24 марта 2021
За время пандемии 70% опрошенных социальных предпринимателей смогли сохранить и увеличить доход от продажи товаров и услуг, а 85% сохранили и увеличили численность трудоустроенного персонала. Это показывают результаты совместного исследования Impact Hub Moscow и экспертов из Высшей школы менеджмента СПбГУ (ВШМ СПбГУ) и University of Massachusetts Boston, которое проводилось с июня 2020 по январь 2021 года при поддержке Фонда имени Фридриха Эберта среди владельцев и руководителей социальных предприятий, а также экспертного сообщества. Исследование было направлено на выявление изменений, которые произошли в социальном предпринимательстве во время пандемии, а также стратегий и инноваций, которые помогли пережить кризис и заложить основу для будущего роста. Исследование проводилось в два этапа на основе сбора количественных и качественных данных.
Социальное предпринимательство — это деятельность, направленная на решение социальных и экологических проблем с использованием бизнес-подходов и инструментов. Данные исследования показывают, что большинство российских социальных предприятий - участников исследования - относятся к малому (12%) и микробизнесу (82%). Средний возраст компаний — 5-6 лет. На момент начала пандемии две трети из них находились на стадии роста и развития, а около 34% — на этапе запуска.
Абсолютное большинство организаций, принявших участие в исследовании (74%), ориентируются на создание устойчивых бизнес-моделей и соблюдение баланса между миссией и коммерческим доходом. Среди респондентов 41% предприятий представляют собой «коммерческие» организации, в которых основная часть доходов формируется за счет реализации товаров и услуг, и другие 41% относятся к «гибридному» типу, совмещая доходы от коммерческой деятельности с получением пожертвований и грантов. Интересно, что среди опрошенных социальных предприятий «коммерческого» типа 74% смогли сохранить или увеличить доход от продаж товаров и услуг во время пандемии, а среди организаций «гибридного» типа таких 61%. Объем субсидий и грантов больше увеличился у тех социальных предприятий, которые и до пандемии опирались в значительной степени на гранты и пожертвования.
Ключевые тенденции, выявленные в результате исследования «Социальное предпринимательство в эпоху пандемии»:
«Социальные предприниматели проявили невероятную устойчивость в очень непростое время, — отметила Юлия Арай, один из авторов исследования, академический директор программы Master in Management Высшей школы менеджмента СПбГУ, координатор проектов в области социального предпринимательства Центра КСО им. ПрайсвотерхаусКуперс. — Тому есть много причин, но главные — это повышенная ответственность перед благополучателями и тот предпринимательский дух, который помогает им находить новые решения. Важно, что многие не просто смогли «удержаться на плаву», но и создать новые продукты и сервисы, как для своих компаний, так и для рынка в целом. Мы видим, что у социальных предпринимателей за годы работы аккумулировались ресурсы и компетенции, часть из которых они начали использовать и развивать именно во время «коронакризиса» — он подтолкнул многих сделать то, что они давно собирались. Большинство социальных предпринимателей отмечает, что период пандемии — время бесценного опыта. Важно использовать этот опыт и двигаться дальше».
Исследование показывает, что социальные предприниматели активно использовали ресурсы предпринимательской экосистемы в условиях кризиса пандемии. Но не все типы поддержки оказались одинаково востребованными и полезными. Результаты количественного и качественного анализа показывают, что необходимо расширять меры поддержки, соответствующие реальным потребностям социальных предпринимателей:
«Результаты исследования показали, что предприниматели, идентифицирующие себя как «социальные», организуют свое дело в разных юридических формах и опираются как на доход от продажи товаров и услуг, так и на дополнительные источники финансирования. Таким образом, мы наблюдаем новый класс предпринимателей, которых можно назвать импакт-предпринимателями — их целью является прежде всего достижение общественного блага или влияние на окружающую среду, и они выбирают доступные им коммерческие и некоммерческие модели для достижения своих целей. Для успешного развития этого молодого сектора необходима комплексная поддержка предпринимателей — экспертиза и наставничество могут идти вместе, например, с займом на старт бизнеса или импакт-инвестициями в рост. На основе результатов исследования наша команда разрабатывает комплексные продукты поддержки импакт-предпринимателей на разных этапах развития», — комментирует сооснователь и директор Impact Hub Moscow Екатерина Халецкая.
Impact Hub Moscow
C 2014 года Impact Hub Moscow создает среду для решения социальных и экологических проблем предпринимательскими методами, входит в международную сеть из 100 центров по всему миру. За 6 лет в партнерстве с крупным бизнесом и благотворительными фондами московский Хаб поддержал запуск и развитие более 300 социально значимых стартапов, деятельность которых повлияла на более 1 млн человек в России.
Фонд имени Фридриха Эберта
Немецкий социал-демократический Фонд имени Фридриха Эберта работает в Москве с 1989 года, а с 2015 года имеет представительство в Санкт-Петербурге. Своими проектами мы вносим вклад в становление общества равных возможностей, социальное и демократическое развитие, а также упрочение диалога между Россией и Германией.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.