16 марта 2021
Удаленке — год: 16 марта 2020 года Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) перешла на дистанционный формат работы. «Прыжок» в интернет был совершен всего за двое суток — разворачивание пандемии COVID-19 требовало экстренных мер. Сегодня очевидно, что Бизнес-школа совершила настоящий прорыв в диджитилизации и обучения, и научной работы, и неформального общения.
ВШМ СПбГУ продолжит обучение по программам бакалавриата и магистратуры в удаленном режиме до конца учебного года 2020/2021. Дистанционный формат остается предпочтительным: он позволяет работать с большими группами студентов из разных стран и часовых поясов. Ради сохранения этого преимущества создаются гибридные аудитории (сочетание возможностей очного и удаленного обучения), работает специальная служба технической поддержки. Профиль обучения в ВШМ СПбГУ не подразумевает обязательного проведения, например, практикумов в лабораториях — все это вместе позволяет не жертвовать физической безопасностью, сохраняя во главе угла заботу о здоровье как студентов, так и преподавательского состава в условиях сохранения пандемических ограничений.
Учеба: привыкли — стало удобно
Дистанционный формат обучения стал серьезным вызовом для студентов первого курса бакалавриата и магистратуры. Новичкам всегда сложно, но первокурсникам в 2020 году пришлось обживаться еще и в условиях новой коммуникативной среды, непривычной для всех участников процесса.
Что уж говорить об иностранных студентах. «Проблема закрытых границ остра для всех иностранцев, планировавших учиться в России, но я смогла приехать до закрытия транспортного сообщения. В сентябре мне нужно было отсидеть карантин. За студенческим билетом в учебный отдел пришла уже примерно через 1,5 месяца с начала учебы. К тому моменту я уже успела привыкнуть к преподавателям и своей «удаленной» группе. Она состоит из студентов из Казахстана, Молдовы, Узбекистана, Белоруссии», — рассказывает Анна Протуро, студентка первого курса программы «Менеджмент» (Белоруссия, Гомель).
Бакалавры с гражданством России имели возможность учиться первый месяц первого семестра в смешанном формате. Но при этом многие все равно выбрали онлайн ради собственной безопасности.
«Сейчас я живу в Ленинградской области. Ежедневные поездки на общественном транспорте небезопасны. Поэтому решила учиться дистанционно и перевелась в группу студентов, которые физически не могли приехать в Петербург. Для меня главное —безопасность, здоровье близких и одногруппников», — отмечает Дарья Леус, студентка первого курса программы «Международный менеджмент».
Все службы Бизнес-школы остаются на связи и готовы помочь в решении любого вопроса, связанного с документами или подключением к образовательным платформам. Студенты рассказывают, что их лучшим другом на удаленке стала Екатерина Вахрушева, специалист по учебно-методической работе службы обеспечения программ бакалавриата по направлению менеджмент. Екатерина помогает учащимся с решением организационных и «бумажных» вопросов.
«Наши студенты находятся по всей стране, а также за рубежом — на Кубе, в Китае и Европе. Мы уделяем время каждому, кто к нам обратился, даем максимально полную информацию. Вопросы от студентов из регионов России и стран, находящихся в других часовых поясах, мы получаем и ранним утром, и поздней ночью. Для нас важно сохранить коммуникацию и всегда оставаться на связи, чтобы ребята ощущали нашу поддержку вне зависимости от географии», — говорит Екатерина Вахрушева.
Коммуникация с преподавателями также обрела новый характер. Если раньше студенты могли задать свой вопрос лектору во время перерыва между занятиями, то сейчас и это взаимодействие происходит онлайн.
Доцент кафедры государственного и муниципального управления ВШМ СПбГУ, к.э.н. Евгений Гиленко говорит, что в онлайн-формате получается даже эффективнее пообщаться с заинтересованными студентами. Можно задержаться и спокойно обсудить различные вопросы после занятия, ведь, фактически, то время, которое тратилось на поездку домой после занятия, теперь можно отвести под общение со студентами. «После занятий мы остаемся на 40, а то и 90 минут в MS Teams, чтобы проговорить оставшиеся неясными моменты или разобрать решения задач. Во время онлайн-занятия студенты активно пишут в чате, поэтому нет ощущения неполноты коммуникации, у них всегда есть возможность задать вопрос или ответить преподавателю. Отмечу, для меня работа в дистанционном формате оказалась даже удобнее – есть возможность сохранить видео лекции или семинара для студентов, а также прочитать и учесть мнение каждого студента через чат. В традиционном формате такое вряд ли было бы возможно», — отмечает он.
Студенты, в свою очередь, рассказывают, что первоначально было очень волнительно подключаться к занятиям онлайн. Но в итоге это превратилось в рабочую рутину: привыкли, разобрались в программе, стало удобно.
Сейчас ВШМ СПбГУ при поддержке Попечительского совета активно ведет работу по настройке аудиторий для гибридного формата обучения в кампусе «Михайловская дача». Представители Проектного офиса по стратегии собрали фокус-группу, куда вошли студенты, сотрудники и преподаватели для обсуждения и консолидации пользовательского опыта, чтобы сделать цифровую среду Бизнес-школы максимально эффективной.
Сессия: не подумав, не ответишь
Экзамены по сути своей — испытания. На фоне пандемии это понятие обросло новыми смыслами.
«Когда очно сдавал экзамены, у меня было меньше переживаний и волнения, чем когда я остался дома один на один с монитором. Сессия оказалась очень "жаркой". Многие могут подумать, что диджитал позволяет списать. Но преподаватели продумали все моменты, и вопросы были настолько насыщенные, что приходилось активизировать все свои способности и аккумулировать все знания, чтобы дать достойный, качественный ответ», — рассказывает студент первого курса магистерской программы «Корпоративные финансы» (Master in Corporate Finance — MCF) Владислав Ковалевский.
Экзамены проходили с использованием MS Teams и Blackboard. Все участники находились в видео-чате с преподавателем, при этом отвечали на экзаменационные вопросы и решали тест. Студенты рассказывают, что времени на поиск ответов на сторонних ресурсах попросту не было. При этом формулировки вопросов построены таким образом, что дать зазубренный ответ невозможно: требовалось построить его на анализе полученной информации.
Системой управления обучением Blackboard преподаватели и студенты ВШМ СПбГУ пользуются не первый год. Она имеет широкий функционал и позволяет преподавателям создавать разные форматы для проверки знаний.
Тем не менее, как отмечает Евгений Гиленко: «Онлайн-формат зачастую несет в себе и конкретные опасности: например, во время выполнения контрольного или экзаменационного задания, у студентов возникает серьезный соблазн скопировать информацию с какого-нибудь онлайн-источника или друг с друга через общий чат. При этом, к большому сожалению, очень часто фактически копируется именно ошибочная информация. Хочется отметить, что преподаватели ВШМ стараются донести до студентов максимально качественную информацию, отфильтровать откровенные глупости, которые так часто окружают соответствующие профессиональные сферы и, к сожалению, активно публикуются в сети Интернет. Мне кажется, в этом и заключается для студентов одна из ценностей обучения в ведущей бизнес-школе Восточной Европы — в через общение с признанными специалистами научиться эффективно работать с правильной информацией и, в итоге, самим стать высококлассными профессионалами, востребованными в будущем».
Профессорско-преподавательский состав со всей ответственностью работает над улучшением качества экзаменации в онлайн. В Knowledge Cafe, куратором которого является доцент кафедры стратегического и международного менеджмента Татьяна Клемина, ежемесячно проводятся встречи, где идет обмен опытом и поиск новых способов эффективного онлайн-взаимодействия.
Общение: единение на расстоянии
Студенческая жизнь не обходится без неформального общения, встреч, мероприятий и активностей. Тут даже разброс друзей по континентам не становится фактором разобщения. Студенты остаются на связи 24/7 при помощи социальных сетей, мессенджеров и постоянных созвонов.
Бизнес-школа делает все, чтобы члены сообщества GSOM Family чувствовали единение даже на расстоянии друг от друга. Студенческий совет, куда входят представители от каждой группы, регулярно собирается для обсуждения актуальных вопросов. «Раз в две недели мы встречаемся с заместителем директора ВШМ СПбГУ Константином Кротовым и другими представителями администрации Бизнес-школы для обсуждения последних нововведений и потребностей. Это прекрасная возможность прислушаться друг к другу», — уверена Дарья Леус.
Карьерная неделя, гостевые лекции, кейс-чемпионаты, прямые эфиры с выпускниками помогают быть в курсе событий и развиваться в творческом и профессиональном плане.
«Очень круто, что у нас есть корпоративная почта, куда приходит много полезной информации, и даже нет возможности «что-то проморгать», потому что нас обо всем информируют. Например, благодаря рассылке я приняла участие в карьерной неделе, сходила на несколько мероприятий. Участвовала в кейс-чемпионате. ВШМ — это крутое бизнес-комьюнити, где каждый мечтает чего-то добиться, ставит цели и следует к ним. И благодаря участию во внеучебных активностях я чувствую атмосферу заряженности», — отмечает Анна Протуро.
Чат-бот в телеграме стал еще одной площадкой для нетворкинга между членами сообщества.
«Мы запустили новый проект для знакомства участников сообщества между собой — чат-бот GSOM Connect. Каждый человек, связанный с ВШМ СПбГУ, имеет уникальный опыт, которым может поделиться с другими членами нашей большой семьи. Мы рады, что за столь короткое время проект нашел отклик среди сообщества, и многие уже успели познакомиться, обменяться знаниями и помочь друг другу», — рассказывает Ксения Колесникова, руководитель отдела по работе с выпускниками ВШМ СПбГУ.
Конечно, все с нетерпением ждут возвращения в офлайн, теплых встреч, реального общения и крупных мероприятий.
«Сейчас самое большое упущение из-за онлайна — мы не видим друг друга, не можем поговорить лично, видеть жесты, мимику. Очень жду открытия границ и возможности быть в Петербурге, общаться и жить полной студенческой жизнью. Но если ситуация не изменится, то онлайн — хорошая альтернатива. Сейчас у нас в Эстонии назревает полный локдаун из-за нового учащения случаев заражения. Так что, как нам говорят в ВШМ, важно адаптироваться к изменениям и подстраиваться под окружающую среду. Не можешь изменить ситуацию — измени свое отношение к ней», — рассуждает студентка первого курса программы магистратуры «Менеджмент» (Master in Management — MiM) Дарья Фирсова (Йыхва, Эстония).
Нельзя утверждать, что годовщина перехода в онлайн — тот повод, с которым, учитывая контекст, принято поздравлять. Нельзя, однако, не отметить, что ВШМ СПбГУ прошла этот сложный период достойно, научившись многому. Уверены, эти новые навыки и приобретения станут основой дальнейшей модернизации обучения в Бизнес-школе.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.