или дополнительно заработанных). Именно создаваемая бизнес-ценность, подтверждаемая конкретными кейсами, позволяет рассчитывать на успех проекта в будущем. Ключевым вопросом на данном этапе будет возможность масштабирования и кратного роста проекта в случае резкого роста количества заказчиков».
На Анастасию Ласковую, преподавателя ВШМ СПбГУ, исследователя Центра предпринимательства, трекера технологических стартапов и автора подкаста «Терапевт для бизнеса» особое впечатление произвел проект Awagas Academy: «Он решает актуальную для современной молодежи проблему профориентации. В современном мире множество профессий и постоянно появляются новые; часто молодые люди не знают, чем им хочется заниматься. Проект понравился тем, что помогает быстро и дешево "попробовать" разные профессии, чтобы понять, что действительно нравится. Еще одна сильная сторона - геймификация, которая в современном образовании выходит на первый план. Особенно в текущей ситуации развития онлайн-образования и проблемы удержания внимания обучающихся. С учетом перспектив роста рынка онлайн-образования и роста количества инструментов вовлечённости, проект может в будущем расширить свою линейку продуктов и выйти за рамки только профориентационного образования».
Архипелаг онлайн
Отметим, что весь трек СПбГУ в рамках «Архипелага 20.35» был посвящен именно ИИ — он назывался «Искусственный интеллект в цифровой экономике». Одна из онлайн-лабораторий — «Математическая робототехника и искусственный интеллект» — была организована научно-образовательным центром СПбГУ. Другое направление трека — использование ИИ при работе с данными в банковской сфере, тут со слушателями работали эксперты Школы управления рисками ВТБ. В свою очередь, лаборатория ЛЭТИ, посвящённая технологиям мобильных роботов, помогла участникам трека понять, какую часть рутинной интеллектуальной работы можно переложить на машину. Вместе с экспертами «Интерфакса» участники интенсива провели оценку эффективности закупок в здравоохранении.
«Архипелаг 20.35» — первый беспрецедентно масштабный для России образовательный интенсив по формированию и акселерации команд, способных создавать и коммерциализировать проекты в области анализа данных и искусственного интеллекта «для опережающего технологического развития в приоритетных отраслях экономики и всех сферах государственной и социальной деятельности». Он был разбит на три этапа: преакселерационная — отборочная — программа; собственно, интенсив, в котором приняли участие топ-1000 команд с наибольшим баллом в рейтинге по итогам отсева; и, наконец, финал — представление результатов. «Архипелаг 20.35» длился с 27 сентября по 21 ноября. Обучение проводилось в онлайн режиме.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.